Внедрение методики расчёта убытков от автомобильных пробок
До сих пор не существуют или не используются методики расчёта величины материального ущерба от простаивания в автомобильных пробках, насколько я успел это выяснить. Хотя для нашей страны проблема транспорта одна из наиважнейших (после проблемы дураков). Видимо, какие-то враги народа очень заинтересованы чтобы не использовалась никакая методика, хотя бы даже самая грубая и с "округлением" в меньшую сторону. Я считаю, что материальные затраты в пробках должны быть приравнены к среднему заработку за это же время простоя в данном регионе: если в среднем зарплата по данному региону составляет, например, 200р/час, то убытки людей в пробке должны приравниваться к этой величине. А по хорошему к ней надо прибавить дополнительный расход топлива, невозможность людей полноценно отдыхать и восстанавливаться до и после работы, так как люди вынуждены выделять это время из свой личной жизни на простои в пробках. Кроме того, ущерб работодателя может составлять величину, равную величине зарплаты работника при отсутствии его на рабочем месте. Не говоря об ущербе от срыва деловых встреч и вообще бизнес-процессов при опозданиях. Так что реальная величина материальных потерь от простоя в пробках может быть как минимум в 2 раза выше чем средний уровень зарплаты за это время.К убыткам в пробках можно отнести и убытки пассажиров общественного транспорта, вынужденных чрезмерно долго ожидать застрявший в пробках общественный транспорт.Благодаря методике можно будет рассчитывать эффективность различных мер по решению транспортных проблем, чтобы видеть соотношение затрат и экономии, а так же точно рассчитывать потери от проведения различных дорожных работ, вызывающих уменьшение пропускной способности дорог.А пока что очевидны негативные последствия отсутствия методики. Например, 4 сентября сего года у нас в Екатеринбурге в связи с дорожными работами почти полностью перекрыли важнейшую транспортную магистраль - проспект Космонавтов в районе перекрёстка улицы Победы. Это привело к чудовищному коллапсу, когда в часы пик пробка из нескольких тысяч машин, а может быть более десяти тысяч, растянулась от самого вокзала (это около 6 километров). Аналогично и с другой стороны утром в час пик пробка растянулась на 2 км от филармонии до перекрёстка Челюскинцев-Космонавтов и видимо далее на пр.Космонавтов. С третьей стороны ГИБДД вынуждена была блокировать своими автомобилями выезд с улицы Смазчиков, чтобы разгрузить въезд на пр.Космонавтов. В то же время в дорожных работах было задействовано, по-моему, недостаточное количество рабочей силы и техники: 1 экскаватор и несколько рабочих. Конечно, бригада работала круглосуточно. НО сомневаюсь, что были серьёзные ограничения по допуску к работам техники более 1 экскаватора и более этих нескольких человек рабочих. Зная ущерб от образования пробок можно было бы направить на работы адекватную (максимально возможную по допускам) рабочую силу: 2-3 экскаватора и человек 15 рабочих - даже с запасом, чтобы быть на подхвате. И ничего страшного если часть времени часть техники и рабочих будут простаивать. Главное чтобы не было потеряно ни одной минуты работы, так как потери людей, застрявших в пробке, на порядки выше дополнительных расходов на увеличение бригады и простои части техники и бригады. Можно приближённо посчитать убытки людей от увеличения пробки: примерно 20-30 тысяч человек ежедневно дополнительно теряли по 1-2 часа в обоих направлениях (если принять что в личном транспорте в среднем едут по 2 человека, а количество пассажиров общественного транспорта составляет примерно четверть от количества частного). Примем величину в 30 тысяч человек и дополнительные потери 1 час. Умножим на 200 рублей в час - получим 6 млн рублей ежедневно, без учёта описанных в начале статьи сопутствующих убытков. На протяжении 2-х дней убытки составили 12 млн рублей, в остальные дни пробка была меньше, но тем не менее всё равно была раза в 2 больше чем до ремонта. Она стала меньше лишь потому, что многие поехали в объезд, увеличивая пробки уже в других местах. Итого за всё время ремонта (до 10 сентября) было убытков как минимум на 20 млн рублей. Но на самом деле намного больше, так как все расчёты сильно "округлены" в меньшую сторону, чтобы не ошибиться, и многие факторы не учтены.Ещё один пример расчёта убытков от пробок см. статью "Ежегодный убыток москвича от стояния в пробках составляет 115 200 рублей — вы просто обогреваете улицу": http://www.vmdaily.ru/news/ejegodnii-ybitok-moskvicha-ot-stoyaniya-v-probkah-sostavlyaet-115-200-ryblei--vi-prosto-obogrevaete-ylicy1330375788.html
