Развитие сети малых городов и поселений
Одна из серьёзнейших проблем не только России, но и всего мира - растущие густонаселённые мегаполисы. Точнее сказать - перенаселенные. В то время как существует некий оптимальный диапазон числа жителей города или поселения, обеспечивающий достаточное разнообразие специализаций и свободной конкуренции, разнообразие культурной среды, и в то же время не допускающий дефицита пространства, пробок, загазованности из-за недостаточной естественной вентиляции, скученности, чрезмерно громоздких, многоуровневых иерархических запутанных систем управления и экономических взаимоотношений, сложности и запутанности различных инженерных систем, дефицита площади (пространства), влекущего чрезмерные спекулятивные цены на недвижимость со всеми вытекающими последствиями, эпидемий и многих-многих других проблем. Ориентировочно, оптимальное число жителей города или поселения находится в диапазоне от 10 000 до 300 000 человек, а золотая середина где-то между 30 000 и 100 000 человек.Кроме экономических и социальных факторов необходимо учитывать и стратегические: ведь крупный мегаполис уязвим или менее устойчив перед различными катаклизмами и катастрофами (техногенными, естественными, конфликтами и войнами, эпидемиями и т.п.), очень зависим от своевременной доставки продукции первой необходимости, энергии и ресурсов, более подвержен диверсиям, особенно если в каком-либо мегаполисе расположен центр управления экономикой и прочими структурами области или даже всей страны. При этом, например, внезапная необходимость расселения разрушенного мегаполиса вызовет небывалые миграционные процессы. Поэтому, оптимальным вариантом было бы создание сети малых городов, тесно связанных между собой информационными и транспортными сетями. Такая структура была бы очень устойчива к перечисленным негативным воздействиям, теснее интегрирована к окружающей среде, системы управления были бы простыми, однотипными, прозрачными для контроля, гибкими и оперативными - что в свою очередь снизило до минимума коррупцию. Кроме того, для стран с большой протяжённостью необходимо освоение территорий и оплетение их сетью городов и поселений, чтобы сохранить геополитическое господство и контроль над удалёнными территориями.Развитие сети малых городов смогло бы приостановить рост мегаполисов, сбить в них спекулятивные цены на недвижимость, привести к постепенному оттоку жителей мегаполисов в малые города. Транспортная сеть между похожими по численности городами может обеспечить равномерную загрузку транспортного сообщения, равномерное качество дорог, возможность быстрого объезда пробок или заблокированных участков по дорогам между ближайшими городами и населёнными пунктами. В пределах малых городов и населённых пунктов населением могут быть успешно использованы различные виды альтернативного экономичного и экологически-чистого транспорта, рассчитанного на малые нагрузки и малые скорости ввиду малых дистанций перемещения. Следует отметить и то, что в небольших и достаточно просторных городах нет необходимости строить высотные здания, а наоборот можно строить здания оптимальной высоты и конфигурации. Оптимальная высота зданий обычно не превышает 5 этажей, что значительно снижает стоимость возведения и дальнейшие эксплуатационные затраты на обслуживание и снабжение. Поэтому, малые города лучше подходят и для строительства доступного социального жилья. Просторная безопасная среда - идеальное место для детей, пожилихых людей, людей с ограниченными возможностями. Вероятно, можно было бы даже среди прочих создавать специальные малые города для людей с ограниченными возможностями, максимально адаптировать город для этой категории людей.Так же выровняется и социальное неравенство между жителями мегаполисов и сельской местности: вокруг малых городов смогут успешнее развиваться сети сельских общин и поселений (которые смогут снабжать сразу несколько близлежащих малых городов, а не только один), выровняется качество образования, медицинского обслуживания, возможности профессиональной самореализации, будет достаточно равномерным и распределение цен на недвижимость, в которых будут минимальными составляющие, обусловленные дефицитом пространства и близости к центру города или поселения.