Природная рента
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 314475-3"О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ НА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(ред., внесенная в ГД ФС РФ) . К сожалению этот закон зарубили ! Вопрос : когда дума вернётся к его обсуждению и принятию ? Этот закон нужен каждому гражданину в нашей стране ! Впрочем так же как и Закон "О бюджете одного гражданина" Граждане имеют все права на качественную жизнь в России ! Пока её имеет лишь кучка отдельных граждан захвативших власть в моей стране и пользующаяся всеми природными ресурсами единолично , что противоречит Конституции РФ ! P.S. Кого интересует этот законопроект могу выслать !С уважением Олег Вадимович , участник НВН !
Кокин А.В. – проф. ЮРИ-Ф РАНХиГСОпубликована: Государственное и муниципальное управление.Учёные записки СКАГС. №3, 2012 с. 12-22.ВЛАСТЬ, БЮДЖЕТ И ПРИРОДНАЯ РЕНТА : ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНСОдной из коррумпированных составляющих государства является не целевое расходование и прямое хищение бюджетных средств на разных уровнях его формирования. РФ значительную долю бюджета образует за счёт природной ренты, которая по Конституции, по существу, должна принадлежать народу. При условии политической воли властной элиты эта доля из бюджета должна быть изъята и передана гражданам РФ и на развитие минерально-сырьевой базы. Это позволит сократить коррумпированную составляющую в процессе сложной процедуры перераспределении бюджетов всех уровней и будет способствовать улучшению социальной защиты населения.Постановка проблемы. Правительство РФ, в рамках своих полномочий, установленных ст. 114 Конституции РФ 1, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет политику в области рационального использования природных ресурсов, отвечает за регулирование природопользования и развитие минерально-сырьевой базы и др. полномочий. При этом политика Правительства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своему народу (ст.7), а на основе ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы должны использоваться в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Как известно, основным источником коррумпированной составляющей в государстве является бюджет, а точнее — сложная система его перераспределения и учёта расходов. Поскольку значительную часть бюджета страны составляют доходы от использования недр (энергоресурсы, широкий спектр минеральных полезных ископаемых и др.), Правительство, в случае своей малоэффективной деятельности, имеет возможности использовать часть природной ренты на решение проблем, которые надо было бы решать за счёт заработанных средств, полученных от развития перерабатывающего производства, его технологизации и наукоёмкости, оказания услуг населению. Неопределённость учёта рентных доходов и расходов от торговли природными ресурсами создают условия не целевого расходования средств бюджета или хищения значительной его части в процессе сложных схем его перераспределения в условиях сращивания системы управления и бизнеса. Вычленение доли рентной составляющей из бюджета и передача дохода, не связанного с производством и оказанием услуг населению, позволило бы уменьшить коррумпированную составляющую в процессе перераспределения бюджетных средств.Возможные пути решения проблемы.1. Принятие политического решения властной (законодательной и исполнительной) элитой РФ об изъятии из бюджета доли природной ренты.2. Передача напрямую средств, получаемых от продажи природных ресурсов: своим гражданам, на развитие минерально-сырьевой базы государства, научные исследования в области внедрения новейших технологий в энерго- и ресурсосбережение, на разработку и внедрение альтернативных источников использования энергии, в первую очередь, в инфраструктурной области.3. Правительство формирует и управляет только той частью бюджета, которая создаётся за счёт производства (в том числе наукоёмкого, модернизации устаревшей его части, сферы услуг, развития рекреационного хозяйства и т. д.). В этом смысле Правительство будет заинтересовано не только в развитии производства, но и в управлении долей заработанных доходов в рамках функционирования народного хозяйства.Природная рента. Немало копий сломано относительно представления о природной ренте 2 , 3. Некоторые специалисты также утверждают, что нефтяная рента — миф. Правда, в таком случае резонно задать вопрос, если это действительно миф, то почему существует гигантское расслоение в обществе на богатых и бедных, когда бизнес, ориентированный на добычу, транспортировку, продажу природных ресурсов, способен рождать как на дрожжах супербогатых людей в купе с инвестиционными компаниями и банками? Почему с такой скоростью дорожает земля в мегаполисах, где сосредоточены огромные финансы (Москва, С-Петербург и др.). Почему растут цены на минеральные удобрения, строительные материалы, лес, рыбу и другую продукцию, тесно связанную либо с горно-промышленным комплексом, либо с землёй или с эксплуатацией биоресурсов? Также говорят о том, что, мол, трудно выделить долю природной ренты 4 и даже Министерство природных ресурсов и экологии не знает как считать природную ренту, хотя такой опыт есть 5. Ещё бы! Как они могут её посчитать, если именно они, являясь ключевым министерством в правительстве, одновременно распоряжаются и контролируют процесс эксплуатации недр (на основе лицензирования), лесных, водных ресурсов, определяют экологическую политику государства, затраты на которую чрезвычайно трудно не только учесть, но и проконтролировать расходы на воспроизводство её качества?И всё-таки, куда же девается природная рента? 6. Оказывается рента сверху не видна 7 и её упорно не хотят замечать те, кто стоит у истоков самого формирования бюджета страны.Резонен и другой вопрос, например, если нефтяной и газовой ренты нет, или она очень мала, тогда почему наша экономика так сильно зависит о мировых цен на нефть и газ, а формирование бюджета напрямую связано с ценами на нефть? Одна только реклам на телевидении бесхитростно декларирует, что «Газпром» — национальное достояние России, а «Роснефть» — один из основных налогоплательщиков? Почему основная часть производства в России убыточна, а нефтянка, газовая отрасль — сверх прибыльные не для тех, кто добывает полезные ископаемые, а продаёт их?