Возврат советской школы! Отказ от европизации и американизации образования!
Давайте сегодня предадимся ностальгии и вспомним о том, каким было советское образование.
Единого мнения о советской системе образования сегодня нет. И хотя большинство вспоминают в первую очередь то, что оно было "лучшим в мире", другие говорят о жесткой идеологической направленности. Давайте попытаемся посмотреть на советское образование со стороны и объективно оценить его плюсы и минусы.
Итак, почему лучшее в мире? Конечно, в этой формулировке есть что-то от советской пропаганды, но у нее были свои основания. Во-первых, советскому образованию удалось в достаточно сжатые сроки решить проблему безграмотности населения. Во-вторых, о качестве образования говорит количество Нобелевских лауреатов в Советском Союзе. У нас даже был Нобелевский лауреат по экономике, хотя эту науку сложно было назвать нашей сильной стороной. В-третьих, советские школьники успешно участвовали и побеждали на международных олимпиадах по естественнонаучным дисциплинам. И это при том, что в общее образование в нашей стране появилось на сотню лет позже, чем на Западе.
Советская естественнонаучная школа была очень сильна, а вот с гуманитарными науками дело обстояло сложнее. Идеология влияла на преподавание новейшей истории, экономики, философии и некоторых других предметов. Последствия этого чувствовались и в постсоветское время. Например, хотя я училась и после перестройки, в школе изучала "хрущевскую" историю, и значительно позже осознала, что не все ее положения являются истиной в последней инстанции.
Советская школа готовила к поступлению в институт. Если ребенок хорошо учился, ему не нужны были дополнительные курсы и репетиторы, чтобы сдать вступительные экзамены в средний технический вуз. Не особенно важен был даже уровень образования в семье. Например, моя мама получила два высших образования, хотя ее родители едва умели читать. Кроме того, существовали специализированные школы, которые готовили к поступлению в более престижные учебные заведения.
У выпускников не было проблем с поиском работы. Количество учебных мест в вузах соответствовало числу вакансий по этим специальностям. То есть, не было как сейчас проблем с "лишними" юристами и экономистами, которым не хватает рабочих мест.
Но у этой медали была и обратная сторона – распределение. Выпускника могли отправить на работу в другой регион, город и даже забытую богом деревню. На этом месте молодой специалист должен был проработать три года, и только после этого мог сменить работу. Поэтому порой выпускники прибегали к различным ухищрениям, чтобы избежать отправки в "неведомые дали".
Высшее образование в Советском Союзе было скорее фундаментальным, чем практическим. И в этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, оно давало выпускникам глубокие знания, на основе которых можно построить, что угодно. Выдающиеся ученые могут появиться только с таким образованием. С другой стороны, оно не всегда хорошо готовило молодых специалистов к работе. Как шутили и Райкин, и Жванецкий: "Забудьте все, что вам говорили в институте, и слушайте сюды". А в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Я попросила детского психолога Галину Миняшину рассказать о проблемах современного школьного образования в сравнении с советским:
"Многие современные учебники дидактически плохо проработаны. Им стараются придать наукообразный вид, поэтому текст перегружают сложными понятиями, с которыми дети еще не знакомы. Это, естественно, серьезно затрудняет усвоение материала. Еще одна проблема в том, что в современной школе курсы по разным предметам не всегда синхронизированы между собой. В идеале учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы новые понятия и темы в разных предметах вводились параллельно, дополняя и объясняя друг друга. Если это правило нарушено, ребенку сложно структурировать знания. Все это приводит к тому, что совершенно нормальных детей в школе называют недостаточно способными".
Из других проблем современного образования, конечно, вспоминается ЕГЭ. Но постепенно даже чиновники начинают понимать, что подготовка к тестам не может быть полноценным образованием.
А что вы думаете о советском образовании?
Катя Кожевникова, iledebeaute.ru" Мне бы хотелось,чтобы мои дети росли с желанием узнать что то новое и интересное, а не с чувством внутренней тряски,от того, что не сдаст ЕГЭ. Мне бы хотелось чтобы мои дети получили фундаментальные,монолитные знания,которые пронесли через года с дополнениями в процессе жизни! Советское образование в сочетании с современными достижениями и открытиями могут только положительно сказаться на образованности подрастающего поколения! Я за возврат к советской системе образования! А Вы?