Новый базовый закон о социальном осбслуживании
Новый базовый закон о социальном осбслуживании представлен в настоящее время для официального общественного обсуждения на сайте Общественной экспертизы правительственного проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (http://s.zakon-fom.ru/).К сожалению, законопроект содержит нормы, которые в современных условиях могут стать угрозой для семьи. В связи с этим мы просим всех поддержать наши предложения, направленные на устранение этих угроз. Делать это надо срочно, осталось всего 11 дней до конца обсуждения. Краткие поясненияСегодня, к сожалению, не редкость, когда под предлогом оказания социальной помощи оказывается давление на семьи и родителей, осуществляется нарушение неприкосновенности семейной жизни. Оказание социальной помощи используется как основание для сбора информации о частной и семейной жизни граждан без их согласия, привлекает внимание к «неблагополучным» семьям, ведя к широкому вмешательству в жизнь семьи, вплоть до отобрания детей на неправомерных основаниях, в связи с бедностью семей, комплексными социальными последствиями бедности.В этих условиях любые расплывчатые формулировки, позволяющие отнести семью к какой-либо «особой категории», объявить ее неблагополучной, представляют серьезную угрозу для жизни семей в России. Предельно необходимы и актуальны нормы, гарантирующие добровольность получения социальной помощи и запрет на какое-либо преследование семьи в связи с отказом от нее.К сожалению, правительственный законопроект не устраняет существующие угрозы, а добавляет к ним новые. Только реакция общественности, родительских общественных объединений может исправить эту ситуацию.В предлагаемом законопроекте Ст. 3 п. 5 объявляет принцип добровольности выбора социальной услуги или отказа от ее предоставления. Однако этот принцип остается неэффективной декларацией, поскольку конкретные нормы, направленные на его реализацию, не гарантируют его осуществление.Так, п. 1 ст. 8 указывает: «Социальные услуги предоставляются на основании добровольного согласия гражданина (семьи), либо его законного представителя». Однако, п. 2 той же статьи гласит: «Граждане (семьи), либо их законные представители, имеют право отказаться от предоставления социальных услуг. В случае отказа от социального обслуживания гражданам (семьям), либо их законным представителям, разъясняются возможные последствия принятого ими решения». Эта формулировка может использоваться для оказания серьезного давления на семьи в случае отказа от социального обслуживания.По мнению МОО «За права семьи», эта ситуация может быть исправлена лишь путем внесения в законопроект четкого запрета на любое преследование граждан или ограничение их прав в связи с отказом от социального обслуживания или конкретных социальных услуг.Особую тревогу вызывает подпункт 3 пункта 2 статьи 12 законопроекта. Он предусматривает признание граждан (семей) находящимися в трудной жизненной ситуации в случае семейного неблагополучия: «семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей)». В соответствии с п. 1 той же статьи они становятся, в силу этого, субъектами социального обслуживания. При этом не предусматривается необходимость согласия граждан для признания их находящимися в трудной жизненной ситуации.Указанные формулировки являются, на наш взгляд, опасными, угрожают неприкосновенности семейной жизни, и должны быть признаны коррупциогенными факторами в соответствии со ст. 1 п. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Кратко – это означает, что они допускают неоправданно широкие пределы произвольного толкования исполнителями – чиновниками и социальными работниками.Введение в правовое поле понятия «семейное неблагополучие», сопровождающееся очень расплывчатым раскрытием этого понятия – является опасным нововведением. Фактически, в силу приведенного определения, любая семья может быть подвергнута стигматизации и получить ярлык «неблагополучной». В самом деле, понятие «конфликты в семье» – является крайне широким. Вероятно, нет ни одной семьи, в которой, время от времени, не возникают те или иные конфликты, в частности – детско-родительские. Понятие «жестокое обращение» не имеет, в настоящий момент, четкого юридического определения. Под воздействием ряда международных организаций, деятельность которых носит очевидный антисемейный характер, в результате деятельности ряда российских «экспертов», работающих при поддержке этих организаций, это понятие в практике получает все более и более широкий характер, охватывая собой многочисленные проявления нормальных, отвечающих интересам ребенка детско-родительских отношений. Появляется практика признания «жестоким обращением» и «неисполнением родительских обязанностей» действий родителей, просто реализующих их естественные и предусмотренные действующим законодательством права. Наконец, понятие «асоциальное поведение» вовсе не имеет юридического определения и, фактически, под него могут быть подведены любые действия родителей и детей, вызывающие недовольство или несогласие соответствующих органов (например, усиленно религиозная жизнь семьи, выбор ею внешкольных форм обучения детей, устройство быта и уклада семьи в соответствии с национальными традициями).Таким образом, в соответствии со ст. 12 п. 2 законопроекта, любая семья может быть отмечена ярлыком «неблагополучной», что может повлечь вмешательство в жизнь семьи, нарушение общепринятого принципа презумпции добросовестности родителей, нанесения ущерба репутации, доброму имени и достоинству семьи и ее членов.Понятия «семейное неблагополучение» и введение понятия «асоциальное поведение» – это «новинки» законопроекта, в действующем законодательстве их нет. Вместо исправления и устранения нечетких формулировок действующего закона, таких как «жестокое обращение» и «конфликты в семье» (ст. 3 п. 4 действующего Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ), законопроект дополнил их новыми расплывчатыми и коррупциогенными формулировками, угрожающими российским семьям. По нашему мнению, это должно быть исправлено.Для этого следует включить в ст. 12 положение о том, что граждане могут быть признаны находящимися в трудной жизненной ситуации только с их согласия (согласия их родителей или иных законных представителей). Исключением могут быть только случаи совершения в семье в отношении несовершеннолетних или иных граждан преступлений и административных правонарушение, установленных правомерными решениями суда и иных органов, вступившими в законную силу. Следует исключить из ст. 12 расплывчатые и коррупциогенные формулировки «семейное неблагополучие», «конфликты в семье», «жестокое обращение», «асоциальное поведение».Межрегиональная общественная организация «За права семьи» сформулировала соответствующие предложения на сайте общественного обсуждения и просит вас поддержать их! Мы будем стараться оказать общественное влияние на дальнейший ход рассмотрения законопроекта.Для того, чтобы поддержать наши важные предложения, защищающие семью, осталось только 11 дней. К сожалению, сроки общественного обсуждения столь важного законопроекта вообще установлены были недопустимо малые.