Ответ на эти вопросы на поверхности — прибыльны, потому как в экономической эффективности этих производств заложена не заработанная часть прибыли неучтённой цены недр 8 — дара природы (геологических обстоятельств, которые случайно разыгрались на территории отдельных субъектов РФ миллионы лет назад). Для сравнения можем показать, что крестьянин, для того, чтобы вырастить хлеб, должен обработать землю, посадить зерно и вырастить его, чтобы потом продать на рынке. Горнопромышленники — не сеют и не жнут — но добывают то, что создала сама природа. Стало быть, природа создала стоимость исходного продукта экономики (минеральных ресурсов, востребованных хозяйственной деятельностью человека) в случае его востребованности хозяйственной деятельностью человека. Часть стоимости создают геологи, которую концентрирует государство, формируя фонд недр, из которого формируется национальное богатство недр РФ. Горнопромышленники, образуя часть своей стоимости по добыче полезных ископаемых, делятся с государством, продавцами природных ресурсов, а народу остаётся только та часть стоимости, которая вернётся к нему в форме перераспределения доходной части бюджета на решение его социальных нужд (кстати самая уязвимая часть бюджета в случае любого кризиса в любой стране). Но именно в недрах многоступенчатого, не прозрачного перераспределения бюджета и теряется значительная часть природной ренты. Именно она зачастую и является одним из основных источников коррумпированности власти чиновников и бизнеса путём не целевого расходования или просто хищения денежных средств. Народу достаются крохи в рамках «гарантированного доступа к бесплатному образованию, медицине и т.д.». Именно поэтому крестьянский труд дотационный, а нефтяная, газовая (добывающие) отрасли — прибыльные! Потому как у крестьянина рентный доход может формироваться только как часть ценовой ренты, которая им может быть получена только за счёт разницы между среднегодовой ценой продукции по району, области и т. д. и ценой стоимости его товарной продукции с учётом издержек на её производство или между внутренней и мировой ценой на сельхозпродукцию, если крестьянин сам будет торговать ею на мировом рынке. На самом деле его продукцией торгуют другие, в т.ч. государство. Горнопромышленники также получают только часть ценовой ренты, а вот торговцы ресурсами получают основную её долю, как разность между внутренней и мировой ценой с учётом издержек на продажу природных ресурсов. Государство же получает абсолютную ренту (не участвует в создании цены продукции недр), а распоряжается ею Правительство по сложной цепи её перераспределения в бюджете. При этом, чем больше доля природной ренты формируется в бюджете, тем больше свободы у Правительства «затыкать» бюджетные дыры, а не искать способы развития наукоёмкого и эффективного производства».Так что те экономисты, которые утверждают, что природная рента это блеф — лукавят или просто защищают интересы тех природопользователей, кто проплачивает их умозаключения. А ренту посчитать нетрудно, было бы желание это сделать и понять сущность её формирования хотя бы на примере национального богатства недр 9. Именно в этом фундаментальном труде подчёркивается, что минерально-сырьевые ресурсы России представляют собой важнейший бюджетообразующий и капиталоемкий актив национального богатства России. Добыча, переработка, использование и экспорт сырьевых ресурсов это не только первооснова сегодняшнего благополучия страны, но и тот шанс, подаренный нам природой, благодаря которому Россия может за исторически короткий срок не только существенно повысить благосостояние своих граждан, но и создать условия для поступательного развития страны в будущем. Это: 100% резервного фонда и фонда национального благосостояния России; более 70% экспорта и валютной выручки страны; более 50% доходной части федерального бюджета; около 60% промышленной продукции, выпускаемой предприятиями минерально-сырьевого комплекса; основа внутреннего регионального продукта зауральских регионов и бюджетов всех регионов-доноров; основа социальной стабильности в Сибири и на Дальнем Востоке России; возможность реализации крупных национальных мегапроектов, таких как нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО), Балтийская трубопроводная система, транспортный коридор вдоль северного и полярного Урала; наконец, это ощутимая часть мировой экономики минеральных ресурсов 10.И здесь уместно сделать ещё одно сравнение. Есть страны, которые случайно оказались без богатых ресурсов недр, располагающие только землёй, ограниченными лесными, водными и биотическими ресурсами. Но они не бедны, поскольку их богатство заработано ими путем технологизации, производства, его большой наукоёмкости, финансово-экономической деятельностью. Примером могут служить, часть развитых в экономическом отношении небольших западных европейских стран.Так что же такое рента вообще и природная в частности? Рента — это, во первых, не заработанная прибыль, которая может выступать как дифференцированная (за счёт лучшего качества земель, расположенных вблизи потребителя производимой продукции и т.д.; за счёт эксплуатации богатых месторождений, расположенных вблизи перерабатывающих производств в отличие от бедных, какие находятся вдали от них и др.), абсолютная или монопольная (в случае, когда собственником ресурсов является государство или частный владелец ресурсов). Во-вторых, это доход, который возникает вне предпринимательской деятельности (например, при благоприятной сложившейся конъюнктуре в условиях конкуренции). В-третьих, она может выступать в различных категориях её источников: ценовой (разность между мировой и внутренней ценой произведенного товара и др.), ассимиляционной (когда воспроизводством ресурсов или среды обитания управляет естественная ассимиляционная функция природы 11), экологической ренты 12.Вся природная рента, таким образом состоит из не заработанной прибыли, получаемой за счёт использования недр (горная рента), земельных ресурсов (земельная рента), водных ресурсов (водная рента), лесных ресурсов (лесная рента), биотических ресурсов (биотическая рента), ассимиляционная и экологическая ренты. Последние две составляющих природной ренты — возникают, по большей части, в условиях использования рекреационных ресурсов и могут в совокупности рассматриваться как рекреационная рента. Она, как правило, является источником дохода государств, использующих выгодное климатическое, географическое положение и не стремящиеся развивать производство, негативно влияющее на состояние окружающей среды, понижающее способность ассимиляционной функции природы восстанавливать своё качество и ресурсы. Для России рекреационные ресурсы — это один из будущих важных компонентов поступательного развития общества.Наиболее доходными являются: горная, земельная, лесная и биотическая 13 ренты. А ввиду того, что РФ богата земельными и лесными ресурсами, то цена земли и цена лесных ресурсов не полностью задействована в силу незначительного количества, например, фермеров, желающих брать землю сельскохозяйственного назначения в аренду и обрабатывать её, брать лесные ресурсы пользователями в аренду по причине отсутствия дорог и инфраструктуры, достаточной ёмкости производств по обработке древесины и т.д. В этом смысле, по сравнению с горной рентой, земельная и лесная ренты ещё недооценены в России в силу, например, низкой цены на земли сельхозназначения, отсутствия цивилизованного рынка сельскохозяйственных земель и т.д. Некоторые экономисты в погоне за эпитетами и метафорами вопиют к воздуху, мол, тогда с каждого надо брать налог на дыхание им. Воздух, как известно, не является ресурсом, как и климат, океан, воздушная влага и т. д.