Транспортные проблемы не позволяют осваивать удалённые от мегаполисов районы, где строительство жилья обходится дешевле, получение участков - проще. Решение транспортных проблем избавит от необходимости жить в городе чтобы быстро добираться до работы и обратно, позволит развивать частный сектор, собьёт спекулятивные цены на жильё как минимум на треть. По сведениям моего близкого родственника (гендиректора небольшой строительной компании), себестоимость строительства квадратного метра готового жилья получается в среднем не более 25-35 т.р. с учётом всех затрат, взяток, выделений, землеотводов и т.п.. Всё остальное - спекулятивная составляющая со стороны застройщиков и более обеспеченного класса собственников, уже имеющих иное жильё и выкупающих объекты ещё на этапе начала строительства с целью расширения, сдачи в аренду и дальнейшей перепродажи. Причём, последние два спекулятивных фактора занимают значительную долю от реализуемого жилья, усиливая дефицит жилья и способствуя эксплуатации менее обеспеченного класса граждан более обеспеченным.Поэтому, вероятно, строительные монополии препятствуют решению транспортных проблем. Они получают множественную выгоду: в условиях пробок люди вынуждены жить ближе к мегаполисам, что делает прибыльнее застройку черты мегаполиса, уплотнение, которое в свою очередь ещё более провоцирует пробки, создавая порочный круг. Чиновникам выгоднее "доить" застройщиков, распределяя золотые дефицитные участки мегаполиса и обходя градостроительные нормы. Как и застройщикам выгодно прикармливать чиновников. Либо чиновники организуют собственные строительные фирмы под управлением родственников - это видно на примере большинства мэров городов. А у рядовых (и даже нерядовых) граждан в условиях дефицита не остаётся выбора: покупать ближе к центру, но в 2 раза дороже, либо дальше от центра, но часами простаивая в пробках и неся значительные транспортные расходы, сопоставимые с разницей в величине уплаты за ипотеку между более дорогим и близко расположенным жильём и менее дорогим далеко расположенным. Строительство зданий и дорог - самые коррумпированные отрасли экономики. Затраты на покупку, аренду и содержание жилья для россиян в большинстве случаев составляют более половины их дохода. Причём, половина стоимости жилья - чисто спекулятивная составляющая, на которой наживаются застройщики и банки, а так же класс арендодателей и спекулянтов. Затраты на транспорт - пятая часть доходов. Соответственно на все остальные и самые важные потребности (питание, одежда, приобретение техники, образование, здоровье, досуг и отдых, содержание детей) остаётся менее четверти доходов.
Более конкретно, кроме потерь времени в пробаках, необходимо учитывать:- Сожженный бензин и его стоимость;- Выбросы СО и примесей + вред для окружающей среды; - Расход моторесурса автотранспортных средств; - Учитывать, что в среднем, в России, в автомашине сидит 2.1 человека.- Учесть различные переезды со знаками "STOP", зачастую вынуджающие тысячи автомобилей приостанавливаться, в то время как поезд может проезжать не чаще раза в сутки. Ущерб автомобилистов от создаваемой пробки и моральный ущерб от дополнительной срессовой ситуации может в сотни раз превышать стоимость установки автоматики (шалкбаумы, светофоры).- Множество других факторов, перечисленных и не перечисленных в обращении.Аналогично методике расчёта убытков от пробок необходимо внедрить методики расчёта убытков от неудовлетворительного состояния дорог влпоть до расчёта убытков конкретных ям и выбоин - для сравнения с затратами на их ремонт. в случае если расчётный ущерб составит более трети суммы, необхоимой на восстановление - штрафовать и лишать премий ответственные лица дорожных служб.Так же по этой методике можно расчитывать убытки от кортежей, от невозможности своевременного прибытия служб экстренной помощи (скорые, пожарные, ГИБДД на место регулирования перекрёстка или урегулирования ДТП и т.п.), от нерегулируемых перекрёстков и переездов.
Москва признана городом с самыми длинными в мире пробками: http://www.7or.am/ru/news/view/49884/