Малым городам и поселениям помимо продовольствия так же будет проще обеспечить себя альтернативными источниками энергии и менее зависеть от внешней энергосистемы.Данный процесс должен находиться под управлением государственных структур, а не быть стихийным, так как стихийность вновь приведёт к демографическим деформациям и "опрокидываниям": росту одних городов и вымиранию других. Необходимо рассчитывать и моделировать заранее и как можно точнее все факторы функционирования планируемых малых городов и их взаимодействие с соседними городами на основе принципов устойчивого развития: оптимальное и максимальное число жителей, минимальное расстояние до “зон влияния” соседних городов, выделять землеотводы, проектировать инженерные коммуникации и системы энергоснабжения, строить дороги, проводить программы льготного заселения для “пионеров” (первых поселенцев), для которых переселение в новую среду является достаточным риском и влечёт определёные материальные потери. Так же можно создавать льготные условия бизнесу для привлечения в малые города: уменьшать налогообложение, размещать тендеры на прокладку информационных магистралей. Вероятно, с точки зрения государственной безопасности будет лучше, если главные информационные магистрали будут не частными, а государственными - наравне с транспортными магистралями и системами энергоснабжения. Так же вероятно, что в силах государства обеспечить ускоренное развитие виртуального документооборота в различных сферах и технологий дистанционного присутствия на рабочих местах. Это позволит части граждан работать удалённо в мегаполисах, находясь физически где угодно, проживая в малых городах и поселениях без проблем трудоустройства. Кроме того, развитие этих технологий существенно снизит необходимость физического перемещения людей, и таким образом разгрузит транспортное сообщение, сэкономит людям средства, время, силы и здоровье, позволит полноценно взаимодействовать и общаться, получать образование.Сеть городов может расти как вовне, охватывая новые территории, так и уплотняясь на существующей территории до определённого предела концентрации. Процесс “отпочковывания” в сети новых городов будет достаточно прост, так как все технологии и опыт будут достаточно однотипны и уже накоплены во всех подобных городах. Вероятно, однотипность образования и развития городов и их сети позволит формализовать многие законы этого развития, а значит, суметь создать компьютерную программу, регулирующую развитие сети городов. Кроме того, было бы проще разрабатывать некую общую для всех городов (и желательно Open Source) систему автоматизации различных систем города типа "умный дом", "умное здание" и "умный город": энергоснабжение, всевозможная автоматизация, управление движением транспорта и т.п..Возможно, было бы правильнее сначала построить виртуальную модель развития сети малых городов на долгие годы вперёд (учитывая так же комплексное изменение ситуации в существующих населённых пунктах, вызванных развитием сети), чтобы действовать не вслепую, лучше убедиться в эффективности сети и точнее представлять (предсказать) с чего лучше начинать сейчас - где и в каком объёме необходимо строить новые города и поселения. По-моему, даже при самом приближённом грубом моделировании, усилением отрицательных эффектов и снижением положительных, очевиден будет колоссальный положительный социально-экономический эффект, не говоря о стратегическом.В настоящее время интенсивно развиваются различные технологии альтернативной энергетики, которые уже в ближайшем будущем позволят обрести малым городам, поселениям и отдельным хозяйствам энергетическую независимость. Очень перспективны технологии солнечной энергетики, которые удешевляются ежегодно в среднем на 20%, как и стоимость производимой электроэнергии. Через 5-10 лет стоимость получения солнечной электроэнергии в России на протяжении 6-8 месяцев в году сравняется со стоимостью элекртоэнергии от внешних энергосистем. Энергетически автономные узлы сети смогут поддерживать и системы обмена информации между собой, что обеспечит альтернативные системы связи и информационную независимость он внешних систем связи. Поэтому, даже если в данный момент малые образования экономически менее эффективны в тех или иных сферах, в том числе энергетической и информационной, то эта ситуация уже постепенно меняется и изменится в самом ближайшем будущем.