Резюмируя представления о природной ренте, можно в общем говорить о том, что природная рента это часть дохода, которая формируется природопользователем вне зависимости от его предпринимательской деятельности — это сверхприбыль, которая образуется за счёт уникальных свойств месторождений полезных ископаемых, земельных, водных, биотических, рекреационных ресурсов, способных формировать дифференцированную часть ренты.Иногда твердят о том, что не надо говорить о природной ренте, надо говорить о налоговой нагрузке на каждую конкретную отрасль в целом 14. Очередное заблуждение, поскольку налоговый прессинг отбирает заработанную часть прибыли без учета доходов от природной ренты 15. Да и какая разница, в какой форме изымается часть дохода природопользователей? Само государство (и властная элита в нём) — ничего не производит, а только аккумулирует доход и распределяет его в обществе. А вот здесь-то и кроется основной источник коррупции в государстве. Там, где возможно распределение (перераспределение) доходов (бюджета, например) — там большая заинтересованность лиц обладать их частью. Именно на этом мы и концентрируем внимание настоящей статьи.В конце концов, не так важна сама доля природной ренты в бюджете страны. Важно то, что по представлением С. Глазьева, Д.Львова и других — это не только мощнейший рычаг (резерв) государства в своём развитии 16, 17, 18 , не только и не столько источник улучшения социального благосостояния его граждан, но и важный аспект выражения доверия народа власти, которая печётся о его благополучии, давая ему шанс распоряжаться хотя бы частью природной ренты. Но именно природная рента находится под пристальным вниманием власти, чиновников, бизнеса. Именно рента формирует одну из основных коррумпированных сетей, возникших в государстве. Отлучить правительство от этой доли не заработанного дохода и есть то возможное историческое состояние, которое приведёт к уменьшению коррупции в государственной машине управления природоресурсным потенциалом, стало быть, заставить правительство зарабатывать деньги за счёт организации производства и, наконец, это позволит снять с него ответственность за возможное не целевое и малоэффективное расходование рентных доходов. Однако на это нужна политическая воля всей государственной управленческой элиты.Предлагаемая модель выделения из бюджета части природной ренты, и её перераспределение учитывает следующее.1. Создаётся независимая комиссия из независимых экспертов, способная вычленить долю природной ренты из бюджета на основе разработанной методики расчёта.2. Комиссия докладывает Государственной Думе о результатах своей работы только в части формирования источников природной ренты, её доли от продажи природных ресурсов, совокупной доли в бюджете страны в зависимости от эксплуатации и продажи природных ресурсов.3. Дума принимает поправки к закону о бюджете, и принимает закон о выделении доли природной ренты из бюджета страны в процессе принятия самого бюджета.4. Дума определяет статьи расходов вычлененной природной ренты и контролируется комитетом по бюджету. Остальные статьи доходов и расходов, связанные с непосредственным производством и оказанием услуг, формирует и контролирует Правительство.5. По окончании каждого финансового года Дума отчитывается перед депутатами и избирателями о расходах рентных доходов. Правительство отчитывается за доходную и расходную части бюджета перед Думой в рамках своей новой компетенции.Таким образом, Правительство не должно управлять рентными (не заработанными) доходами, полученными, например, хотя бы от продажи природных ресурсов. Это компетенция Думы. Правительство в предложенной модели может управлять доходами и расходами только в рамках развития производства и оказания услуг населению.Возможные направления перераспределения природной ренты.1. Часть природной ренты, в рамках закона сбалансированного природопользования 19 , должна быть направлена на воспроизводство природных ресурсов страны и качества среды. Например, в условиях достижения темпов экономического роста в 5% на воспроизводство природных ресурсов направляется 5% от доли годового прироста ВВП и столько же на воспроизводство качества окружающей среды для поддержания ассимиляционного потенциала природы РФ.2. Основная часть всей совокупности природной ренты (50%) должна быть напрямую возвращена населению с переводом средств на личные счета граждан от рождённых до старцев. Это решит часть проблем в достижении социально-экономической защищенности граждан государства (примеров такой государственной политики по перераспределению природной ренты гражданам государств известно много), а с Правительства будет снято часть проблем по социальной защищенности граждан (или отдельных категорий граждан) РФ, которое в основном будет концентрировать своё внимание на зарабатывание денег за счёт роста производства, его модернизации, оказания услуг населению. Именно из этих средств Правительство должно формировать и оборонный бюджет.3. Остальная часть природной ренты должна быть направлена на развитие науки, технологий и производства целевым путём.4. Дети, достигшие 16 летнего возраста имеют право получить ренту и расходовать её по своему усмотрению. В случае смерти детей до достижения 16 лет родители получают право на ренту детей.5. В случае, если дети, достигшие 16 летнего возраста не снимают рентные доходы со счетов, на них насчитывается доход, как процент по вкладу, но не выше инфляционного коэффициента.6. Взрослое население распоряжается рентным доходом по своему усмотрению и может получать доход по вкладу, определенный Думой на уровне, также не превышающем инфляционный коэффициент.Решит ли природная рента вопрос о благосостоянии общества? Нет, конечно. Общество должно зарабатывать себе на жизнь. Но природная рента, новый механизм её перераспределения поможет:• честно смотреть в глаза своему народу Правительству, уполномоченному им зарабатывать деньги в условиях поступательного развития производства и оказания сферы услуг;• направить деятельность Правительства в русле развития экономики не только за счёт использования природных ресурсов;• постепенно сокращать долю импорта природных ресурсов и увеличивать переработку сырья у себя в стране;• наконец, политической и управленческой элите РФ во всех её сферах представляется исторический шанс показать своему народу, что она защищает его интересы.• Возможные модели постепенного перехода к вычленению из бюджета части природной ренты и её перераспределению народу и на развитие минерально-сырьевой базы РФ (МСБ РФ).