Поправки в законопроект «Об образовании»
В первом чтении 17 октября, второе чтение - через месяц, Госдума рассмотрит проект Федерального закона «Об образовании, подготовленный Правительством РФ. Он должен заменить собой два действующих на данный момент закона «Об Образовании», и касающийся высшей школы ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», став по сути образовательным кодексом, обязательным к исполнению всеми – от детских садов, до вузов.Что стало причиной появления этого документа именно сейчас? Как обычно, официальные объяснения многословны и крайне туманны. Здесь и …создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства… и потребности развития инновационной экономики…и международные обязательства Российской Федерации (об этом мы еще поговорим позже). А как на самом деле?Власть решила узаконить то , что она и так уже делает все последние десятилетия – перевод образования на коммерческие рельсы.Общее направление госполитики в сфере образования – переход от господствовавшего в советское время понимания образования как общедоступного блага и услуги, когда единственным заказчиком этой услуги от имени общества выступает государство, к свободному рыночному обращению данной услуги. Естественно – прежде всего, за деньги.В рамках такой политики происходит с одной стороны, переход на госзаказ при определении необходимого по мнению государства объема гарантий, с другой - развитие системы негосударственного образования.Что опасного в этой концепции? Вызывает много вопросов методика и критерии определения объема госзаказа. Эти данные не обнародованы. Т.е. объем госзаказа может произвольно снижаться исходя из «возможностей бюджета». Итак, перечислим наиболее опасные новации правительственного проекта1.В законопроекте с учетом Болонской декларации вводятся ступени высшего образования бакалавриат и, магистратура. С учетом того, что гарантий получения бесплатного образования по магистерским программам в законе нет, высшее образование в России станет латным как минимум на 1/3 часть.2.Законопроектом также предполагается модернизировать систему начального и среднего профессионального образования. Имеющаяся сейчас система ПТУ будет внесена как первая ступень в систему среднего профессионального образования. Опасность в том, что при «переносе» могут потеряться и учащиеся и педагоги, а наработанные программы не будут востребованы.3.Законопроектом устанавливается, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования). Ясно, что отныне образование, по сути, перестает быть обязательным.4.Экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в законопроекте лишь как способ получения документа об образовании. Результат – уже в этом году экстернат стал платным.5.Особое внимание в законопроекте уделено формам участия представителей работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Впрочем, это нововведение уже вызвало резкую реакцию самого педагогического сообщества, так как непонятны основания, по которым работодатель не имея прямого отношения к образовательному процессу, будет оценивать его эффективность. Неясны и правовые последствия, которые неблагоприятные результаты экспертизы будут иметь для образовательной организации.6.Весьма спорной новацией стало введение в законопроект ст. 91, регламентирующей особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. Как отмечают эксперты, содержание данной статьи может быть сочтено нарушением нормы Конституции РФ, гарантирующей светский характер государства.7. Отсутствуют обязанности органов власти при расчете бюджетного финансирования сферы образования исходит из требования сохранения уровня заработной платы педагогических работников не ниже средней по экономике данного региона. Более того, из последней редакции выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.8.По инициативе министерства образования в проекте закона изменены нормативы числа бюджетных мест в вузах. Вместо действующего на данный момент норматива 1700 бюджетных мест на 10 тысяч населения, в проекте закона заложена норма – 800 мест на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет. Как поясняют авторы проекта это позволит к 2015 году сократить около 180 тысяч бюджетных мест.9.Вызывает опасения проведенное в тексте проекта разделение дошкольного образования на собственно образование и присмотр. Ранее, эти две функции детских садов рассматривались неразрывно.- Детские сады, а равно и группы в них не будут теперь обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми;- За осуществление присмотра и ухода за ребенком детский сад взимает плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей (законных представителей) (механизм учета не прописан);- Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах определяется теперь областными (краевыми, республиканскими) властями.- В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест.10.Отсутствует в проекте и регулирование правового статуса таких учреждений образования как лицеи, гимназии и прочие типы школ с углубленным изучением тех или иных предметов, получивших распространение в 90-е гг. Проявившаяся в последние годы тенденция к унификации школ разных типов грозит вытеснением «лицейского» уровня образования в частную сферу , что конечно противоречит концепции равных прав на получение качественного образования.11.Упрощается в законопроекте процедура ликвидации сельских школ. Ст. 22. предусматривает, что ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускаются только с согласия представительного органа соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация (ранее – с согласия сельского схода). Как показывает практика, основной причиной закрытия сельских (и не только) школ, является их «нерентабельность» - недостаточность выделяемых согласно подушевому финансированию средств для нормального функционирования и развития школы. Т.е., в данном случае происходит снятие барьеров на пути господства экономической целесообразности, при том, что закрытие школы как правило, приводит к падению образовательного уровня обучавшихся в этой школе детей и оттоку квалифицированных кадров.12. Предусмотрено также проектом право вуза отчислить студента не только за академическую неуспеваемость, но так же за совершение дисциплинарных проступков (предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка). По большому счету – это попытка узаконить отчисления «за политику».Что делать?Прежде всего, протестовать разными способами. 16 и 17 октября активисты профсоюза «УЧИТЕЛЬ» проводят пикеты у здания Госдумы с требованием поддержать поправки профсоюза «УЧИТЕЛЬ» (все подробности на сайте pedagog-prof.org). Необходимо оказывать давление на депутатов всеми способами. Только активная и солидарная позиция может позволить нам отстоять доступное и качественное образование для себя и будущих поколений.Надо направлять обращение как можно большему количеству депутатов. Посмотреть список депутатов от вашего региона (и по фракциям) можно на сайте Госдумы www.duma.gov.ru Список депутатов от фракции ЕР (у этой партии большинство, поэтому исход голосования зависит именно от их голосов) можно посмотреть на сайте www.er.ru и там же можно отправить им обращение чрез общественную приемную (на странице каждого депутата справа значок)От того как много людей выразят свое мнение и доведут его до народных избранников зависит судьба нашего образования на долгие годы, в конечном счете, будущее наших детей.Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ»http://pedagog-prof.org