Можно начинать с малого: сначала один малый город-спутник какого-либо мегаполиса, затем следующие. Опыт сети малых городов может стать универсальным не только для России, но и всего мира. И наоборот, так как концепция достаточно универсальна и интернациональна. В общем-то можно было бы независимо от властных структур попытаться создавать подобную сеть, начиная с первого города - на это рассчитан, например, проект первого настоящего экополиса России Аркона http://eco-capital.ru , в котором я сам участвую. Можно одновременно "прокачивать", т.е. плотнее связывать информационно и экономически (например, развитием транспортного сообщения) существующие соседствующие поселения и малые города, помогать развивать их инфраструктуры с целью повышения привлекательности заселения, а не вымирания или оттока людей в мегаполисы. Одна из проблем многих малых городов в том, что они слишком удалены от мегаполисов и друг друга и слишком самонедостаточны: зависимы от мегаполисов и одновременно слабо связаны между собой. И на данный момент жизнь в мегаполисе намного комфортнее и интереснее, доходнее и перспективнее. Выходит что тактически мегаполисы естественным образом более "конкурентноспособны" по сравнению с малыми городами. Хотя стратегически - это чрезмерно рискованное и всё более опасное скопление людей в ограниченном пространстве, несущее всё больше внутренних противоречий. Во многом мегаполисы выигрывают только лишь потому, что им позволено в различных формах паразитировать на более мелких субъектах. Если ограничить возможности паразитирования (или обеспечить обратный процесс - часть бюджета мегаполиса направлять на развитие, например, транспортного сообщения между малыми городами) и ограничить определёнными нормами скопления людей, устранить самые минимальные проблемы транспортного сообщения хотя бы до самых близких городов-спутников - тогда жизнь в мегаполисе окажется уже не столь привлекательна и перспективна, и очень многие потянутся в малые города-спутники, а затем в более отдалённые.Можно уже начинать вводить квоты на дальнейший рост мегаполисов (особенно уплотнение), ограничивая регистрацию новых поселенцев (по крайней мере в центральных районах) или вводя налоги на прописку в мегаполисах, средства от которых будут направлены на развитие малых городов. Конечно, это меры непопулярные, но стратегически оправданные и справедливые, так как в настоящее время все центры в той или иной мере паразитируют на малых городах и поселениях: владением производствами и недвижимостью (когда местное население работает на владельцев, проживающих в крупных центрах), скупкой по низким ценам сырья и продовольствия, оплатой труда по тарифным сеткам, когда в окраинах зарплаты в разы отличаются от зарплат в мегаполисах - т.е. местное население фактически обложено данью монопольными системами в условиях дефицита рабочих мест, недостаточно свободного конкурентного рынка сельхозпродукции, сырья и прочей продукции (так как приходится поставлять продукцию в один какой-либо мегаполис с его цепью перекупщиков), неравномерным распределением налогов (налоги платят все по одинаковым ставкам, а тарифная сетка зарплат разная).В перенаселённых городах конкуретная среда может быть слишком агрессивной, которая толкает бизнесменов на дополнительные риски: подкупы чиновников, махинации, демпинг с целью выдавливания и разорения конкурентов, иногда вплоть до запугивания или наоборот сговора о разделе сфер влияния. В более "размазанной", неперегруженной, стабильной и иннертной системе будет легче поддерживать более здоровый уровень конкуренции с минимумом злоупотреблений и минимумом рисков.Мотивировать развитие сети малых городов могут ограничения на чрезмерные уплотнения существующих мегаполисов, как предложено в http://democrator.ru/problem/8048 (Ограничение точечной застройки до решения проблем пробок и стоянок).В России существует огромная диспропорция в соотношении между вложениями в транспортное сообщение и величиной убытков от существующего неудовлетворительного состояния дорог. Т.е. убытки граждан и бизнеса от плохого состояния дорог значительно превышают затраты государства на строительство и ремонт этих дорог. Поэтому, вложение в развитие транспортного сообщения отнюдь не будет безвозмездной убыточной дотацией со стороны государства - наоборот, это одна из самых эффективных инвестиций в экономику страны. Экономический и социальный эффект от развитой транспортной сети с лихвой покроет вложения в самые короткие сроки. Пусть транспортный налог необходимо будет значительно повысить, но ведь почти все бизнеспроцессы завязаны на транспорте, особенно в России.