Акты вандализма с фасадами двухсотлетних зданий
Письмо Министру культуры РФ Денис Ивлев >> Министру культуры Российской Федерации Мединскому В.Р. Копии в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Губернатору Тверской области Шевелёву А. В., Меру г. Вышний Волочёк Пантюшкину А.Б. Уважаемый Владимир Ростиславович! Обращаемся к Вам от лица культурной общественности г. Вышний Волочёк Тверской области. Наш город одна из жемчужин центра России. Первое упоминание о нем относится к 1437 г., но своё торгово-экономическое и культурное развитие город получил в 18 в. со строительством здесь Вышневолоцкой водной системы, являющейся памятником гидротехнического искусства (первые в России судоходные каналы, первое искусственное водохранилище). Строительство Петром I и М.И. Сердюковым водной системы во многом обусловило строительство столицы Российской Империи Санкт-Петербурга. Город, который по праву носит название Русской Венеции, сохранил не только историческую планировку и неповторимый колорит берегов рек и каналов, но и множество памятником градостроительного искусства 18-19 веков. К сожалению, учитывая то, что город до 2010 г. имел статус исторического города России, немногие из этих памятников были поставлены на государственную охрану. Но статус исторического города, согласно закону об охране памятников архитектуры, сохранял в целости от радикальных перестроек весь исторический центр с дворянско-купеческими особняками, торговыми лавками, Путевым дворцом и общественными зданиями. По непонятным нам причинам этот статус был снят и памятники архитектуры города оказались беззащитными против людей, мягко говоря, не понимающих и не ценящих архитектуру своего города. В результате в Вышнем Волочке имеют место акты вандализма с фасадами двухсотлетних зданий, составлявших гордость городской архитектуры. В частности, в последнее время обострилась ситуация вокруг двух памятников архитектуры >, значащегося по паспорту по адресу Казанский проспект, 37/1, и >, значащийся по паспорту по адресу Казанский проспект, 35. В результате прошедшей на проспекте перенумерации домов > имеет адрес Екатериниская ул. 1/31, а > - Казанский проспект 31. Эти изменения, по-видимому, не были сообщены в надлежащем порядке в надзорные органы, и поэтому памятники продолжают значиться фактически по другому адресу. В 2013 г. оба здания были проданы фирме ООО > по минимальной цене: > площадью около 1640,4 кв. м. за 18 млн. 582 тыс. 500 руб, а > площадью 95,8 кв. м. за 2 млн. 643 тыс. 600 руб. Новый собственник здания обратился в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, где получил ответ, что по указанному новому адресу памятника архитектуры не значится, а здание является средовой застройкой центра города. И поэтому собственник, игнорируя статью 37 ФЗ No. 73, где говорится о приостановке работ на объектах имеющих признаки культурных ценностей, до рассмотрения вопроса об их действительной историко-культурной ценности, счёл себя вправе не только перестроить кровлю и сделать пластиковые окна на доме 18-19 вв., но и срубить большую часть лепнины и белокаменного декора, обложив здание керамогранитом, ничего общего по цвету и фактуре не имеющим с соседними зданиями выстроенными в классическом стиле на рубеже 18-19 вв. > является так же частью застройки сплошным фасадом пересечения дву3х главных улиц города Казанского проспекта и Екатерининской ул. и по определению паспорта здания исключительно важную градостроительную роль>> в планировке города. При этом ученым искусствоведом, сотрудником Института искусствознания Г.К. Смирновым, при составлении "Свода памятников архитектуры Тверской области", найдены новые подробности в истории "Дома Суханова" и применено новое название к нему - "Дом Красильниковых-Толстовых", т.е. памятник до конца не изучен. Тем самым новый собственник здания исказил архитектурный облик исторического центра города, нанёс ущерб памятнику архитектуры и сделал невоможным полномасштабное изучение памятника. В связи с тем, что подобный пример далеко не первый в Вышнем Волочке, и мы думаем, что и дальнейшем подобная ситуация будет повторяться, мы просим Вас поручить о пересмотреть решение об исключении Вышнего Волочка с его почти на 90% сохранившейся в первозданном виде архитектурой и уникальной старейшей в России Водной системы из списка исторических городов России, и поручить разобраться в ситуации с изменением адреса памятника архитектуры и направить в соответствующие органы пакет документов с просьбой дать правовую оценку всему происходящему вокруг > и >. С уважением, Денис Ивлев, член Союза краеведов России, член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова. PS. Статья о ситуации вокруг памятника, который по классификации кандидата искусствоведения Г.К. Смирнова, одного из авторов "Свода памятников архитектуры Тверской области"т носит название "Дом Красильниковых-Толстовых" и "Дом Сухановой" и фотографии его до и после перестройки можно увидеть на сайте: posting.php?mode=edit&f=25&p=6762 Прошу ставить подписи, кто желает -http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=25&t=551&p=6762#p6762 Вот статья с ситуацией по дому. Реставрировать нельзя... разрушить можно! На днях приехав в родной Вышний Волочёк был неприятно поражён развернувшейся в городе стройкой. Нет, я не про то, что на Казанском проспекте наконец-то начали делать тротуары. Лет двадцать ждали и вот дождались. Хотя новость приятная не скрою! Я о другой стройке на углу Казанского проспекта и Екатерининской улицы. Долгое время здесь существовало свиду довольно приметное и, не смотря на разрушения, красивое здание Отдела внутренних дел. Но вот, доведённое до аварийного состояния здание, местная администрация сняла с баланса и продала с торгов за два "с копейками" миллиона рублей. В общем то торгов и не было, была подана одна заявка (или одна заявка была принята? - не нам разбираться). И дом ушёл с молотка. Теперь этот фасад только на фото Замечу, здание - памятник архитектуры конца 18 - кон. 19 века, формирование которого шло на протяжении почти ста лет! В официальных документах он значится как "Дом Сухановых", в позднейших исправлениях "Дом жилой Красильниковых - Толстовых". Здание само по себе заметное на фоне и без того богатой застройки дворянско-купеческмими особняками линии Казанского проспекта и перпендикулярной к ней Екатерининской улицы. Ею по праву мог бы гордиться Вышний Волочёк, который может по качеству и количеству сохранившихся памятников архитектуры 18-20 вв. соперничать с другими городами Золотого кольца, ну или Мышкиным, например. Но, в советское время, работавшие здесь архитектурные команды на охрану поставили немногое. Видимо не знали, не ведали они о том, что вандализму могут подвергаться не только храмы, но и обычные жилые дома. Что и случилось. Разбираться в том, почему памятник "Дом Красильниковых - Толстовых" имеет официально адрес Ленинский проспект (Он же Казанский проспект) 37/1, вместо существующего на данный момент адреса Екатерининская улица 1/31, наверное должны компетентные органы или те, кто должен следить от архитектуры за изменениями адресных ориентиров зданий и своевременно их заменять. Но вот тут-то и сыграла судьба обидную шутку с памятником. Открываем изданную Комитетом по охране историко-культурного наследия Тверской области книгу "Памятники архитектуры Тверской области. Книга 2" и смотрим на страницу 204. Памятник под названием "Дом Сухановых", где про него написано, что "он играет исключительно важную градостроительную роль" и видим адрес Казанский проспект, 37/1. А теперь откроем другую, уточнённую и дополненную книгу - солидное издание "Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч 3", где на странице 355 по адресу Екатерининская улица 1/31 стоит всё тот же памятник всё с той же фотографией, но поименованный "Дом жилой Красильниковых (Толстовых)". Увы, эта путаница и сыграла неприятную роль в судьбе дома. Некий г-н Иванов, владелец агенства недвижимости "Лидер", выкупивший это здание по цене участка 6-ти соток с деревянным домом под Тверью, решил это здание восстановить под офисный центр. Но никто и подумать не мог, что за заменой старых окон на пластиковые и старой кровли на новую металлочерепицу последует настоящий удар. Видимо, зная об архитектуре города и её многолетней истории всё и считая себя вправе перечеркнуть исторический облик города г-н Иванов ничтоже сумняшеся сбивает лепнину с окон и карнизов, ломает белокаменные детали декора (восстановить которые стоит ох как не дёшево!) и закрывает классический фасад здания туалетной (другого слова подобрать не могу) серой плиткой керамогранита. Не спорю, способ дешёвый, но в итоге "исключительно важное в градостроительстве" здание превращается... превращается в серую уродливую коробку. Всё это делают естественно гасторбайтеры, им и платить дешевле можно, да и без договора трудиться они умеют. Да, кстати, а регистрация у них имеется? - На этот вопрос "прораб" стройки, который как выяснилось не знает имени заказчика и не имеет на руках хоть какого-то разрешительного документа или проекта, постеснялся ответить. И на вопрос о договоре скромно промолчал. Зато увидев, как мы активно принялись щелкать фотоаппаратом и звонить по телефону, вдруг отыскал номер своего незадачливого хозяина и свистом попытался подозвать меня к себе (с культурой у него явно хромота и инвалидность). В общем на другом конце провода и оказался этот некий Иванов с простой русской фамилией разрушающий свою же русскую гордость - архитектуру своего города. Он заверил меня, что на запрос в Тверской комитет по охране памятников ему ответили, что здание является фоновой застройкой к памятнику архитектуры "Гостиный двор", более известному нам, как торговые ряды. Итак, по мнению г-на Иванова, фоном к торговым рядам 19 века вполне подходит серая коробка, обшитая туалетной плиткой? Вкус просто потрясает. Кстати, г-н Иванов нарушил этими работами ФЗ No. 73, где в ст. 37. "Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия", сказано: "1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанного в заключении историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона. Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте". Как говорится, ведь же заподозрил неладное, что ж дальше не стал заниматься этим вопросом. Позднее при личной встрече в кабинете начальника имущественного отдела администрации города он заявил, что здание это "будет самым красивым на Казанском проспекте". Думаю, понимающий читатель, взглянув на фото здания до и после ремонта позволит себе несогласиться с мнением бизнесмена. В общем беседа, как и отношение самой начальницы имущественного отдела, оставили желать лучшего. Видно было неприкрытое невежество и представителя т.н. среднего класса и городского чиновника. О чём говорить с подобными людьми, которые, по словам Спасителя "имея очи не видят, имея уши не слышат". Неужели не дрогнула рука вандала сбивая лепнину, не обратил свой взор отвественный чиновник горадминистрации на разрушение и исторической средовой застройки города и искажение архитектурного облика Казанского проспекта. В самом сердце Вышнего Волочка, напротив многострадального места Казанского собора, где ещё совсем недавно я с гордостью показывал москвичам сохранность архитектуры города, теперь стоит бесформенная коробка - всё, что осталось от непризнанного властями, опутанного хитросплетениями мошенничества с адресами, дома Красильниковых-Толстовых. Послесловие. Иванов уверял, что все жители города поддерживают его начинание по "осовременниванию" центра города. Приведу простой пример: работник паспортного стола, с которым я разговорился в одно из посещений этого заведения, рассказал мне одну историю: "Когда мы находились в этом аварийном здании, мы просили разрешения на ремонт, и нам отвелити: "Здание памятник архитетуры, ремонт невозможен". Мораль же всего этого банальна: "Реставрировать нельзя... разрушить можно".