Открытое письмо президенту Путину В.В и председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.
Член Общественной палаты Российской ФедерацииПредседатель Правления РОО «Право ребенка» Альтшулер Борис ЛьвовичМиусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221-83-63, факс: (499) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru________________________________________________________________________________________________________«27» _мая_2012 г. № 4ОПК-2/________Президенту Российской ФедерацииВ.В. ПутинуПредседателю Правительства Российской ФедерацииД.А. МедведевуУважаемый Владимир Владимирович!Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Предлагаю Вашему вниманию первоочередные меры по практической реализации Ваших поручений последних лет о сокращении детского населения интернатов и шире – по созданию в России системы защиты детства и семьи.Для вывода детей из интернатов необходимо внести в федеральное законодательство понятия «сопровождаемая семья», «семейная воспитательная группа», «распределенная опека», «сопровождаемое проживание».Для создания системы защиты детства и семьи, профилактики социального сиротства и сокращения интернирования детей необходимо «встроить» деятельность органов опеки и попечительства в общую систему профилактики, обеспечить межведомственную координацию и «развести» функции заказчика услуг и их исполнителей, что также позволит привлечь в сферу услуг социально ориентированные НКО (традиционное ведомственное совмещение функций заказчика и исполнителя услуг приводит к тому, что при гигантских бюджетных затратах ни одна из острейших проблем не решается годами).Надеюсь, что эти предложения также окажутся полезны при формулировке мероприятий Национального плана (стратегии) действий в интересах детей и Национальной программы «Россия без сирот».С уважениемЗаместитель Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Б.Л. АльтшулерО первоочередных мерах по преодолению сиротства, реформе интернатов и созданию системы защиты детства и семьиВ Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 10.05.2006г. были даны указания увеличить выплаты приемным родителям и разработать механизмы, которую позволят сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях. Первое было исполнено! Однако искомые «механизмы» - сопровождение замещающих семей, оказание им плановой профессиональной помощи, институт семейных воспитательных групп (СВГ) до сих пор не предусмотрены федеральным законодательством, хотя эффективность этих подходов доказана на практике региональным опытом применения «патронатного воспитания» и СВГ.К сожалению, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» исключил сопровождающую службу из числа субъектов договора о патронате, в результате чего указанный региональный опыт преобразования постепенно пустеющих интернатов в службы сопровождения был повсеместно свернут и резко возросло число вторичных возвратов детей из приемных (опекунских) семей, не получающих необходимой профессиональной поддержки.Надеждой на исправление ситуации стало Поручение Послания Президента России Д.А. Медведева 22.12.2011г.: «Главы регионов должны принять программы, необходимые для медико-психологического и педагогического сопровождения семей, которые воспитывают детей-сирот. Им нужна помощь, и она должна быть практической». Однако сегодня не только отсутствуют правовые основания для исполнения этого поручения, но ряд федеральных норм прямо этому препятствуют.Ключевое слово необходимых реформ - «сопровождение»: междисциплинарная плановая эффективно координируемая работа «со случаем». Необходимо это и для реформы интернатной системы, и для помогающей и восстановительной работы с неблагополучными кровными семьями - как альтернатива разделению детей и родителей.В связи со сказанным предлагается:1. Программа «Россия без интернатов-общежитий»: сопровождаемая замещающая семья (семейная группа), «распределенная опека» и «сопровождаемое проживание» - необходимые условия реформы интернатной системы.1.1. Внести в Семейный Кодекс РФ и в закон «Об опеке и попечительстве» нормы «сопровождаемое семейное воспитание» («патронатное воспитание») и «семейная воспитательная группа». Закон должен расширить норму «опека по договору», предусмотрев участие в договоре третьей стороны – службы сопровождения при распределении ответственности за ребенка между семейным воспитателем и службой.1.2. Норму «распределенная опека» необходимо внести также и в новый вариант Гражданского Кодекса Российской Федерации.1.3. Федеральным законом ограничить допустимое число воспитанников детских интернатов – не более 7-10 человек, установив переходный период 2 года с постепенным переводом детей на традиционные и сопровождаемые формы семейного воспитания, включая семейные воспитательные группы.1.4. Внести в федеральное законодательство применяемые в развитых странах нормы «сопровождаемое проживание», «жилье с поддерживающими услугами». Предусмотреть выделение на эти цели части фонда социального арендного жилья, создаваемого в соответствии с Указом Президента РФ № 600 от 07.05.2012.2. Программа «Россия без сирот»: система защиты детства и семьи, межведомственная координация и кардинальная реформа деятельности органов опеки и попечительства, разделение заказчика и поставщиков услуг, социальный ресурс сопровождения, привлечение социально ориентированных НКО и новый подход к социальному обслуживанию, социальный патронат.2.1. Продолжить и ускорить начатую в 2011 году реформу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП, комиссия) - преобразование их в межведомственный координирующий орган, определяющий политику в сфере детства и семьи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Конкретно: - сохранить высокий статус Правительственной КДНиЗП;- создать в Аппарате Правительства Отдел по информационно-аналитическому и нормативно-методическому обеспечению деятельности Правительственной КДНиЗП, среди задач которого разработка федерального закона о комиссиях.2.2. Установить федеральными законами, что мероприятия плана индивидуальной профилактической работы со «случаем» трудной жизненной ситуации (сопровождения «случая»), утвержденные постановлением координирующего органа - муниципальной КДНиЗП, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики и обеспечиваются за счет средств бюджета субъекта РФ.2.3. Также установить, что деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, привлекаемых на договорной основе координирующим органом муниципального образования для оказания услуг в рамках плана сопровождения «случая», обеспечивается средствами бюджетов субъектов РФ.2.4. В статьях 69, 70, 73, 77 Семейного Кодекса РФ, регламентирующих лишение либо ограничение родительских прав и отобрание ребенка у родителей, в целях исключения формального командно-административного подхода в решении органами опеки и попечительства и судами вопросов о судьбе семьи установить невозможность принятия этих решений в отрыве от плана индивидуальной профилактической работы.2.5. В проект нового закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» внести инновационные положения:- устанавливающие множественность (включая социально ориентированные НКО) потенциальных поставщиков социальных услуг гражданам и (или) семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и что оценку индивидуальной нуждаемости, назначение программы персонального сопровождения и выбор поставщиков услуг (а значит и получателей бюджетной поддержки) осуществляет уполномоченный межведомственный муниципальный орган, координирующий деятельность в сфере защиты детства и семьи; - переориентирующие деятельность социальной сферы на предоставление услуг в социальной среде: на дому (по месту жительства или месту пребывания), в нестационарных условиях (улица, двор, место учебы…); устанавливающие формы социальной работы «сопровождаемое проживание», «сопровождаемое обучение», новые специализации «куратор семьи», «социальный работник семейного профиля»…2.6. Узаконить на федеральном уровне альтернативную изъятию ребенка из семьи форму профилактической работы «социальный патронат», предусмотрев, что назначение социального патроната осуществляется уполномоченным координирующим органом – муниципальной КДНиЗП и только при согласии родителей.См. также:«О системе защиты детства и семьи в Российской Федерации. Первоочередные меры» - http://24sos.ru/index.php?newsid=607 или http://www.oprf.ru/blog/?id=884