Универсальность многих процессов в малых городах и равная доступность жилья обеспечивает больше возможностей для переселения из одного города в другой, более подходящий для проживания по тем или иным причинам или условиям. "Достаточно самодостаточные" малые города и их группы могут обладать той или иной степенью автономности и самоуправления, образуя самобытные сообщества. Даже возможны модели с особыми социальными нормами и правилами (не противоречащими, а дополняющими законы федерации), с собственными моделями управления и владения, экономическими системами, бизнеспроцессами и товарообменом - в этом случае государству может исчисляться не подоходный, а вменённый налог как с отдельных субъектов, так и всего города или группы городов. Успешный опыт применения различных экспериментов самоуправления может быть перенят другими городами. Развитие самоуправления подразумевает не усиление власти местных "князьков", а совершенную систему местных референдумов (см. http://democrator.ru/problem/8264) и возможность проведения различных экспериментов на местном уровне (см. http://democrator.ru/problem/8064).Дефицит пространства в мегаполисах вызывает спекулятивный рост стоимости жилья в них, приводящий к малодоступности жилья для многих семей. Паразитарное положение крупных субъектов по отношению к малым частично компенсирует проблемы дефицита пространства в крупных за счёт повышения благосостояния горожан, но снижает благосостояние малых субъектов, вызывает отток населения из малых в крупные, что увеличивает проблемы дефицита пространства в крупных субъектах и ведёт к ухудшению экономики и уровня жизни в малых. Оба фактора способствуют сложностям роста населения: в крупных дефицит пространства и многократное повышение цен на жильё, а малых - ухудшение уровня жизни. Поэтому, развитие сети малых городов и поселений позволит лучше использовать ресурс пространства страны как один из важнейших факторов для роста населения: ведь на территории России может проживать население в 2-3 раза больше чем сейчас, т.е. 500 млн. человек и более.С иными предложениями касательно сети малых городов и поселений можно ознакомиться по ссылке: http://stranger-live.livejournal.com/4687.htmlилиhttp://thezeitgeistmovement.ru/forum/topic/9029-система-коллективного-принятия-решений/page__st__100__p__108333#entry108333
Примеры реализаций:Проект города-спутника "Южный" под Петербургом.http://asninfo.ru/asn/1463/52237http://www.mr7.ru/articles/57360/Проект экополиса Аркона: http://eco-capital.ru/Предложение "Против расширения границ Москвы": http://www.democrator.ru/problem/5515Предложение "Возвращение исторических границ Москвы", приведены примеры автономных подмосковных городов: http://www.democrator.ru/problem/8058Моё предложение по созданию сети экополисов и экопоселений: http://thezeitgeistmovement.ru/forum/topic/9029-система-коллективного-принятия-решений/page__view__findpost__p__108333иhttp://eco-capital.ru/forum/messages/forum49/topic3824/message79381/#message79381Глобальная сеть экопоселений GEN:http://ru.wikipedia.org/wiki/Глобальная_сеть_экопоселенийИсследование "Ранговое распределение Ципфа и фрактальная размерность социально-экономических пространств":http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2009/09/rus_33_2009_09.pdfЗаявление союза малых городов Российской Федерации:http://wto-inform.ru/experts/sokhranim_rossii_malye_goroda/ и http://www.smgrf.ru/important.phpПерспективы дальнейшего совершенствования территориальной организации местного самоуправления: приоритетное развитие городских округов, городских агломераций или средних и малых поселений:http://municipal-sd.ru/node/103Сачук Татьяна Викторовна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС: Обзор по теме «Территориальное развитие России: централизация или децентрализация. За и против»:http://municipal-sd.ru/pdf-files/2012/report-sachuk.pdfКузнецова Татьяна Евгеньевна, доктор экономических наук,Институт экономики РАН: "Малые города России: экономический аспект":http://ecsocman.hse.ru/data/520/694/1219/055.KUZNETSOVA.pdfЕфимов В.А. "Русские идеи" 13 июля 2012 (о сельском хозяйстве России и развитии глубинки) :http://youtu.be/3cNvJ3_g500Круглый стол «Русский миллиард»: http://nstarikov.ru/blog/23342Крупнов Юрий Васильевич:"Тысяча новых городов для России": http://www.proektnoegosudarstvo.ru/project/tisyacha_novih_gorodov."Спасти Москву!": http://www.proektnoegosudarstvo.ru/project/spasti_moskvu"Проектное государство": http://www.proektnoegosudarstvo.ru/projectтам же описано множество созвучных проектовАвтономный управляемый робот-манипулятор и технологии дистанционного присутствия:http://stranger-live.livejournal.com/12074.html http://stranger-live.livejournal.com/12417.html Развитие подобных технологий вплоть до виртуальных сред позволит жить вне мегаполисов, фактически в любом благоприятном для жизни населённом пункте, при этом без проблем и приемлемым уровнем удобства дистанционно выполнять большинство видов работ. Не будет необходимости частых перемещений физически, что разгрузит транспортное сообщение и сэкономит время на передвижение, расход топлива и энергии, износ транспортных средств, снизит число ДТП, повысит уровень здоровья людей. Окажет ещё массу полезных эффектов.