Модель первая.1. Принятие политической воли государства о возврате части природной ренты своему народу и её доли на развитие МСБ РФ.2. В течение первых пяти лет решается вопрос о передаче вычлененной 50% доли природной ренты за счёт продажи природных ресурсов на счета населению (по 10% в год нарастающим итогом).3. В течение первого года в условиях принятия модели целиком (с последующим ежегодным пересчётом этой доли в зависимости от темпов экономического роста) вычленяется доля природной ренты на воспроизводство природных ресурсов и качество окружающей среды в рамках закона сбалансированного природопользования.4. Остальная часть природной ренты Правительством используется для решения проблем развития науки и технологий по воспроизводству МСБ РФ, фундаментальной науки, модернизации производства.5. По истечению пятилетнего переходного периода 50% вычленяемой природной ренты передаётся на счета населения.6. Доля экспорта природных ресурсов в рамках существующих газотранспортных и нефтетранспортных систем в этот пятилетний срок не наращивается и остаётся постоянной.7. Правительство отказывается от реализации новых проектов по увеличению экспорта природных ресурсов.8. Правительство за счёт модернизации перерабатывающих сырьевых производств увеличивает выпуск товарной продукции переработки и пропорционально увеличивает экспорт не сырья, а продукции, полученного из него.9. По истечении пятилетнего переходного периода принимается вторая модель.Вторая модель.1. Вычленяется 50% доля природной ренты целиком за счёт экспорта природных ресурсов и переводится ежегодно на счета граждан РФ.2. В течение последующих пяти лет вычленяется 10% доля рентных доходов от торговли продукцией горнопромышленного комплекса и переводится на счета граждан РФ нарастающим итогом по 10% в год в условиях стабильного экономического роста. К концу пятилетнего срока на счета граждан переводится 50% доли рентных доходов от экспортируемой продукции горнопромышленного комплекса. В условиях кризисных ситуаций в экономике доля рентных доходов населению может быть сокращены на уровень падения производства.3. В течение пяти лет сокращается по 10% в год экспорт природных ресурсов и и такими же темпами расширяется их переработка в РФ. В конце этого срока (через 10 лет принятия политической воли государства о перераспределении природной ренты и рентных доходов) доля экспорта природных ресурсов должна быть сокращена на 50%. Основные доходы населения составляют: 50% доля природной и 50% доля рентных доходов от производства горнопромышленного комплекса, рекреационной деятельности, эксплуатации биоресурсов, лесных, земельных и водных ресурсов.Третья модель.Реализуется после 10-летнего периода. Её сущность заключается в том, что вычленяется вся доля природной ренты (земельной, водной, лесной, горной, биотической, ассимиляционной, экологической) и в размере 50% суммы её составляющих передаётся на счета граждан РФ. В рамках реализации модели государственные органы власти принимают решение о непрерывном возрастании цены (стоимости) земельных, водных, лесных, биотических ресурсов, стоимости платежей на нерациональное использование природных ресурсов, стоимости платежей за негативное воздействие на окружающую среду в рамках пропорционального снижения цены новейших доступных ресурсо- и энергосберегающих технологий. Чтобы бизнесу стало выгоднее вкладывать деньги в новейшие существующие (доступные) технологии по переработки отходов производства, а не платить за нерациональное природопользование и негативное воздействие на окружающую среду.Четвёртая модель.Некоторым господам покажется, что смысл написанной статьи заключается в известном принципе: отнять и поделить. Конечно это далеко не так, поскольку рента является достоянием всех граждан РФ и отнимать её никто не имеет права. В этом смысле четвёртая модель может быть использована только в том варианте, когда вычлененная доля природной ренты хотя бы от продажи природных ресурсов должна быть направлена на поддержку исключительно социально не защищенных людей в РФ, которые в силу своих ограниченных возможностей не могут содержать себя.В рамках реализации предлагаемого перехода на рентную модель поддержки благосостояния собственного народа, субъекты РФ в свои бюджеты, должны получать долю природной ренты и рентных доходов от развития производства пропорционально доли формируемой ими ренты (земельной, водной, лесной, биотической, ассимиляционной, экологической). То есть субъекты РФ, богатые природными ресурсами, должны получать больший доход. Субъекты РФ, располагающие меньшим количеством природных ресурсов, развивают свою экономику за счёт концентрации на их территории перерабатывающих производств из сырья, расположенного в других субъектах РФ.Казалось бы, что в период резкого падения цен на нефть и не окончившегося ещё экономического кризиса, в условиях нарастания политической нестабильности в России не время говорить о таких переменах в обществе. Тем не менее политическая и властная элита должна именно в этот период продемонстрировать своему народу волю к защите его социально-экономических интересов и дать знак всему обществу к масштабным социально-экономическим преобразованиям путём вовлечения малого и среднего бизнеса в производство, свободное от излишней государственной опеки и пресса чиновничества, ограничивающую свободу предпринимательства. Дать посыл крупному бизнесу задействовать внутреннее перерабатывающее производство, форсировать строительство дорог, инфраструктуры на основе использования сырьевого локомотива субъектов РФ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ НА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАК ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИНА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Причиной внесения в Государственную Думу предлагаемого законопроекта является стремление законодательным путем разрешить ряд основополагающих проблем современного российского общества, и прежде всего:проблему резкого социального расслоения населения страны и бедности значительной его части;проблему несправедливого присвоения ограниченной группой лиц сверхдоходов от эксплуатации общенационального достояния - природных ресурсов;проблему рационального использования природных ресурсов;проблему выравнивания условий деятельности и рентабельности добывающего и обрабатывающего секторов отечественной экономикии решения на этой основе проблемы интенсивного развития страны в целом.Главная причина появления и постоянного обострения указанных глобальных проблем российского общества видится в том, что оно существует в условиях реализации в корне ошибочной позиции по вопросу принадлежности доходов от использования природных ресурсов (и прежде всего природной ренты).Во всем мире однозначно понимаемая рента как сверхприбыль за использование природы (земли, недр, лесов, биологических ресурсов и т.д.), то есть того, что дано стране, ее народу Богом и природой, не будучи рукотворным продуктом, результатом чьей-либо трудовой либо предпринимательской деятельности, является главным национальным богатством стран, обеспеченных природными ресурсами, поставленным на службу всему обществу.