В защиту исторического здания по ул.Литовский вал 57-59 в Калининграде
Открытое письмо губернатору Калининградской областиГубернатору Калининградской областиЦуканову Н.Н.Уважаемый Николай Николаевич!Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к Вам с настоятельной просьбой защитить от сноса историческое здание по адресу Литовский Вал, 57-59 на перекрестке с Московским проспектом.Предложенное властями решение по реконструкции перекрестка Литовского Вала и Московского проспекта подразумевает расширение проезжей части за счет сноса исторического здания с созданием дополнительных полос движения. Однако потенциал этого решения представляется нам недостаточным, а ущерб городской среде – неприемлемым.Архитектурное наследие 20-х годов составляет значительную часть исторического жилого фонда Калининграда, доставшегося городу от предшественника-Кенигсберга, и во многом определяет уникальный облик города, его богатую градостроительную и архитектурную традицию. Жилой комплекс зданий по Литовскому Валу, включающий в себя угловой «дом пожарных», находящийся под угрозой сноса, относится именно к этому периоду.С возможной потерей этого здания, играющего важнейшую роль в формировании ансамбля, исчезнет не только гармония и линейность застройки, ее завершенность и цельность; мы потеряем важное в своем смысловом значении место, воплощающее в своей непрерывности стены средневекового города, сплачивающие и защищающие горожан. Здание углового дома строилось, чтобы составить пару Закхаймским воротам и приюту перед ними, чтобы подчеркнуть, как ценный исторический памятник, сами ворота. В исполнение этой задачи архитектор утилитарно разместил в объёмах созданной им новой крепостной стены и квартиры, и гаражи, тем показав себя подлинным наследником своих предшественников - в бастионах к северу по валу тоже были и жилые помещения, и конюшни - издревле. Этот пример наглядно иллюстрирует удачный опыт развития традиции в современность, ее непрерывность. При этом строителям ансамбля Литовского Вала, удается избежать поверхностной имитации, лжи псевдоисторизма.Преемственность в архитектуре, в строительном ремесле, возможна лишь в развитии, осмыслении, выявлении закономерностей. Попытка копирования и имитации «исторических» стилей ведет именно к пресечению настоящей преемственности, фиксируясь в «историческом» декоре. Такая имитация является «мертвой», в отличие от деликатной, вдумчивой, выверенной работы архитекторов Литовского Вала. Утрата важного в ансамбле здания и с ним целостности самого ансамбля, лишит нас убедительного примера воплощения удачного и честного подхода к историческому наследию и традиции.Ансамбль Литовского Вала, несет крайне важную образовательную и воспитательную функцию, в том числе для архитекторов современного Калининграда, занимающихся вопросом поиска путей преемственности между прошлым и настоящим в архитектуре.Сохранение целостности этого ансамбля, как и других, поможет образованию у жителей адекватного представления об истории архитектуры города, ценности архитектурного наследия, не только на примере таких значительных памятников как Кафедральный собор или городские ворота, но и рядовой застройки, значимость которой в формировании «повседневной» архитектурной среды, уникальной для нашего города, едва ли не выше чем у парадных памятников.Мы всецело поддерживаем стремление региональных властей улучшить транспортную обстановку в городе, в том числе в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, ведь рост числа автомобилей диктует свои требования к развитию города. Но, как показывает опыт многих российских и европейских городов, ситуативные решения, лишь расширяющие существующие магистрали и перекрестки, дают лишь отсрочку пробкам, вновь возникающим примерно в тех же местах.По нашему мнению, ключевым подходом при развитии дорожного хозяйства Калининграда и других городов области должно стать систематическое наращивание связности уличной сети. При наличии заметного числа альтернатив каждому маршруту движения поток транспорта распределяется по всем доступным магистралям наиболее оптимальным образом, заметно снижая нагрузку на каждую улицу и перекресток.В этом контексте мы просим Вас обратить внимание на не раз публиковавшееся в СМИ предложение провести масштабную реконструкцию улиц Дачной и Суздальской, способную превратить их в мощную магистраль, связывающую Московский проспект и улицу Гагарина в качестве параллельной связи, альтернативной постоянно стоящему в пробках отрезку Литовского Вала от Королевских до Закхаймских ворот. Это давно напрашивающееся решение, пока не реализованное властями города, не только разгрузит более центральные улицы, но и станет основой для освоения крупного пустыря между Московским проспектом и улицей Гагарина, позволив застройщикам ввести в строй больше жилья в более сжатые сроки, при этом не навредив и так пострадавшему от действий городских властей историческому наследию Калининграда.