Ущерб экосистеме Химкинского лесопарка
Президенту РФ Медведеву Д. А.Мы, нижеподписавшиеся, требуем пересмотра варианта выбора трассы платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург на участке 15 – 58 км с целью минимизации ущерба экосистеме Химкинского лесопарка. В исходном акте выбора земельного участка под трассу упоминалось два варианта прокладки дороги, помимо варианта, реализуемого ныне. Оба варианта затрагивали территорию лесопарка, но наносили ей существенно меньший ущерб, поскольку пересечение лесного массива выполнялось по кратчайшему пути. Варианты были отвергнуты без проведения развернутого технико-экономического анализа, под сомнительными предлогами, без выявления общественного мнения.Более того, согласно мнению независимых экспертов (в частности – научного руководителя НИИ транспорта Михаила Яковлевича Блинкина), существует вариант прокладки дороги, практически не требующий использования лесопарковых территорий. Данный вывод базируется на анализе планов продолжения новой трассы Москва – Санкт-Петербург на территории Москвы (участок 0 – 15 км), в рамках т.н. проекта «Северной рокады». При этом для прокладки трассы планируется использовать зону отчуждения вдоль Октябрьской железной дороги. Это позволяет прокладывать дорогу практически по прямой, в условиях плотной городской застройки, не прибегая к вырубке лесопарков и зеленых зон, а также массовому переселению жителей. Ни один из сторонников проекта в его нынешнем виде на дал удовлетворительного ответа на следующий вопрос: Почему вместо продолжения трассы по прямой вдоль существующей железной дороги на участке 15 – 58 км – шоссе отклоняется почти на 10 км от прямого направления, делая «петлю» по территории Химкинского лесопарка? В официальной документации концессионера по проекту вариант прокладки магистрали вдоль железной дороги упоминается, но признается, что технико-экономическая проработка данного варианта никем не производилась. Это в высшей степени странно, поскольку именно такой вариант представляется оптимальным по транспортным и экологическим характеристикам. Действительно, дорога получается почти прямой, она примерно на 10 км короче выбранного на сегодня варианта. Сближение с густонаселенными районами происходит лишь на участке протяженностью не более 1 км (после выхода на правый берег канала им. Москвы). Это лучше, чем по выбранному на сегодня варианту – поскольку на сегодня предусматривается прокладка трассы по лесополосе, отделяющей жилые кварталы мкр. «Левобережный» от гигантской открытой свалки мусора, которая и без автомагистрали делает экологическую обстановку в данном микрорайоне крайне неблагоприятной. В случае прокладки автомагистрали вдоль Октябрьской железной дороги, новая трасса после прохождения через канал им. Москвы будет последовательно пересекать:• небольшую промзону на правом берегу канала, • территорию рынка и торговой площади,• существующий автомобильный мост через Октябрьскую железную дорогудалее – трасса оказывается в сплошной протяженной промзоне, практически до самого выхода за пределы Химок. Ни один из перечисленных объектов не имеет ценности, сопоставимой с ценностью Химкинского лесопарка. Более того, устройство эстакады позволяет продолжать использовать по назначению те участки промзон и торговые площади, над которыми пройдет дорога. Единственный значительный участок, занятый зелеными насаждениями, который может быть поврежден при прокладке дороги таким образом, находится на левом берегу канала им. Москвы. Его общая протяженность составляет несколько сот метров – что не идет ни в какое сравнение с существующим вариантом, когда трасса проходит через лесные земли на протяжении порядка 10 км.Поскольку предлагаемый вариант прокладки вдоль Октябрьской железной дороги почти на 10 км короче выбранного на сегодня варианта прокладки трассы через территорию Химкинского лесопарка – он почти наверняка окажется существенно дешевле в реализации. Таким образом, появляется возможность за счет сэкономленных средств выполнить часть дороги тоннелем на участке сближения с жилой застройкой (менее 1 км, ориентировочно – от рынка до существующего автомобильного моста через Октябрьскую железную дорогу). Такой вариант будет идеален с транспортной и экологической точки зрения.Кроме того, не рассмотрена возможность строительства новой трассы непосредственно вдоль существующего Ленинградского шоссе. На территории Москвы (включая мост через Канал им. Москвы) в рамках проекта «Большая Ленинградка» пропускная способность существующего шоссе увеличена до 7 – 8 полос в одном направлении. На территории же Химок это шоссе вливается в «торговую улицу» шириной 3 – 4 полосы. Расширению существующего шоссе (или строительству параллельного ему дублера) мешают расположенные рядом торговые центры и их парковочные площадки. Представляется, что в сложившейся ситуации отчуждение части территорий торговых центров не привело бы к негативным социальным последствиям, сравнимым с последствиями строительства трассы через лесопарк. Тем более, что использование эстакадного варианта прокладки позволяет продолжать использовать земли под трассой, например, в качестве парковок.Согласно исследованию Transparency International – R, выбор нынешнего варианта трассы может быть связан с наличием конфликта интересов в верхних эшелонах Министерства транспорта. Так, действующий Министр транспорта Игорь Левитин одновременно возглавляет Международный аэропорт Шереметьево и крупнейшую из базирующихся там коммерческих авиакомпаний – Аэрофлот. С позиций аэропорта приближение магистрали к его землям действительно выглядит привлекательным. Но такое решение не выдерживает никакой критики с позиций организации скоростного автомобильного сообщения между столицами. Так, в материалах исследования концессионера по проекту указывается, что выбор нынешнего варианта трассы в виде петли по лесопарковым землям приведет к снижению запланированной скорости движения, как минимум, на 30 км/ч. В мировой практике транспортного строительства магистрали стараются делать максимально прямыми – а съезды к аэропортам и прочим объектам реализуются отдельно, без ущерба для транзитных характеристик.Кроме того, известны планы руководства Московской области по коммерческому «освоению» земель Химкинского лесопарка по обе стороны от магистрали. Такие планы содержатся как в известном Постановлении Б. В. Громова №358/16 (ныне отмененном), так и в Cхеме территориального планирования Московской области от 11 июля 2007 г. (ныне действующей). Застройка же прилегающих территорий объектами коммерческой недвижимости, согласно мнению экспертов-транспортников, ставит крест на идее скоростного шоссе как такового (как уже случилось, например, с МКАД).В сложившейся ситуации мы требуем пересмотра решения о выборе трассы автомагистрали Москва – С.-Петербург через Химкинский лесопарк, и немедленной остановки всех работ, связанных с реализацией этого варианта прокладки трассы. Мы требуем детального изучения альтернативных вариантов прокладки дороги, и в первую очередь – варианта прокладки вдоль Октябрьской железной дороги. Изучение должно быть реализовано силами независимой и компетентной экспертной комиссии, желательно с привлечением видных зарубежных экспертов. По окончании изучения должно быть проведено открытое общественное обсуждение окончательного выбора варианта прокладки трассы.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поручил Правительству РФ приостановить строительство платной скоростной автомобильной дороги через Химкинский лес и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения данного проекта.Одновременно с этим стало известно, что правительство Москвы в принципе согласилось с прохождением трассы через Молжаниновский район города (выступ территории Москвы, огибающий Химки и Химкинский лес с запада и севера), что автоматически делает другие варианты прокладки трассы экономически менее оправданными.Разбойничьи методы сторонников строительства скоростной платной автомагистрали через Химкинский лес (организованные нападения бандитов на мирный лагерь защитников леса, тотальное преследование и запугивание жителей города Химки, выступающих против этого варианта дороги, рубка леса без полагающихся в соответствии с действующим законодательством разрешительных документов и т.д.) смутили власти. А мощный публичный протест, заставил пересмотреть принятые решения.Пока неизвестно, прислушается ли правительство к поручению президента и будет ли это поручение выполнено. Между тем, вырубка трассы под дорогу на территории Химкинского леса почти завершена – в общей сложности парк лишился примерно одной десятой своей части. Лоббисты дороги через Химкинский лес уже говорят о том, что это решение принято только для выпуска пара, а когда все успокоятся, они вернутся к первоначальному варианту.Главная угроза лесопарку связана не с вырубкой участка под трассу, а с возможным расчленением леса на отдельные изолированные фрагменты и попаданием большей части леса в зону интенсивного воздействия автомагистрали. Конечно, прорубленная полоса нанесла существенный ущерб Химкинскому лесу, но в целом его жизнеспособности она не угрожает. Лет через десять она опять зарастет лесом, даже если ничего не делать и просто не препятствовать естественному лесовосстановлению.Скоростная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург, конечно же, нужна стране. Но еще нужнее, чтобы правительство научилось учитывать при строительстве подобных трасс права и законные интересы жителей тех мест, по которым эти трассы проходят. В противном случае за строительство каждой такой дороги страна будет расплачиваться дальнейшим ростом произвола чиновников и силовых структур, коррупции, бесправия граждан, ухудшением окружающей среды.Чтобы вести строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург цивилизованным способом, не выходя за рамки закона, необходимо приостановить все работы и вернуться к исходной позиции – выбору варианта прокладки трассы.Наша работа по защите лесов будет продолжена. Продолжена до тех пор, пока не перестанут уничтожать леса, пока не будет восстановлена действенная государственная лесная охрана. Мы будем продолжать бороться до тех пор, пока не будет проведено независимое расследование разбойничьих действий сторонников строительства дороги через Химкинский лес и трасса не будет построена по альтернативному маршруту. Сегодня нашему лесному проекту требуется Ваша помощь, как никогда ранее, поэтому я буду очень рад, если Вы поддержите нашу работу своим пожертвованием. Только благодаря Вам мы сможем добиться результата, потому что Вы – наша единственная опора и поддержка!С уважением,Сергей Цыпленков – исполнительный директор Гринпис России.
Переадресуйте Путину В.В и Медведеву Д. А.