И для России этот вопрос не праздный - мы самая богатая страна в мире. По расчетам отделения экономики РАН и Института оценки государственной собственности РАН, реальная величина богатства России достигает в пересчете на доллары США 320 - 380 триллионов. По данным профессора Львова, на каждого россиянина приходится 160 тыс. долларов США природных ресурсов, тогда как в Европе этот показатель составляет всего 16 тысяч. В то же самое время нет необходимости говорить о той пропасти, которая лежит между Россией и развитыми европейскими странами по уровню социально-экономического развития, о том, что сравнивать нас в этом плане можно только с третьим эшелоном африканских стран.Посмотрим на недавнюю историю.При всех ее недостатках, советская экономика в 70-е годы, во время пика мировых цен на энергоносители, одними только "нефтедолларами" обеспечивала наличие самых мощных в мире вооруженных сил, передовой технической мысли, прогресс космических исследований, развитую систему бесплатного социального обеспечения, стабильные цены и щедрую помощь союзникам по "соцлагерю".Начиная с 80-х гг. прошлого века капиталистическая Норвегия именно за счет эксплуатации своих нефтяных месторождений занимает сегодня первые строчки в рейтингах самых преуспевающих стран мира, а уровень жизни большинства населения в Арабских Эмиратах, существующих исключительно на добыче нефти, остается несбыточной мечтой россиян.В то же время в современной России, экономика которой также, несомненно, ориентирована в сторону добывающей, а не обрабатывающей промышленности, бюджет имеет огромные долги перед иностранными кредиторами, зимой в стране замерзают целые районы, армия небоеспособна, наука и социальное обеспечение влачат жалкое существование, а большая часть населения находится за чертой бедности.А дело именно в том, что и в Советском Союзе, строившем коммунизм, и в Норвегии или Арабских Эмиратах, давно построивших капитализм, сверхдоходы от добычи и реализации природных ресурсов страны (та самая рента) максимально полно изымались и изымаются государством, распределяясь затем, в конечном счете, в той или иной форме в интересах государства и общества в целом, - будь то инвестиции в социальную сферу, экономику или укрепление политического авторитета страны.В России же рента за использование природных ресурсов страны, эксплуатацию ее недр (прежде всего с целью добычи углеводородного сырья), по сути, присваивается небольшой группой владельцев крупных добывающих компаний (получивших при приватизации исключительный доступ к природным ресурсам). По экспертным оценкам, рента, присваиваемая сегодня владельцами только нефтяных компаний, когда себестоимость барреля нефти (с учетом всех налогов) составляет до 10 долларов США, а на рынке она реализуется за 30 долларов США, - это деньги, сопоставимые с федеральным бюджетом, - порядка 50 миллиардов долларов США в год, а ведь есть еще лес, водные биологические ресурсы и другие ресурсы, где положение дел обстоит подобным же образом. Те же суммы, которые перепадают государству по существующей системе оплаты природопользования, во многом "размазываясь по всей бюджетной тарелке", не доходят не только до конкретных людей, но и просто до реального использования в интересах общества и государства.В результате страна усилиями добывающих отраслей превратилась в сырьевой придаток мирового хозяйства с абсолютной зависимостью всей экономики от мировых цен на нефть и не менее абсолютным приоритетом сиюминутной наживы на беспощадной эксплуатации природных ресурсов, когда не может быть речи об интенсивном развитии перерабатывающей экономики, о повышении уровня жизни населения страны в целом, о решении экологических проблем.Между тем в соответствии со ст. 2 Конституции высшей ценностью в Российской Федерации является человек, его права и свободы. По ст. 7 той же Конституции Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Из данных конституционных норм, составляющих основы конституционного строя России, следует, что гражданам Российской Федерации, проживающим на ее территории, должны быть гарантированы охрана и использование природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. При этом обязанность обеспечить реализацию вышеуказанных интересов населения России лежит прежде всего на Российской Федерации - в силу того, что большинство природных ресурсов является федеральной собственностью особого рода и обладает специальным правовым режимом.Понимание природных ресурсов как основы жизни и деятельности народа РФ, как его публичного достояния означает необходимость закрепления в законодательстве конкретных правил, определяющих порядок реализации народом РФ его правомочий, вытекающих из вышеуказанных конституционных правоположений.Такие полномочия, с одной стороны, реализуются посредством удовлетворения потребностей человека в благоприятной окружающей среде и экологической безопасности с использованием правового режима, закрепленного Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".Однако, как уже отмечалось, в погоне за сверхприбылью нынешние природопользователи заботятся об экологии отнюдь не в первую очередь, а доходов, получаемых государством, на это просто не хватает.С другой стороны, всенародная ценность природных ресурсов также предполагает право граждан России на непосредственное соразмерное участие в распределении материальных доходов от коммерческого использования природных ресурсов. Ведь коль скоро по объективным причинам нельзя разделить всенародное достояние - природные ресурсы - между всеми гражданами России, поэтому пользоваться ими действительно должен тот, кто заплатит за это максимальную цену и, значит, будет использовать их с максимальным эффектом, а всем остальным гражданам должна быть предоставлена возможность получения "дивидендов" от этого, обеспечивающих им основные социальные гарантии физического и в определенной степени, культурного существования.Вместе с тем действующее законодательство не содержит нормативного регулирования, обеспечивающего реализацию народом РФ вышеуказанного права на получение доходов.Поэтому глобальная задача общества заключается в связи с этим в том, чтобы вернуть себе - через максимально полное изъятие и социально справедливое перераспределение ренты - доходы от эксплуатации природных ресурсов России, обеспечив на этой основе рывок к модернизированному демократическому обществу, основанному на личном достатке физически и нравственно здоровых, социально ответственных граждан - патриотов своей страны.В связи с этим надлежит:во-первых, кардинально изменить систему изъятия рентных платежей и,во-вторых, создать условия для перераспределения их части непосредственно в пользу всего населения страны.Принципиально это могло бы выглядеть следующим образом.Сегодня государство определяет для лиц, эксплуатирующих природные ресурсы, лишь небольшие фиксированные платежи, оставляя им все сверхдоходы.На деле же, если государство действительно призвано быть рачительным собственником, то оно должно работать с добывающими природоресурсными компаниями исключительно на условиях концессии, оставляя им только компенсацию их обоснованных затрат с разумной нормой заработанной прибыли и изымая все остальное.Изъятая рента должна идти, в том числе, в созданный государственный целевой внебюджетный Фонд, через который она далее будет распределяться среди граждан РФ.Решение первой составляющей, то есть изъятие ренты, должно осуществляться путем качественной перестройки налоговой системы, путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.Первые главные шаги на этом пути уже сделаны: группой депутатов в Государственную Думу внесен и будет рассматриваться законопроект "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов", касающийся изъятия ренты от добычи углеводородов, черных и цветных металлов, драгоценных металлов, то есть наиболее сверхприбыльных подземных ископаемых.Реализация одного только указанного законопроекта позволит получать более 1100 млрд. рублей в год.В дальнейшем предстоит распространить указанные принципы изъятия ренты на пользование всеми основными видами природных ресурсов.Однако это решение лишь части проблемы.Население, которое избрало нас своими представителями в парламенте, вправе рассчитывать на отстаивание нами прав не только государства, но и на индивидуальную защиту интересов каждого избирателя.Если хоть в какой-то мере принять за правду отмечавшиеся ранее положения ст. 2, 7, 9 Конституции, то нельзя не признать, что каждый гражданин имеет право непосредственно получать доходы от природных ресурсов страны.Поэтому предлагаемый законопроект вносится в настоящее время вместе с законом о рентных платежах, создающим материальную базу для его реализации.Он впервые в отечественной законодательной практике регулирует отношения по созданию системы непосредственного доступа граждан России к доходам от ее природных ресурсов.Ее ключевым моментом является создание и функционирование того самого целевого фонда - Фонда прав граждан России на доходы от природных ресурсов Российской Федерации, который, постоянно аккумулируя в себе рентные платежи от природопользования (ранее присваивавшиеся сырьевыми компаниями), через систему именных лицевых счетов будет регулярно распределять их по принципу равенства непосредственно между всеми гражданами России, а в перспективе - инвестировать часть этих средств напрямую в экономику.Источником формирования средств Фонда будет выступать именно рента как сверхдоход от эксплуатации природных ресурсов (первоначально наиболее распространенных полезных ископаемых, отмеченных выше, - углеводородов, руд черных и цветных металлов, драгоценных металлов, а в перспективе и от иных природных ресурсов - лесного фонда, водных биоресурсов и др.).Важно подчеркнуть, что при этом государственный бюджет может не только сохранить уровень существующих доходов от использования природных ресурсов, но и приумножить их (поскольку выплаты гражданам из Фонда прав граждан будут на общих основаниях облагаться подоходным налогом, а реальный рост доходов населения позволит сократить соответствующие расходные статьи бюджета).Что получит государство и общество вследствие принятия этого Закона и реализации заложенных в нем идей?1) Во-первых, в значительной мере решается проблема социального достатка и платежеспособности населения. По уже отмечавшимся экспертным оценкам, надлежащее перераспределение доходов от природных ресурсов способно дать возможность ежегодно выплачивать каждому гражданину России до 300 долларов США, то есть сумму, сопоставимую с суммой прожиточного минимума в стране за несколько месяцев. Никакая другая программа не способна обеспечить социальный результат таких масштабов.Рост доходов всего населения, повышение его кредитоспособности неизбежно дают мощный импульс развитию производства, торговли, сервиса, закладывают фундамент для полноценного формирования и реализации качественных частных социальных программ - образовательных, оздоровительных, жилищных, - снижая нагрузку на бюджеты всех уровней.При этом резко снижаются риски в развитии общества. Передавая деньги непосредственно людям, мы одновременно предоставляем им возможность нести личную ответственность за свои решения.Попытки сконцентрировать все ресурсы в Москве, в правительстве, в бюджете и оттуда уже все перераспределять в геометрической прогрессии множат риск негативных последствий ошибок в макроэкономической политике, ведь ошибиться может группа даже самых умных и самых честных чиновников, не говоря уже о некомпетентных или коррумпированных. А все сто сорок миллионов населения России ошибиться не могут. Подавляющая часть населения правильно распорядится деньгами - они будут направлены туда, где нужнее всего, и отнюдь не за границу и не в бездну расходов бюджета на проведение нескончаемых реформ здравоохранения, образования, жилья, превратившихся во многом просто в средство существования отдельных занятых их осуществлением чиновников.2) Второе. Кардинально меняется сам характер экономики России.Распределение доходов от природных ресурсов среди населения позволит реально снизить налоговую нагрузку на обрабатывающие отрасли, поскольку, предоставив населению деньги (а значит, возможность самому решать ряд своих проблем), можно снизить НДС, который не должен быть выше 10%, единый социальный налог, - как минимум вдвое. Нет необходимости говорить, что снижение налоговой нагрузки значительно повысит конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность прежде всего обрабатывающей промышленности.Однако дело не только в этом. Уже отмечалось, что сегодня страна развивается как сырьевой придаток западных стран. Почему? Потому что такой нормы прибыли, как в сырьевых добывающих отраслях, у нас нет ни в одной обрабатывающей отрасли. И не будет, пока рента изымается в полном объеме теми же, кто добывает и продает эти ресурсы.Поскольку экономика развивается там, где норма прибыли выше, то, снизив ее в добывающих отраслях за счет изъятия и перераспределения природной ренты и одновременно повысив в обрабатывающих отраслях (за счет уже отмеченной возможности снижения налогового бремени), можно достичь значительного экономического эффекта за счет перетекания капитала в обработку, высокотехнологичные, наукоемкие отрасли - это полностью преображает экономику страны, ее облик, ее будущее.Причем значительным источником инвестиций могут стать все те же аккумулированные в целевом Фонде средства. Первоначально в виде увеличения банковских кредитных ресурсов (за счет постоянного нахождения в кредитных организациях средств Фонда), а в перспективе - в виде передачи части средств Фонда непосредственно в доверительное управление инвестиционным компаниям.3) Наконец, речь идет не только об экономике. Сосредоточение громадных средств доходов от природных ресурсов в руках узкого круга лиц создает оптимальные условия для коррупции, для элементарной скупки чиновников, обеспечивающих им "полную свободу действий" в экономическом, политическом и правовом плане. С другой стороны, не менее благодатной почвой для коррупции является и чиновник, сидящий на огромных обезличенных бюджетных деньгах, никому конкретно не принадлежащих. Именно отсюда деформированность нашей политической системы: формально - демократия, реально - жесткая власть капитала.Предлагаемый законопроект может принципиально изменить расклад политических сил в стране, освободить ее от коррупции, создать предпосылки для реальной демократии.Если мы реализуем изложенные выше предложения, у граждан России появится шанс ощутить себя действительно полноправными членами развитого, социально эффективного общества. Общества, которое дало им шанс.Не будет преувеличением сказать, что от реализации предлагаемых идей зависит будущее России как государства.Когда люди бедны, то и государство не может быть богатым. Точно так же, как не может быть бедным государство, населенное богатыми людьми.Нет и не может быть патриотизма в государствах, которые не только мирятся с люмпенским состоянием большей части своего населения, но и более того, допускают социальное расслоение в угрожающих масштабах, которые не способны обеспечить реальные гарантии воплощения в жизнь основных интересов людей, будь то дети, старики или трудоспособное население, - бедный человек не может быть свободным, бедного легко обидеть, обмануть, им легко управлять.И наоборот, патриотические чувства всегда высоки в странах, обеспечивающих человеку то, что он ценит, что не желает терять.В этом плане именно перераспределение доходов от эксплуатации природных ресурсов - необходимый шаг на пути к обретению национальной идеи, которую наше общество давно и безуспешно ищет.Вот она: обеспеченное, высокотехнологичное и демократическое российское общество, живущее за собственный счет и во имя собственных ценностей, построенное на прочной базе всеобщего справедливого распределения имеющихся в его распоряжении ресурсов.Во имя реализации этой цели Государственной Думе предлагается рассмотреть и принять настоящий законопроект.ПЕРЕЧЕНЬАКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГОЗАКОНА "О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ НА ДОХОДЫОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"1. Предлагаемый законопроект является первичным актом федерального законодательства, который в развитие Конституции РФ содержит правое регулирование соответствующих отношений, - ранее законодательное регулирование данного вопроса отсутствовало.Поэтому актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу и приостановлению, не имеется.2. В связи с принятием данного законопроекта предполагается принять федеральные законы о рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов либо внести изменения и дополнения в принятые законодательные акты такого рода в части определения назначения и порядка зачисления сумм рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов.Кроме того, предполагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.07.2002 N 86-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 09.07.1999 N 159-ФЗ (ред. 09.07.2002), от 24.12.2002 N 176-ФЗ) - в части, дополняющей перечень государственных внебюджетных фондов Фондом прав граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации, и связанными с этим положениями.Наконец, принятию в связи с данным Законом будут подлежать акты Правительства Российской Федерации и уполномоченных им органов, определяющие порядок реализации его отдельных положений в случаях, указанных в нем.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИНА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Принятие и введение в действие Федерального закона "О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации" предназначены для реализации конституционных прав граждан.С учетом специфики предлагаемой системы формирования и использования доходов граждан России от природных ресурсов потребуется осуществление следующих расходов:1) В связи с тем что законопроект предусматривает необходимость осуществления функций государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в том числе принятие ряда нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и определенного им уполномоченного федерального органа исполнительной власти, потребуется введение в соответствующем министерстве дополнительных ставок государственных служащих с их соответствующим материально-техническим обеспечением. Кадровый состав требуемых служащих и размеры требуемого материально-технического обеспечения будут определяться Правительством РФ.2) В связи с тем что законопроект предусматривает необходимость создания государственного внебюджетного Фонда прав граждан России на доходы от использования природных ресурсов, потребуется осуществление первоначальных расходов на создание и организацию функционирования данного образования, исходя из общих условий создания государственного внебюджетного фонда, которые в дальнейшем будут компенсированы за счет аккумулируемых Фондом средств.Указанные суммы должны быть предусмотрены проектом федерального закона о федеральном бюджете на год, с 1 января которого предполагается вступление в силу законопроекта.По своей сути законопроект предполагает распределение предусмотренных законопроектом рентных платежей непосредственно в пользу каждого гражданина Российской Федерации.Законопроект не предполагает уменьшения доходной части государственного бюджета и, напротив, направлен на увеличение профицита бюджета, поскольку:сохраняется часть действующих налоговых и неналоговых доходов бюджета в сфере природопользования;предполагается значительное увеличение поступлений дохода от подоходного налога с физических лиц (выплачиваемые гражданам суммы доходов от природных ресурсов будут облагаться данным налогом на общих основаниях);могут быть сокращены соответствующие бюджетные статьи расходов, которые в разрезе макроэкономического анализа связаны с получаемыми населением в результате реализации предлагаемого законопроекта доходами.ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 314475-3"О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ НА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(ред., внесенная в ГД ФС РФ) »
