ЗАКОНОПРОЕКТ О НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЛЯ ОТБИРАНИЯ ДЕТЕЙ!
На 13.05.2011 г. планируется рассмотрение Государственной Думой в первом чтении законопроекта № 143212-4 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (о повышении ответственности родителей за воспитание детей)».Законопроект был внесен в Государственную Думу довольно давно – еще в 2005 году. Он предусматривает целый ряд нововведений, которые мы считаем опасными для семьи в России.Если его примут, многие родители, которых пытаются лишить родительских прав, фактически, не смогут защитить свои права в суде. А органы опеки и попечительства получат новые возможности требовать немедленного отобрания детей у родителей. Поэтому мы просим вас помочь депутатам Думы принять правильное решение и отклонить этот законопроект.Комментарии МГРК:1. Удивляет, как внезапно вытащили на свет морально устаревший законопроект аж 2005 года.2. Свою подпись под законопроектом отозвали практически все авторы.3. Профильный комитет дал отрицательный отзыв по этому законопроекту и предложил его отклонить.4. Общественность была против этого проекта еще в предыдущие годы.5. Закон, который потенциально может касаться любой семьи, принимают в спешке (вынесен на рассмотрение 21 апреля 2011, а 13 мая уж первое чтение) и без какого-либо общественного обсуждения.6. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предложение о сокращении указанного срока, применительно к делам о лишении родительских прав, обусловлено стремлением авторов обеспечить эффективную и своевременную защиту прав и интересов детей, проживающих в неблагополучных семьях.Между тем дела о лишении родительских прав, учитывая их большую общественную значимость, являются особо сложными для рассмотрения. Лишение родительских прав – это крайняя мера ответственности родителей. Такое решение не может приниматься поспешно, без тщательного исследования обстоятельств, подтверждающих необходимость лишения родителей родительских прав. Таким образом, установление сокращенных сроков рассмотрения и разрешения дел о лишении родительских прав может привести на практике к вынесению решений, не отвечающих интересам ребенка.7. Законопроект содержит очень расплывчатую норму «в случаях, если на то имеются соответствующие основания». Что такое «соответствующие основания» закон не разъясняет, но на этих «основаниях» можно отобрать ребенка и сделать еще много горя. Горе может прийти как по незнанию или непониманию работников, так и по «качественно» составленной инструкции, да и вообще по злому умыслу.8. Данный пункт ОБЯЗЫВАЕТ органы опеки заявлять в суд. Поскольку неисполнение обязанности может повлечь негативные последствия для чиновника, то для перестраховки ему будет уютнее «найти» основания для обращения в суд, при этом собственно интересы ребенка тут не играют никакой роли.9. Боле подробно о претензиях к законопроекту читаем тут: http://blog.profamilia.ru/post/1154Подробнее:Предлагаемый законопроект, во-первых, предполагает ограничение срока рассмотрения дел о лишении родительских прав или ограничения в родительских правах судом. По предлагаемой им норме, суды обязаны будут завершить рассмотрение таких дел в течение месяца со дня подачи заявления в суд. Необходимо учитывать, что дела об ограничении в родительских правах или лишении родительских прав часто рассматриваются в отношении социально незащищенных, малоимущих семей. Родители в них часто не имеют необходимых правовых знаний, средств на оплату юридических услуг. Даже сегодня они часто не знают, как защищать свои права в суде. А предлагаемое ограничение срока приведет к тому, что они попросту не смогут это делать – и решение суда о лишении родительских прав, фактически, станет для них неизбежным и автоматическим.Во-вторых, законопроект предоставляет новые права органам опеки и попечительства (хотя и представляет их в виде «обязанности»). Вот соответствующая норма:«статью 78 [Семейного кодекса РФ] дополнить пунктом 3 следующего содержания:«3. При участии в деле о лишении или ограничении родительских прав орган опеки и попечительства обязан в случаях, если на то имеются соответствующие основания, предъявить в суд в интересах ребенка следующие требования:о компенсации ребенку морального вреда и возмещении имущественного вреда, причиненного действиями или бездействием родителей;о выселении родителей (одного из них), лишенных родительских прав, из жилого помещения в случае, предусмотренном жилищным законодательством;об определении порядка владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности ребенка и родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;о временном отобрании ребенка у родителей (одного из них) до разрешения спора судом в связи с угрозой причинения вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию и о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.Орган опеки и попечительства обязан предъявлять в суд и иные требования в случаях, если того требуют интересы ребенка».Особые опасения вызывает норма, предписывающая органу опеки требовать временного отобрания ребенка у родителей «в связи с угрозой причинения вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию». Вполне очевидно, что, с юридической точки зрения, этот критерий является нечетким и дает широчайший простор для толкования на практике.К чему приводит такое толкование, мы хорошо знаем на примере регулярных серьезных злоупотреблений при толковании органами опеки понятий «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» (ст. 77 п. 1 Семейного Кодекса РФ) и «условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию ребенка» (ст. 121 п. 1 Семейного Кодекса РФ). Фактически, такие нечеткие формулировки на практике дают органу опеки возможность отбирать ребенка у родителей практически в любой ситуации, на свое усмотрение. К сожалению, существующие нечеткие нормы уже привели к разрушению многих вполне нормальных семей. В случае принятия нового законопроекта, появится еще одна возможность для подобных тяжелых злоупотреблений.Подобные формулировки дают необоснованно широкие возможности для их толкования соответствующим органом-исполнителем. Это значит, что, в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ст. 1 п. 2), они должны быть признаны коррупциогенными, то есть ведущими к коррупции.В связи со всем сказанным, Межрегиональная общественная организация «За права семьи» крайне отрицательно оценивает этот законопроект и считает, что он опасен для российских семей.Стоит отметить, что на законопроект дано отрицательное заключение Правового управления и в целом отрицательный отзыв Правительства РФ. Последнее заключение профильного Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, также было отрицательным, и Комитет рекомендует депутатам отклонить законопроект. Все это снижает вероятность его принятия, но, к сожалению, не исключает ее.Межрегиональная общественная организация «За права семьи» направила в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей обращение, в котором призывает депутатов отклонить законопроект № 143212-4.Всем кому не безразлично будущее нашей Родины, наших детей голосуйте против принятия этого закона!