Незаконное уничтожение властями бездомных животных в г. Томске
Прокурору города Томска Федотову В.В.634029, г. Томск, ул. Белинского, 14 Требую проверить на соответствие законодательству и привлечь к ответственности должностных лиц мэрии г. Томска в связи с обращениями жителей о нарушении мэрии г. Томска законодательства по вопросам отлова бездомных животных и «регулирования их численности».Мэрий г. Томска при попустительстве мэра г. Томска Николайчука Н.А. и при содействии начальника департамента городского хозяйства г. Томска Черноус В.М. заключен договор с УМП «Спецавтохозяйство» во главе с Чаринцевым Н.В., для исполнения муниципальной услуги по «регулированию численности безнадзорных животных», а фактически на выполнение работ по безвозвратному «отлову» и транспортировке безнадзорных животных с территории г. Томска. По моим сведениям ни какого открытого конкурса на эту услугу для привлечения соответствующих специалистов не проводилось!Однако Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признана утратившей силу ст. 7 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ранее устанавливавшая полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.При этом статьями 5 и 6 Закона № 52-ФЗ определены полномочия соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и согласно ст. 6 названного Закона к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, контроль за их исполнением.Кроме того, согласно подпункту 49 п. 2. ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Причем данный подпункт введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ. Также следует учитывать, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»).Таким образом, органы местного самоуправления не правомочны осуществлять полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части организации мероприятий по уменьшению численности бродячих животных, и в области ветеринарии, поскольку это компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации.Статья 6 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» гласит, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов – регулирование численности объектов животного мира.При этом ст. 8 этого же Закона предусмотрена передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления полномочий материальных и финансовых средств. Однако на уровне Томской области такая передача не осуществлена.Статьей 12 названного Закона в качестве основного принципа в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания названо осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с принципами гуманности. Домашние животные – собаки, кошки, в том числе домашние и бесхозяйные, бродячие – также выступают в качестве объектов животного мира.В соответствии со ст. 27 указанного Закона регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов. Официальный факт такого согласования с уполномоченными органами государственной власти отсутствует.Только специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьям 5 и 6 настоящего Федерального закона, вправе определять объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, но не органы местного самоуправления.Порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. При этом органам местного самоуправления подобного рода полномочия никем не передавались, они ими не наделялись. Относительно бродячих, безнадзорных животных – собак и кошек – следует отметить следующее. В силу ст. 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания не известны – не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания на период установления собственника, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. При этом лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.Следовательно, органы полиции либо органы местного самоуправления не могут содержать безнадзорных животных. На них лишь возложена обязанность разыскивать собственника, а также по просьбе лица, обнаружившегося указанных животных, подыскать лицо, имеющее необходимые условия для их содержания (п. 2 ст. 230 ГК РФ). Условия содержания должны быть надлежащими (п. 3 ст. 230 ГК РФ), что означает обязанность лица, у которого животные находятся, предоставлять им корм, обеспечивать соблюдение ветеринарных правил, содержать их в приспособленных помещениях с учетом времени года, вида животных и т.п.В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-противоэпидемическими мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравления) и их ликвидацию.Согласно пункту 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных следует отнести к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, осуществление которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления.В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.Статья 26.3. (пункт 1) Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), но не органами местного самоуправления и не за счет средств местного бюджета. Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3. указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно статье Федерального закона № 94 от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.Сфера охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что Мэрия г. Томска, допускала и допускает в настоящее время факт выхода за пределы своих полномочий, заключив договор с УМП «Спецавтохозяйство» во главе с Чаринцевым Н.В. договор по регулированию численности безнадзорных животных, а фактически их безвозвратному отлову и транспортировке с территории г. Томска, хотя в ее компетенции лишь – принять меры к розыску владельцев и передать безнадзорных животных на содержание в надлежащих условиях, чего не делается на деле. Также грубо нарушается Федеральный закон № 94 т 21 июля 2005 г., «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в результате чего явно просматривается коррупционная составляющая! Прошу обратить внимание на ссылку в интернете под № 3, где руководитель САХ Чаринцев Н.В. прямо признаётся в уничтожении животных и в то же время в неэффективности таких методов. На основании изложенного требую направить в адрес Мэра г. Томска представление об устранении выявленных нарушений и недопустимости подобного впредь, а также привлечь должностных лиц: начальника департамента городского хозяйства г. Томска Черноус В.М., директора УМП «Спецавтохозяйство» Чаринцева Н.В. и других возможных соучастников этих жестоких преступлений к ответственности согласно статьи 37 УПК РФ и следующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации: 245 п. 2 «Жестокое обращение с животным, совершенное группой лиц», 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 «Превышение должностных полномочий», 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» . 1. http://www.tv2.tomsk.ru/conference/spetsavtokhozyaistvo-uborka-ulits-nesanktsionirovannye-svalki-brodyachie-sobaki2. http://www.tv2.tomsk.ru/news/spetsavtokhozyaistvo-na-peresechenii-lbelinskogo-i-gertsena-otrabatyvali-agressivnykh-sobakl3. http://tomsk.bezformata.ru/listnews/spetcavtohozyajstvo-regulirovat/2846475/