За ужесточение ответственности владельцев Интернет-ресурсов и владельцев хостинг-серверов.
Детская порнография в сети интернет, как угроза для российского общества.Динамичное развитие и совершенствование компьютерных технологий, телекоммуникационных систем, ставшие привычной частью общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, не только создало предпосылки, облегчающие совершение преступлений, но позволило перенести часть преступлений на киберпространство. Среди данных преступлений особое место занимает распространение детской порнографии. По сведениям экспертов исследовательской группы TNS, в 2012 году число пользователей Интернета выросло на 14% и составило 59% россиян. В 2012 году число пользователей сети Интернет увеличилось на 14% по сравнению с 2011 годом. Особой популярностью пользуются социальные сети; по исследованиям TNS, их аудитория за год увеличилась на 22% и больше 27 млн россиян пользуются сайтами социальных сетей хотя бы раз в месяц. При этом и особенно активно растут социальные сетиПо данным специалистов, более 44% детей, пользующихся Интернетом, сталкиваются с порнографическими и иными неприемлемыми материалами, 40% - со случаями онлайновых обращений к ним людей, просивших о личной с ними встрече, причем 14% из этих числа детей действительно пытаются откликнуться на подобные просьбы. По мнению психологов, просмотр порнографических изображений может спровоцировать у людей с не сформировавшейся или неустойчивой психикой асоциальное поведение, толкающее к преступлениям. Производство, распространение потребление, хранение детской порнографии запрещено Конвенцией Совета Европы «О киберпреступности», Факультативным протоколом ООН к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также Рамочным постановлением Совета ЕС о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией. При выявлении порнографии в глобальных сетях поводами для начала организации оперативно-розыскной деятельности являются: сообщения граждан и организаций; результаты мониторинга глобальной сети спецслужбами; информация правоохранительных органов других стран. Чем же вынуждены руководствоваться правоохранительные органы при формулировании оснований для возбуждения уголовного дела? Есть толкование понятия порнографии в Приказе Минкультуры и в некоторых региональных методических материалах. Определение порнографии как «сцен порнографического содержания, а именно натуралистической подробной фиксации сцен полового акта и детализированная демонстрации обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какого-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий» многими учеными расценивается как неудачное. Согласно этому документу, «детализированная демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта» в высокохудожественном произведении порнографией не является. Отсутствие легального определения термина «порнография» ставит под вопрос принцип субъективного вменения. Прямой умысел, с которым совершается преступление, предусмотренное ст. 242 УК РФ, предполагает, что субъект, не обладающий специальными познаниями, не представляет, какой предмет является порнографическим. Однако правоприменительная практика показывает, что для установления того, является ли материал или предмет порнографическим, требуется проведение судебной экспертизы, т.е. привлечение лиц, обладающих специальными познаниями. Как тогда можно вменять в вину субъекту совершенное деяние, общественную опасность которого он может и не осознавать, поскольку не знает о порнографическом характере предмета этого деяния? Такая практика нарушает нормы ст. 5 УК РФ. Кроме того, сводит к нулю количество обвинительных приговоров по возбужденным уголовным делам. В некоторых регионах РФ существую комиссии по экспертной оценке продукции эротического характера. Данная комиссия к признакам порнографического изображения относит : • Реальность отправленного полового акта, в том числе в его извращенных формах;• Целенаправленное и циничное усиление эротического воздействия на зрителя при помощи детализации изображения;• Детализированная разработка и преимущественное использование крупного плана и направленного освещения при показе обнаженных гениталий, а также прямых ракурсов съемки при показе сцен полового акта;• Самоцель показа сексуальных сцен вне какой-либо художественной задачи. Но подробных критериев для оценки изображения на наличие порнографического содержания в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не указано.Как мы видим, какой-либо самостоятельной оценки порнографии как детской не требуется. К сожалению, данные комиссии имеются не во всех регионах России, отсутствуют законодательные и методические основы их работы. Поэтому организация Родительский Контроль СПб, Социальный Мониторинговый центр Санкт-Петербурга, инициативные граждане (подписавшиеся ниже) требуют внесения поправок в существующее законодательство и создания экспертных советов при субъектах власти, которые смогут принимать решения о информации, что проходит в сети интернетОтветственность владельцев Интернет-ресурсов и владельцев хостинг-серверов:1)Введение административной ответственности в виде штрафных санкций для владельцев социальных сетей и прочих Интернет ресурсов за контент, загружаемый пользователями на их ресурсы. В том же случае, если противоправный контент на каком-либо ресурсе присутствует в значительном объеме, должно вступать положение о временном отзыве лицензии для общей очистки ресурса. 2)Введение административной ответственности в виде штрафных санкций для владельцев серверов, предоставляющих хостинг для владельцев сайтов за размещение сайтов противозаконного характера. По требованию сотрудников МВД владелец хостинг-сервера обязан отказать в размещении ресурсу, на который пришла претензия со стороны МВД РФ. В том же случае если владелец отказывается это делать по любым причинам, должно вступать в силу положение о блокировании доступа ко всему хостинг-серверу и размещаемых на нем сайтов в полном объеме. Если хостинг-провайдер базируется вне пределов РФ, то доступ должен ограничиваться при помощи провайдеров связи.3)Так же мы предлагаем в ст. 242.1 УК РФ исключить понятие «заведомость»;Ввести квалифицирующий признак «за незаконное распространение порнографических материалов или предметов» в п. «б» ч. 2 ст. 242 УК РФ: среди лиц заведомо не достигших совершеннолетнего возраста;Ужесточить уголовное законодательство в части защиты несовершеннолетних от любых сексуальных посягательств по сравнению с аналогичными преступлениями в отношении взрослого человека;Для проведения комплексной экспертизы, помимо сексологов, необходимо привлекать компетентных специалистов (искусствоведов, литераторов, киноведов, критиков и др.), обладающих специальными познаниями.4)По действующему законодательству сотрудник полиции не имеет законных полномочий и прав в рамках борьбы с педофилией в Интернете, выходить в Интернет под видом несовершеннолетнего для сбора материалов, которые бы позволили привлечь к уголовной ответственности пользователя, который совершает противоправные деяния в отношении несовершеннолетних лиц в сети Интернет. Таким образом, в законе присутствуют разногласия, ибо с одной стороны в рамках «контрольной закупки» сотрудники полиции уполномочены выступать в роли «покупателя», приобретая наркотики и взрывчатку у преступников для сбора доказательной базы, которая в дальнейшем будет принята судом как существенная и законная. С другой же стороны сотрудники полиции не правомочны выступать в роли «ребенка» в сети Интернет для той же «контрольной закупки» с целью получения предложений сексуального характера от предполагаемых педофилов, ибо с позиции закона педофил совершает развратные деяния в отношении полицейского, а не ребенка и следовательно отсутствует состав преступления. Сегодня МВД вынужденно работать по принципу — есть преступление в отношении ребенка, будет и уголовное дело. А такое положение дел неприемлемо, ибо одним из направлений работы МВД есть профилактика и предупреждение преступлений.