Усложнение выдачи ежемесячных пособий на ребенка.
Председателю Московской Городской ДумыПлатонову В.М.127994, Москва, ул.Петровка, д.22Мэру г. МоскваСобянину С.С.125032, Москва, ул. Тверская, 13РОО «Московский Городской Родительский Комитет»Председатель Татьяна НовоселоваОД «Московские Родители»Руководитель Галина КуликоваАссоциация в защиту семьи, родителей и детей «Россия. Семья. Дети»Сопредседатель Поняхина МаринаМосковское отделение МОО «За права семьи»Председатель Кухтенкова ОльгаВОО "Сообщество многодетных и приемных семей России "Много Деток - хорошо".Председатель Боровикова ТатьянаКоординационный Комитет Против Внедрения УЭКПредседатель Царева ГалинаСовет общин коренных народовПредседатель Верховного Совета Барышева ТатьянаУважаемый Владимир Михайлович!Уважаемый Сергей Семенович!14 декабря на заседании Московской городской Думы был принят в первом чтении проект закона «О внесении изменения в статью 8 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года №67 «О ежемесячном пособии на ребенка». Наши организации, тщательно изучив этот документ, а также все предыдущие законы и подзаконные акты, с которыми он системно связан, проконсультировавшись с экспертами, просят Вас отклонить этот законопроект во втором чтении и не подписывать закон в случае принятия Московской Городской Думой. Оснований для такого решения так много, что приходится выделить три группы таковых: юридические, экономические и технические.Юридические основания:1. Закон в действующей редакции уже обладает всем необходимым инструментарием для получения информации о доходе семьи, в том числе предусматривает возможность прекращения выплаты пособий в случае улучшения финансового положения семьи. 2. Термин «отсутствие доходов без уважительной причины» может рассматриваться как коррупциогенный фактор. Решение об уважительности или неуважительности причин принимает чиновник-правоприменитель, причем на законодательном уровне четкий перечень неуважительных причин не установлен. Например, может быть принято решение, что мать, принявшая решение воспитывать ребенка, а не выходить на работу после того, как ему исполнилось три года, не имеет дохода без уважительной причины – но такая оценка будет очевидно противоречить интересам ребенка (см. ниже).3. Определение перечня уважительных/неуважительных причин на подзаконном уровне может ущемить права родителей и детей. И пример этому уже есть. В пояснительной записке к обсуждаемому законопроекту автор ссылается на Постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 911-ПП, содержащее перечень таких причин. В первоначальном варианте этого постановления такого перечня не было, как и указания на возможность отказа в пособии тем, кто не имеет дохода «без уважительной причины». Однако, Постановлением Правительства Москвы от 10.08.2010 г. N 690-ПП в это нормативный документ были внесены изменения. В итоге: а) в нем появился закрытый перечень УВАЖИТЕЛЬНЫХ причин, что подразумевает, что все остальные причины неуважительные;б) этот перечень ущемляет права родителей на получение пособий;в) этот перечень ущемляет права родителей на воспитание своих детей, ибо косвенно заставляет после трех лет отдавать детей в детский сад, дискриминируя родителей, предпочитающих давать детям домашнее воспитание;г) ставит получение пособий в зависимости от других обстоятельств (ребенку нет места в детском садике – мама не может, но должна пойти на работу – пособия не выдаются).Введение Постановлением от 10.08.2010 г. N 690-ПП норм, предусматривающих список «уважительных причин» и возможность отказа в пособии тем, кто не имеет дохода «без уважительных» причин, было незаконным, так как ограничивало права граждан по сравнению с положениями действующего законодательства г. Москвы, таких ограничений не предусматривавших. По сути, обсуждаемый законопроект направлен вовсе не на улучшение законодательного регулирования, а на узаконивание норм, незаконно уже введенных на подзаконном уровне. Иными словами, закон пытаются принять с тем, чтобы узаконить ранее созданную Правительством Москвы незаконную ситуацию.5. Закон нарушает презумпцию добросовестности родителей, заставляя их доказывать «порядочность своей бедности». Ситуация, когда каждый считается не имеющим дохода без уважительной причины, если не доказано обратное - попросту ставит родителей, нуждающихся в гарантированном Конституцией (ст. 39 ч. 1) «социальном обеспечении … для воспитания детей», в униженное, дискриминированное положение. Тем самым, в очередной раз наносится ущерб институту семьи, разрушается престиж и общественная значимость родительства, что, в конечном итоге, наносит непоправимый ущерб обществу и национальной безопасности государства. Как указывает в своих обязывающих решениях Конституционный Суд РФ (Постановление КС РФ от 08.06.2010 N 13-П), из норм Конституции РФ следует презумпция добросовестности поведения родителей в отношении своих детей. Принимая решение - отправляться на работу или заниматься воспитанием детей и заботой о них дома – родители действуют в интересах детей. Это следует из конституционной презумпции добросовестности родителей и должно приниматься как данность. Вместо этого, закон, фактически, презюмирует «подозрительность» трудной ситуации каждой малоимущей семьи, дискриминируя малообеспеченные семьи, родителей и детей.Экономические основания:1. На сегодняшний день пособие составляет 750 рублей. Учитывая стоимость продуктов и детских товаров в Москве, сейчас выдавать такое пособие необходимо просто уже за то, что люди воспитывают и содержат ребенка, тем самым делая вклад в будущее государства и решение демографических проблем. Эта сумма настолько мала, что заявления автора законопроекта, озвученные в пояснительной записке к нему, о том, что «порой наблюдаются откровенные тенденции социального иждивенчества», выглядят попросту цинично, не говоря уже о заявлениях в прессе, что благодаря этому пособию родители «обогащаются».2. Данное пособие не индексировалось уже более трех лет и давно не обеспечивает первоначальных задач и не отражает реальный уровень необходимой помощи семьям.3. По словам автора законопроекта: «Получается, что у нас 50 процентов семей, имеющих детей, малоимущие. Думаю, что на самом деле это не совсем так» . Однако, реального мониторинга состояния семей никто не проводил, что не позволяет утверждать, что «это не совсем так». Вполне возможно, что на самом деле ситуация еще хуже, и большая часть семей не получают положенное пособие. Согласно оценкам ряда экспертов, рождение первого ребенка в семье обрушивает доходы семьи на человека вдвое, а второго ребенка - втрое. Более 60% многодетных семей – малоимущие. На прошедших 22 декабря слушаниях «Проблемы бедности и трудовые отношения в контексте семьи и детства», Комитета по социальным вопросам и демографической политике Общественной Палаты Российской Федерации, было заявлено, что «преодоление бедности – вопрос национальной безопасности и главная стратегическая задача Российской Федерации на современном этапе ее развития, единственный способ спасти страну от демографической катастрофы».4. На этих же слушаниях было сказано, что «прожиточный минимум не соответствует потребительскому бюджету, не учитывает реальных повседневных потребностей». По разным расчетам, прожиточный уровень в Москве сейчас составляет 11-12 тысяч рублей, а никак не 8,18 тысяч рублей.2 Это означает, что огромное число людей и так не получает необходимого социального обеспечения.По своей мысли пособие должно восполнять доходы семьи на каждого члена до уровня прожиточного минимума. Соответственно, если развивать эту мысль, то размер пособия должен составлять не 750 рублей, а разницу между реальным доходом и прожиточным минимумом.5. Этот закон ударит, прежде всего, по многодетным семьям, для которых крайне нежелательно, чтобы мама работала по достижению младшего ребенка трехлетнего возраста. Ей приходится постоянно заниматься детьми, встречать их из школы, водить на секции, часто оставаться дома из-за болезни детей и т.д. Далеко не все дети сразу по достижении трехлетнего возраста готовы идти в садик. Чаще в интересах ребенка находиться с матерью и воспитываться дома, поскольку, по данным исследований, помещение ребенка в детский сад может иметь ряд серьезных негативных последствий для ребенка, в том числе ухудшает состояние его психологического здоровья, серьезно увеличивает риск девиантного поведения впоследствии, в младшем и старшем подростковом возрасте. Таким образом, выбор, работать или ухаживать за ребенком, должен оставаться за семьей, ведь труд по воспитанию ребенка и заботе о нем - также общественно полезен и имеет стратегическое значение для страны и ее будущего, для здоровья детей нашей нации. 6. Фактически, как мы считаем, речь идет об очередной циничной попытке сэкономить на семьях в условиях, когда государство и так крайне мало дает семье - той самой семье, благодаря которой только и существует и общество, и само государство, и без которой у страны попросту не будет будущего.7. Правительство Москвы сообщает, что ежемесячно на нужды многодетных семей тратится по 22 тысячи рублей из расчета на одного ребенка. Из них по 500 рублей уходит на некие «бани». Трудно представить, чтобы все многодетные семьи пользовались подобной специфической услугой или в ней нуждались. В структуру этих 22 тысяч входит, в том числе, оплата проезда в размере 3000 рублей. Это намного больше, чем стоимость взрослого проездного. Хочется напомнить, что в Москве все дети до 7 лет пользуются транспортом бесплатно, и непонятно, на оплату чего уходят эти 3000 р.Обилие подобной информации и сопоставление ее с обсуждаемым законопроектом заставляет задать вопрос – а на том ли пытаемся «экономить»? 8. Поскольку нормы этого законопроекта и Постановления от 10 августа 2010 г. N 690-ПП противоречат действующему законодательству, финансовые расходы, связанные с возможными жалобами и исками в суды по поводу незаконных отказов в выдаче пособий, могут превысить ожидаемую экономию бюджета от внедрения этих норм.