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 314475-3"О ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ НА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(ред., внесенная в ГД ФС РФ)N 314475-3Внесен депутатамиГосударственной ДумыФедерального СобранияРоссийской ФедерацииВ.К. Гартунгом, Е.П. Ищенко,М.В. ЮревичемРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ПРАВАХ ГРАЖДАН РОССИИ НА ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГраждане России имеют право на получение доходов от использования природных ресурсов Российской Федерации.Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан России от использования природных ресурсов Российской Федерации (далее - доходы граждан от природных ресурсов или средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов), определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность участников отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, устанавливает основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 2. Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.Статья 3. Средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов. 1. Доходы граждан от природных ресурсов представляют собой совокупность средств, включающую в себя:Статья 4. Участники отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. Участниками отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, являются:Статья 6. Уполномоченный федеральный орган. 1. Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации.Статья 8. Орган общественного контроля за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. 1. Общественный контроль за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется создаваемым при Президенте Российской Федерации Попечительским советом по вопросам реализации прав граждан на доходы от природных ресурсов (далее - Попечительский совет).Статья 9. Фонд прав граждан. 1. Фонд прав граждан осуществляет управление средствами, составляющими доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в интересах получателей средств.Статья 10. Обязанности Фонда прав граждан. Фонд прав граждан обязан:Статья 11. Специализированный депозитарий. 1. Требования к специализированному депозитарию, допускаемому к участию в конкурсе по отбору специализированного депозитария для заключения Фондом прав граждан договора об оказании услуг специализированного депозитария, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Статья 12. Обязанности специализированного депозитария. Специализированный депозитарий обязан:Статья 13. Требования к кредитным организациям. Кредитные организации, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется размещение средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, обязаны:Статья 14. Договор об оказании услуг специализированного депозитария. 1. По договору об оказании услуг специализированного депозитария этот специализированный депозитарий за установленную указанным договором плату обязуется в соответствии с настоящим Федеральным законом оказывать Фонду прав граждан услуги специализированного депозитария, а Фонд прав граждан обязуется принять и оплатить такие услуги.Статья 15. Договоры о размещении средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. 1. Договоры о размещении средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, заключаются между кредитными организациями, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом, и Фондом прав граждан.Статья 16. Формирование средств, составляющих доходы граждан России от природных ресурсов, за счет доходов, получаемых от взимания платежей за пользование природными ресурсами. 1. Для формирования средств, составляющих доходы прав граждан от природных ресурсов, в Фонд прав граждан направляются доходы, полученные от взимания: рентные платежи за пользование природными ресурсами - в размере 80% рентных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.Статья 17. Формирование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, за счет иных источников. 1. В состав средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, включаются проценты, полученные Фондом прав граждан в соответствии с договором о размещении средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов в кредитных организациях (статья 15, пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона).Статья 18. Оплата необходимых расходов по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. 1. Из средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, производится оплата необходимых расходов по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в пределах, установленных бюджетом Фонда прав граждан.Статья 19. Цели использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. 1. Все средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, имеют целевое назначение и, если иное не предусмотрено отдельным федеральным законом, могут использоваться только для их выплаты получателям средств.Статья 20. Право на получение доходов от природных ресурсов. 1. Правом на получение средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, обладает каждый гражданин Российской Федерации, который в течение одного года с момента вступления в силу настоящего Федерального закона постоянно проживал на ее территории и сведения о котором имеются в системе данных учета физических лиц, ведущегося Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах (далее - налоговый учет).Статья 21. Права и обязанности получателей средств. 1. При формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, каждый получатель средств вправе в порядке и на условиях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом:Статья 22. Система ведения Фондом прав граждан учета в отношениях, связанных с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. 1. В целях создания условий для реализации получателями средств их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечения достоверности сведений о средствах, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, и условий для проведения контроля за деятельностью специальных субъектов Фонд прав граждан ведет учет всех операций, связанных с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.Статья 23. Общие положения о персонифицированном учете. 1. Для ведения персонифицированного учета Фонд прав граждан открывает каждому получателю средств индивидуальный лицевой счет с постоянным номером.Статья 24. Распределение средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, и их зачисление на индивидуальные лицевые счета. 1. На основании положений статей 16 - 18 настоящего Федерального закона, а также с учетом иных положений настоящего Федерального закона Фонд прав граждан ежегодно определяет общий размер средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, подлежащих распределению между получателями средств и зачислению на их индивидуальные лицевые счета.Статья 25. Списание средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, с индивидуальных лицевых счетов. Списание средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, с индивидуальных лицевых счетов может осуществляться только по следующим основаниям:Статья 26. Выплата средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов. 1. Выплата средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, производится на основании заявления получателя средств, сроки и порядок подачи которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.Статья 27. Право получателя средств на информацию. 1. Порядок предоставления получателям средств информации, касающейся их индивидуальных лицевых счетов, устанавливается Правительством Российской Федерации.Статья 29. Порядок разрешения споров. 1. Споры, возникающие по вопросам формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, разрешаются судом.Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.