Далее эта магистраль, соединенная с улицей Ялтинской и мостом на остров Октябрьский, заложенным в «Концепцию развития острова Октябрьский», станет одним из ключевых направлений движения транспорта в Калининграде без малейшего ущерба для исторического наследия города.Историко-архитектурный ансамбль по ул. Литовский вал, вместе с бывшим рвом и фрагментами вальных укреплений, является уникальным памятником, иллюстрирующим богатую градостроительную историю города и фиксирующим разные этапы его эволюционного развития. Непрерывная линия его застройки, гармонично сочетающая памятники разных эпох, следуя естественному уклону рельефа, приобретает характерный ритм фасадов и живописный изгиб в плане, которые тем самым передают характер местности. Угловое положение дома пожарных, наличие отличного от окружающих зданий декора, подчеркивающего его особенную роль в формировании целостного облика ансамбля, которая заключается в осуществлении связи между северной и южной его частями, разделенными Московским проспектом, акцентирует его линейную, горизонтальную ориентацию. Возможная утрата углового здания невосполнимо нарушит цельность ансамбля, связь между его частями исчезнет, что, несомненно, снизит уникальную ценность всего комплекса зданий.В связи с изложенным просим Вас:1. Защитить от сноса здание по адресу Литовский Вал, 57-59 и инициировать пересмотр планов реконструкции перекрестка Литовского Вала и Московского проспекта для одновременного решения и транспортной проблемы, и проблемы сохранения исторического наследия Калининграда. Расширение проезжей части Московского проспекта возможно за счет тротуара, имеющего ширину 7,5 м., что дает возможность заложить 1-2 дополнительные полосы движения без ущерба зданию. Дальнейшее развитие недавно созданного в Закхаймских воротах центра современного искусства на противоположную сторону Московского проспекта может стать благотворным для улучшения социальной среды прилежащего района города, став основой его культурной жизни. 2. Рассмотреть возможность реконструкции улицы Дачной в качестве 4-6 полосной магистрали, связывающей улицу Гагарина и Московский проспект. Это решение позволит снять нагрузку с южной части Литовского Вала и в перспективе связать улицу Гагарина с улицей Ялтинской и перспективным мостом от нее на остров Октябрьский, создав более связную и разветвленную сеть транспортных магистралей, не нарушающих исторический городской ландшафт.3. Рассмотреть возможность создания архитектурно-градостроительного музея-заповедника «Литовский Вал - Закхайм» с включением в него архитектурного ансамбля вала, бастионов Купфертайх и Литва, дома пожарных, Закхаймских ворот, корпусов Лебенихтского госпиталя и комплекса зданий Королевского сиротского приюта в качестве единого объекта охраны. В перспективе заповедник мог бы быть расширен на северную часть Литовского Вала, охватывая оборонительный пояс города до Музея янтаря с целью сохранения профиля уникального ландшафтного и оборонительного комплекса нашего города.4. В рамках реконструкции перекрестка Литовского Вала и Московского проспекта предусмотреть строительство подземного пешеходного перехода под Московским проспектом в предложенном нами месте. Такое решение не только защитит множество людей от угроз одной из самых опасных улиц нашего города, но и позволит связать в единое целое разделенные проспектом части прогулочной парковой зоны вдоль городского рва.5. Принять меры к восстановлению рекреационной и социальной функции прогулочной зоны вдоль городского рва, находящейся сейчас в упадке. Включенность ансамбля в окружающий город зеленый пояс парков на месте бывших укреплений в будущем позволит сформировать на его базе - и включив в него - пешеходную зону вдоль бывшего рва, которая связала бы северную и южную части комплекса, давая возможность жителям передвигаться в зеленой зоне, минуя Московский проспект. В перспективе, продолжаясь вдоль рва на север, пешеходная зона, оборудованная променадом и велосипедными дорожками, вольется в действующие уже сейчас пешеходные зоны вокруг Верхнего и Нижнего озер.Обязательное сохранение и изучение ансамбля предоставляет нам сегодня, при выборе стратегий городского планирования, возможность учесть опыт прошлого в формировании устойчивой, гуманной среды для жизни и работы людей. Этот подход не остановит эволюционный рост города, но, несомненно, выведет его на новый уровень. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, на волне масштабного строительства новых транспортных артерий мы не должны забывать о древней самобытной истории Калининграда. Ее сохранение – основа не одномоментной, а долговременной туристической привлекательности нашего города, столицы уникального региона России.
http://kaliningrad.ru/news/item/30752-yaroshuk-nikakogo-istoricheskogo-naslediya-nemeckij-dom-na-litovskom-valu-ne-predstavlyaet