Таблица капитализации населённых пунктов и прочих систем (в частном случае капитализация городов): http://sites.google.com/site/capitalizationsystem"Капитализация будущего": http://www.expertclub.ru/experts/list/32/1 “Капитализация пространства” - немного отвлечённая статья о характере перераспределения капитала и ресурсов по территории России: http://m.expert.ru/expert/2004/01/01ex-glaz_40360/ Обсуждение предложения в блоге Анатолия Александровича Вассермана (в шутку называю "Мой ответ Вассерману ;)"): http://awas1952.livejournal.com/2214989.htmlДля России важна продовольственная независимость от других стран. 85% территории России - зоны рискованного земледелия, поэтому необходимо развивать тепличные технологии, которые позволят выращивать культуры без ГМО, так как ГМО в основном необходима для повышения устойчивости растений к неблагоприятным факторам и стойкости к гербицидам и пестицидам. Кроме того необходимо максимально сокращать расстояния от места производства продовольствия до места потребления.Чем лучше удастся изолировать вегетативную среду от внешних неблагоприятных условий паразитов, тем выше можно получать урожаи, с наименьшими повреждениями и наибольшими сроками хранения - что так же способно обеспечить тепличное хозяйство как всесезонный поставщик самых растительных разнообразных продуктов.Представляю вашему вниманию следующие технологии:Технологии выращивания растений в оптимальных условиях: http://stranger-live.livejournal.com/7874.htmlРобототехника развивается в направлении автоматизации теплиц: http://www.csail.mit.edu/csailspotlights/feature2Модель тепличного хозяйства с интегрированным жилым и хозяйственным корпусом: http://stranger-live.livejournal.com/11849.html
Транспортные проблемы не позволяют осваивать удалённые от мегаполисов районы, где строительство жилья обходится дешевле, получение участков - проще. Решение транспортных проблем избавит от необходимости жить в городе чтобы быстро добираться до работы и обратно, позволит развивать частный сектор, собьёт спекулятивные цены на жильё как минимум на треть. По сведениям моего близкого родственника (гендиректора небольшой строительной компании), себестоимость строительства квадратного метра готового жилья получается в среднем не более 25-35 т.р. с учётом всех затрат, взяток, выделений, землеотводов и т.п.. Всё остальное - спекулятивная составляющая со стороны застройщиков и более обеспеченного класса собственников, уже имеющих иное жильё и выкупающих объекты ещё на этапе начала строительства с целью расширения, сдачи в аренду и дальнейшей перепродажи. Причём, последние два спекулятивных фактора занимают значительную долю от реализуемого жилья, усиливая дефицит жилья и способствуя эксплуатации менее обеспеченного класса граждан более обеспеченным.Поэтому, вероятно, строительные монополии препятствуют решению транспортных проблем. Они получают множественную выгоду: в условиях пробок люди вынуждены жить ближе к мегаполисам, что делает прибыльнее застройку черты мегаполиса, уплотнение, которое в свою очередь ещё более провоцирует пробки, создавая порочный круг. Чиновникам выгоднее "доить" застройщиков, распределяя золотые дефицитные участки мегаполиса и обходя градостроительные нормы. Как и застройщикам выгодно прикармливать чиновников. Либо чиновники организуют собственные строительные фирмы под управлением родственников - это видно на примере большинства мэров городов. А у рядовых (и даже нерядовых) граждан в условиях дефицита не остаётся выбора: покупать ближе к центру, но в 2 раза дороже, либо дальше от центра, но часами простаивая в пробках и неся значительные транспортные расходы, сопоставимые с разницей в величине уплаты за ипотеку между более дорогим и близко расположенным жильём и менее дорогим далеко расположенным. Строительство зданий и дорог - самые коррумпированные отрасли экономики. Затраты на покупку, аренду и содержание жилья для россиян в большинстве случаев составляют более половины их дохода. Причём, половина стоимости жилья - чисто спекулятивная составляющая, на которой наживаются застройщики и банки, а так же класс арендодателей и спекулянтов. Затраты на транспорт - пятая часть доходов. Соответственно на все остальные и самые важные потребности (питание, одежда, приобретение техники, образование, здоровье, досуг и отдых, содержание детей) остаётся менее четверти доходов.
В качестве иллюстрации: вот сколько реально должна стоить недвижимость на примере малого города Серов (Свердловская область) с населением 100 тысяч человек: