О введении в школах изучения основ законодательства РФ
Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся с предложением: ввести в школах изучение основ законодательства Российской Федерации и структуры органов охраны правопорядка.Соответствующие курсы должны быть разработаны с учетом обобщения актуальных проблем и вопросов общества. Считаем, что такой предмет должен входить в число ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, как русский язык и математика.Согласно заявлению главы комитета Госдумы по культуре Григория Ивлиева, с 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу нравственного воспитания детей (http://txt.newsru.com/russia/13jan2011/reforma.html)Не отрицая значения нравственно-этического воспитания, мы обращаем внимание на тот факт, что кроме формирования нравственным стержнем – граждане России должны обладать базой правовых знаний, необходимых для реализации своих жизненных целей. По Конституции РФ, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» (статья 1).Согласно Конституции РФ, статьи 2 – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».Согласно Закона РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 г., «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...» В соответствии со статьей 2 того же Закона, государственная политика в области образования основывается на воспитании гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.Тем не менее, вступая в совершеннолетие и принимая на себя всю полноту гражданских прав, обязанностей и возможностей – молодые люди совершенно не ориентируются в законодательном поле государства, в структуре его организации. Несмотря на то, что законодательство как такое существует тысячи лет и постоянно развивается – до сих пор система образования РФ не предусматривает ликвидацию правовой неосведомленности и неграмотности, за исключением специализированных учебных заведений или курсов в отдельных ВУЗах. Если права и свободы человека являются высшей ценностью для государства – оно, как минимум, должно предусмотреть умение самого человека знать и применять свои права в реальной жизни. Невозможно воспитать гражданственность при неведении населения относительно своих свобод, а также о путях реализации и отстаивания своих прав. Трудно говорить о воспитании ответственности без ее правовой регламентации применительно к разным ситуациям. Любовь к Родине и семье тоже проявляется в конкретных правовых действиях.Заявляя о конституционной обязанности государства защищать права и свободы своих граждан – то же самое государство, по сути, пустило на самотек вопрос правового воспитания молодых поколений. Сложно защищать права и свободы граждан, если сами граждане находятся в неведении относительно своих прав и не знают, куда обратиться. Одна из причин многочисленности нарушения законов – страх и неуверенность людей, проистекающие из правовой неграмотности. Никакие государственные меры по обеспечению законности не будут эффективными, если из них будет исключен важнейший ресурс – умение и готовность самих граждан соблюдать законность.Есть ряд законодательных актов, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый человек. Не называя конкретных законов – это семейный и жилищный кодексы, законодательство об образовании, о здравоохранении, о труде и о занятости населения, об экологии и питании, о товаро-денежных отношениях, о самих органах защиты правопорядка, а также уголовное право. Странно, что МинОбрНауки, как и все его предшественники – до сих пор не ставит вопрос о необходимости формирования правового самосознания. МинОбрНауки счел возможным включить в учебный процесс такие факультативные курсы, как "Основы религиозных культур" (при том, что религиозные объединения отделены от государства, статья 14 Конституции) и "Основы светской этики" - но никто не поднимает вопроса об изучении прав Гражданских, которые касаются всех без исключения граждан России, независимо от вероисповедания. В итоге учащиеся не получают знаний, которые помогут им в реальном обществе. Мораль и этика не должны подменять собой умение применять законные рычаги в жизненных ситуациях.Многолетняя правовая неграмотность привела к тому, что "ненравственные" безнаказанно нарушают закон, а "нравственные" либо не понимают этого, либо ограничиваются обменом возмущениями между собой. Неужели общество проиграет от того, что человек, столкнувшись с обманом, предпримет законодательные шаги для восстановления своих прав – вместо обсуждения "ненравственности" властей? Неужели обществу невыгодно, чтобы солдаты умели и располагали возможностями отстоять свое право на нормальные условия службы – вместо того, чтобы превращаться в бесправных бессловесных заложников армии?Кроме того, мы предлагаем сопровождать изучение законов сведениями о тех организациях, деятельность которых регламентируется изучаемыми законами. Законы останутся на бумаге, если гражданин не знает, какие органы обязаны следить за соблюдением законодательства в разных сферах. Законы пишутся в первую очередь для тех, кто ими пользуется в практических ситуациях – то есть для граждан России. Разумеется, предлагаемый курс не охватит все правовые документы, которые могут понадобиться человеку в дальнейшем. Но, как и в других науках – ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СФОРМИРОВАТЬ У НАСЕЛЕНИЯ УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРАВОВЫХ АКТАХ И ГРАМОТНО ИХ ПРИМЕНЯТЬ.Мы, нижеподписавшиеся, считаем, что наше предложение полностью соответствует конституционной идее соблюдения прав и свобод личности, а также организации общеобразовательного процесса обучения в интересах человека, общества и государства.
