Требование о признании незаконными и антиконституционными Правил содержания животных в Астрахани.
Прошу Вас проверить на соответствие федеральному законодательству Правила содержания домашних животных в г. Астрахани (далее по тексту – Правила), утв. Постановлением мэра г. Астрахани от 09.12.2008 г. № 5007-м.Т.к. считаю данные Правила:1. не соответствующими федеральному законодательству и антиконституционнымиВ частности, п. 3.6. Правил, «разрешающий» содержание в одной семье не более 2-х собак и 2-х кошек, является антиконституционным и ущемляющим права жильцов – владельцев домашних животных.Ограничение количества животных в квартире незаконно, так как по федеральным нормам им присвоен статус частной собственности: животные являются имуществом в силу прямого указания ст. 137 Гражданского кодекса РФ (к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное), а гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ.Правила устанавливают порядок содержания домашних животных, права, обязанности владельцев собак (кошек) и ответственность за их несоблюдение.Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ, «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».Правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирование договорных и иных обязательств, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ);Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, состоят из ГК РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов, а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК РФ).Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы гражданского законодательства, не входят в понятие гражданского законодательства.Следовательно, поскольку правовыми актами органов местного самоуправления не могут регулироваться гражданско-правовые отношения, Постановление мэра об утверждении Правил противоречит федеральному законодательству и подлежит отмене.Данные выводы подтверждает и судебная практика: например, Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелии от 17 января 2006 года, признавшего незаконным Постановление городского Совета об утверждении Правил содержания домашних животных в Петрозаводске.Кроме того, считаю необходимым упомянуть, что для эффективного и гуманного регулирования количества бездомных животных в городе нужно ограничивать разведение животных, а не их количество в квартирах граждан.2. принятыми в нарушение установленного порядка и утвержденными лицом, не имеющим на то соответствующих полномочий и компетенцииФедеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признана утратившей силу ст. 7 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ранее устанавливавшая полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом статьями 5 и 6 Закона № 52-ФЗ определены полномочия соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и согласно ст. 6 названного Закона к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, контроль за их исполнением. Кроме того, согласно подпункту 49 п. 2. ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Причем данный подпункт введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ. Также следует учитывать, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»). Также тот факт, что вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относятся к компетенции органов местного самоуправления, подтверждается Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.04.2008 года № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в Российской Федерации» и от 29.08.2008 года № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством с Российской Федерации», в которых главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовано, в том числе, осуществлять необходимые меры по усилению профилактики бешенства, рассмотреть этот вопрос на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий с участием представителей заинтересованных органов и организаций; принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных; предусмотреть выделение финансовых средств для создания и оснащения бригад для отлова безнадзорных животных, строительства мест для их содержания и, прежде всего, для подозрительных на заболевание бешенством, а также кремационных печей для утилизации трупов животных. Однако на уровне Астраханской области соответствующая правовая база до настоящего момента не разработана и не принята. Вместо этого имеются местечковые: Правила содержания домашних животных в г. Астрахани, Правила содержания сельскохозяйственных животных и птицы на территории муниципального образования «Жан-Аульский сельсовет» (утв. Решением Совета муниципального образования «Жан-Аульский сельсовет» от 01.11.2008 г.) и т.п.Таким образом, органы местного самоуправления (в данном случае – мэрия г. Астрахань) в любом случае не правомочны осуществлять полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в части установления правил содержания домашних животных, организации мероприятий по уменьшению численности бродячих животных, и в области ветеринарии, поскольку это компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Относительно бродячих, безнадзорных животных – собак и кошек – следует отметить следующее. В силу ст. 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания не известны – не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания на период установления собственника, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. При этом лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости. Следовательно, органы полиции либо органы местного самоуправления не могут содержать безнадзорных животных. На них лишь возложена обязанность разыскивать собственника, а также по просьбе лица, обнаружившегося указанных животных, подыскать лицо, имеющее необходимые условия для их содержания (п. 2 ст. 230 ГК РФ). Условия содержания должны быть надлежащими (п. 3 ст. 230 ГК РФ), что означает обязанность лица, у которого животные находятся, предоставлять им корм, обеспечивать соблюдение ветеринарных правил, содержать их в приспособленных помещениях с учетом времени года, вида животных и т.п.В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-противоэпидемическими мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравления) и их ликвидацию. С учетом содержания указанной нормы права отлов, содержание, утилизация безнадзорных животных полностью подпадают под понятие противоэпидемических мероприятий, так как направлены на предотвращение возникновения инфекционных заболеваний, распространителями которых могут быть бродячие животные (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7. 2627-10» (вместе с «СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила»), пп. 9.2., 9.5.). Согласно пункту 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Пунктом 9.5. Санитарных правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 г. № 54, зарег. в Минюсте России 19.07.2010, регистрационный номер 17891, «регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных следует отнести к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, осуществление которых не входит в компетенцию органов местного самоуправления. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 13 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации" среди рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в п. 1.2. содержится следующая рекомендация: «Принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных (в случае их отсутствия)».В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 26.3. (пункт 1) Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), но не органами местного самоуправления и не за счет средств местного бюджета. Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3. указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Сфера охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что мэр г. Астрахань допускал и допускает в настоящее время факт выхода за пределы своих полномочий, утвердив в г. Астрахань Правила содержания домашних животных, хотя в его компетенции лишь – принять меры к розыску владельцев и передать безнадзорных животных на содержание в надлежащих условиях, чего, кстати, не делается. На основании изложенного просим направить в адрес мэра г. Астрахань представление об устранении выявленных нарушений и недопустимости подобного впредь, а также, если это будет сочтено необходимым, принять иные меры прокурорского реагирования.