Технические причины:1. В пояснительной записке к законопроекту автор указывает, что закон применяется «Для исключения случаев предоставления заведомо недостоверных сведений, сокрытия данных, влияющих на возможность получения пособия и его размер». Но достижение этих целей вполне обеспечено действующей редакцией закона, а предлагаемые поправки вовсе не направлены на выявление «заведомо ложных сведений».2. Для получения данного пособия необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, однако многие родители из-за наличия маленьких детей не могут найти достойную работу, и вынуждены устраиваться в различные фирмы без официальной зарплаты, что не позволяет им предоставить эту справку, а значит и получать пособие. Это подтверждает наши слова о том, что далеко не все реально нуждающиеся семьи могут получить пособие, и нужно изыскивать способы помогать этим семьям, а не отбирать законные выплаты.3. Закон распространяется, в том числе, на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. (Ст1., п.1.2.). Однако большинство из них даже не догадываются о существовании такой возможности, потому что обязанности информирования родителей о положенных пособиях и помощи ни на кого не возложены. 4. Получение пособий – довольно сложная бюрократическая процедура, проходя которую человек вынужденно сталкивается с несовершенством работы чиновничьего аппарата, тратит много времени, порой подвергается необоснованному психологическому давлению и унижению. Если семья действительно хорошо зарабатывает, не нуждается в помощи, то никогда не станет добровольно подвергать себя таким процедурам. Нам известны случаи, когда семьи отказывались от подобных пособий ради собственно психологического спокойствия, хотя имели все законные основания для получения данного пособия. Иногда чиновники инициируют необоснованные проверки семей, обратившихся за пособием, со стороны органов опеки и попечительства. И если утверждения автора законопроекта о том, что есть семьи, необоснованно пользующиеся пособием, и имеют какие-то основания, то верно и обратное, что многие семьи вынужденно отказываются от причитающихся им пособий. К их числу стоить добавить случаи, когда чиновники немотивированно отказывают в выплате таких пособий, а родители не готовы отстаивать свои права.Выводы:Наш анализ показывает, что законопроект не только не достигает заявленных целей, но и ухудшает текущее положение семей, нарушает их права, вводит коррупциогенную норму. В то время, когда необходимо расширять помощь семьям, поддерживать рождение детей, активно информировать родителей о доступных пособиях и помощи государства, закон предлагает немотивированно ограничить их в правах. Законопроект противоречит тезисам прошлогоднего послания Президента РФ Д.А. Медведева в части помощи семьям, а также не способствует решению стратегических задач по преодолению бедности.Просим отклонить данный законопроект, а также отменить Постановление от 10 августа 2010 г. N 690-ПП в части пп 1.1.4., 1.1.5., 1.1.6. и 1.2.Просим также разработать и принять закон об обязательной фамилистической экспертизе проектов законов и нормативно-правовых актов города Москвы, принятие которых может иметь те или иные существенные последствия для семей, с целью недопущения принятия законов, ухудшающих положение института семьи. Экспертиза должна проводиться в отношении проектов законов и нормативно-правовых актов, влияющих на правовую ситуацию в таких областях как государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; законодательная защита прав семьи, родителей и детей; защита неприкосновенности семейной жизни; обеспечение прав семьи в сфере образования, воспитания, охраны здоровья детей; общественный и правовой статус института семьи. Экспертиза должна проводиться с привлечением широкой общественности с целью оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий принятия указанных законов и нормативных актов для институтов семьи и родительства, подлежащих особой государственной защите в соответствии со ст. 38 Конституции РФ. Необходимо сохранить возможность проведения независимой экспертизы общественными объединениями и представителями заинтересованной общественности, в том числе родительскими и иными общественными объединениями, отстаивающими интересы семьи, позициям которых должно уделяться самое серьезное внимание при принятии законов и нормативных актов, затрагивающих интересы семьи.Просим создать постоянно действующий орган (или поручить эту работу общественным организациям) для мониторинга и социологического исследования реального состояния семей, а также для качественной оценки расходов бюджета на социальные нужды семей. Основные задачи, которые должен будет выполнять этот орган: составление отчетов о действительном состоянии семей в Москве и анализ эффективности бюджетных расходов на семейную политику с обязательным публичным отчетом. Приложение. Выборочный список детских продуктов и товаров, которые можно приобрести на 750 рублей:- упаковка одноразовых подгузников;или- 3 кг детского стирального порошка;или- 3 банки молочной смеси;или - 3 боди с длинным рукавом;или- 0,5 сеанса развивающего массажа;или - 2 кг качественного мяса, колбасы или сыра.