Необходимость в таком обращении я ощущала давно. Возможно, мы уже опоздали. Потому что - привожу статью полностью: http://txt.newsru.com/russia/13jan2011/reforma.html"В России стартует реформа старшей школы: часть предметов заменят уроками патриотизмавремя публикации: 13 января 2011 г.С 2011 года в российских школах начинается масштабная реформа старшей школы, в рамках которой будет уменьшено количество образовательных предметов в пользу нравственного воспитания детей. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, передает ИТАР-ТАСС.Он уточнил, что до 15 февраля будет проходить публичное обсуждение, а введение нового устройства будет постепенным в течение всего года. В перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную.От изучения некоторых предметов предполагается отказаться "в пользу воспитания патриотизма". "В результате нововведений никакого увеличения нагрузки на школьников не будет - произойдет лишь ее перераспределение", - заверил Ивлиев.Предметная программа будет делиться на пять групп, из выбранной школой группы предметов три-четыре можно будет изучать в качестве базовых, еще три-четыре - в качестве профильных, специальных.По мнению самого Ивлиева, "изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе". "Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме "суммы знаний", получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни", - считает глава комитета.Напомним, что таким образом власти собираются бороться, в частности, с уличными конфликтами. По мнению единороссов, благодаря урокам патриотизма в школах молодежь перестанет устраивать несанкционированные акции с погромами, подобно акции на Манежной площади 11 декабря."Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади", - сообщил автор проекта, гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков. Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота.Кроме того, в рамках нового законопроекта "Об образовании" предлагается ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию. По мнению вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова, введение такой оценки может привести к необратимым процессам, так как пока не прописан конкретный инструментарий, позволяющий измерить патриотизм учащегося."Если на экзамене по математике можно проверить уровень владения знаниями по этому предмету, то как проверить уровень нравственности школьника?" - считает эксперт. "Я не против патриота, но надо придумать такой инструментарий, который сможет оценить градус патриотизма. Вот это ужасно", - отметил эксперт, добавив, что тут "Советский Союз просто "отдыхает".Окончательное решение по этому поводу примет Минобразования. Если проект будет принят, то, по мнению "Единой России", уже через пять-семь лет производство патриотов будет поставлено на поток.Вместе с тем российские власти решили внести изменения не только в программу интеллектуального воспитания юных граждан, но и физического. В ноябре прошлого года глава Росмолодежи Василий Якеменко предложил заменить в школах уроки физкультуры на некие "уроки здорового образа жизни" и доложил, что апробация программы уже началась.Как пояснил глава Росмолодежи, согласно новой инициативе, учащиеся "будут продолжать заниматься теми спортивными программами, которые будут вызывать у них интерес, которые будут модны в молодежной среде и которые дают понятные качественные показатели". "Как 30 лет назад я прыгал через "коня", так и сейчас через него прыгают дети", - констатировал Якеменко, добавив, что проблемы, конечно, не в "коне", а в том что "ни с точки зрения улучшения здоровья, ни с точки зрения вовлечения ребят в интересную спортивную деятельность уроки сегодня задач не решают".К сентябрю 2011 года, по его словам, планируется выйти на уровень преподавания в школах, пусть и в рамках эксперимента. Впрочем, тогда пресса писала, что на самом деле не началась еще даже апробация."ВОТ ТАКАЯ РЕФОРМА.Родители! Вам нужно, чтобы "через пять-семь лет производство патриотов было бы поставлено на поток"?!О каком нравственно-патриотическом воспитании идет речь, если матери боятся отдавать сыновей в армию? Если в прессе постоянно появляются новости о многомиллионных "откатах" в верхних эшелонах власти? Если в обществе руководящие позиции занимают те, кто умеет выбивать деньги? Если нет веры ни одному виду СМИ? Те же ветераны, которые выиграли Великую Отечественную - они проигрывают войну правовую, бюрократическую... как и все мы. При обилии прекрасных гуманных законов - общество реально теряет возможность их реализовать. И вот новая реформа... Уже сейчас в старших классах учение сводится к подготовке к сдаче ЕГЭ. Вместо умения мыслить - натаскивают на задания. Теперь урезают образовательную часть в пользу неопределенной "воспитательной". Но ведь все корифеи педагогики твердили, что воспитывать нужно на примере. На каких примерах воспитываются наши дети? На неумении добиться законных прав и свобод - практически во всех отраслях жизни?Как выход - я считаю, что необходимо поднимать вопрос о повышении правовой грамотности. Тогда есть шанс объединиться в реальную силу на основе действующих законов в правовом государстве.