Председателю ГД ФС РФНарышкину С.Е.Уважаемый Сергей Евгеньевич!17 октября в Государственной Думе будет рассматриваться в первом чтении внесенный Правительством РФ проект ФЗ «Об образовании».Просим Вас снять данный законопроект с рассмотрения, так как в нем не учтены целый ряд фундаментальных потребностей российского образования, а именно:- отсутствуют какие-либо государственные гарантии по финансированию образования – остались лишь пустые декларации. Облегчается закрытие сельских школ.- Непонятна судьба хороших школ – лицеев и гимназий, отменены гарантии по доступности дошкольного образования, сокращается количество бюджетных мест, нарушается светский характер государства- выброшены те немногие льготы и выплаты, что были у педагогов – скидка 50% на коммунальные платежи, выплата в 100 р. на методическую литературу.Принятие закона Об образовании в его нынешнем виде противоречит Конституции.
Обращение к депутату ГДУважаемый г-н депутат!На осенней сессии ГД планирует обсуждать законопроект «Об образовании». В связи с этим я прошу Вас как своего представителя в ГД предложить внесение в законопроект следующих разработанных Межрегиональным профсоюзом работников образования «УЧИТЕЛЬ» поправок (выделены курсивом):Пункт 3 ст. 6 уточнить таким образом:3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования.Пункт 8 ст. 12 уточнить таким образом:Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации. При этом должна быть предусмотрена процедура независимой общественной экспертизы проектов ФГОС.Пункт 5 ст. 22 записать в следующей редакции:«Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации не допускается без предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения для обеспечения прав граждан на образование в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и без информированного добровольного согласия на реорганизацию обучающихся и их законных представителей.Добавить в пункт 6 ст. 48 подпункт 7:Право на полное возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий.Пункт 7 ст. 48 записать в следующей редакции:В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и (или) должностными инструкциями.Соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или соответственно учебного года определяется с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника, но не может быть больше, чем 1:1. Общая продолжительность рабочего времени педагогического работника, включая учебную и иную работу, не должна превышать 36 часов в неделю. Работа свыше 36 часов должна расцениваться как сверхурочная и оплачиваться в соответствии с нормами ТК РФ.Ст. 50 изложить в следующей редакции:1. Аттестация педагогических работников может проводиться с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию работника на установление квалификационной категории (за исключением научно-педагогических работников). Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия работника занимаемой им должности являются обоснованные сомнения работодателя в профессионализме педагога. Решение о проведении аттестации должно быть согласовано с профсоюзной организацией, членом которой является работник, или же с педагогическим коллективом.2. Проведение аттестации педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся; государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных образовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Членами аттестационных комиссий не могут быть сотрудники органов управления образованием. Для защиты прав педагогических работников в аттестационную комиссию обязательно должен входить представитель его профсоюзной организации с правом решающего голоса. Не прошедший аттестацию педагогический работник должен иметь право на подачу апелляции в аттестационную комиссию высшего уровня.3. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и с профсоюзами работников образования.Пункт 1 ст. 53 записать в следующей редакции:Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:1) избирается коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;2) назначается Президентом Российской Федерации.Пункт 1 ст. 104 записать в следующей редакции:2. Финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, размер которых должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами равного уровня образования независимо от места жительства.Исключить ст. 91 как противоречащую статьям 13 и 14 Конституции РФВторой абзац пункта 2 ст. 104 изложить в следующей редакции:9. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования исходя из обеспечения минимального уровня заработной платы педагогических работников образовательных учреждений дошкольного, начального и среднего образования за ставку часов не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере промышленности субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация. В отношении педагогических работников учреждений высшего образования это сотношение должно быть не менее двух. Изложить абзац 4 п.2. ст.104 в следующей редакции:За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета финансируется обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем тысячи семисот студентов в расчете на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации (в проекте закона, приятом в первом чтении, это соотношение изменено, что по зволяет к 2015 году сократить 180 000 бюджетных мест).Пункт 3 ст. 104 записать в следующей редакции:3. Нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.Нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но не ниже, чем установленные Правительством РФ.Нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, но не ниже, чем установленные органами государственной власти субъектов РФ.Прошу информировать меня о принятом вами решении в установленные законом сроки (чем раньше, тем лучше).Можно направить обращение и в индивидуальном режиме. Как это сделать написано на сайте профсоюза "УЧИТЕЛЬ" http://pedagog-prof.org/