Статус Ветерана Боевых действий
7 ноября 2011 года Федеральным законом № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах», который вступил в силу с 1 января 2012 года, были внесены изменения в раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах», дополняя его:
«Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года. Т.е. вооруженный конфликт в Республике Таджикистан в указанные периоды, признаны боевыми действиями, а военнослужащих выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан- должны быть признаны ветеранами боевых действий».
На деле это закон не работает. Более 10 тысяч человек принимавшие участие в боевых действиях в Республики Таджикистан не могут доказать свой факт участия в этих боевых действиях в период с 1992 по 1996 г.г.
В соответствии с законом военнослужащие, претендующие на получение статуса «ветерана боевых действий» должны сделать запрос в архив МО РФ в Г. Подольск об участии их в боевых действиях. Но из архива приходят ответы: Да такой-то военнослужащий действительно проходил военную службуна территории Республики Таджикистан в период действия там чрезвычайного положения, что он проходил службу в подразделении которое принимало участие в боевых действиях, но информации о личном участии военнослужащего в боевых действиях у архива МО РФ нет.
Приказ Министерства обороны №9-1996 г. в соответствии, с которым периоды фактического выполнения военнослужащими задач в зоне вооруженного конфликта должны оформляться приказами командиров соответствующих воинских частей, вступил в силу 04 января 1996 г. То есть в архиве МО РФ в г. Подольске отсутствует информация по лицам, принимавшим участие в боевых действиях до вступления приказа в силу.
Такая информация есть только по тем, кто был ранен или убит. А если военнослужащий не получал ранения, то информации о его личном участии в боевых действиях скрывалась.
На основании п.9, приказа МО РФ от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации»
«Для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, - Для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий предоставляются, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал»
Основываясь на этих указаниях, комиссия отказывает бывшим военнослужащим в выдаче удостоверения, на основании того, что они не могут предоставить документы, подтверждающие свое личное, непосредственное участие в боевых действиях.
Я считаю, чтоотказ является противозаконным по следующим обстоятельствам.
Во-первых, в Федеральном законе «О ветеранах» нет юридического термина «непосредственное участие в боевых действиях», а есть понятие «лица, принимавшие участие в боевых действиях» (подпункт 1, пункта 1 статьи 3 Федерального Закона «О ветеранах»).
Во-вторых, в ст. 4 Модельного закона «О военных ветеранах», принятого на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 20-14 от 7 декабря 2002 года) боевые действия определяются как:
«выполнение поставленных боевых задач частями, соединениями, объединениями всех видов вооруженных сил, министерства обороны и иных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, а также подразделениями органов внутренних дел, выполняющими задачи в районе боевых действий».
В-третьих, как следует из ответа Центрального архива Минобороны России «Личный состав войсковой части 11507 (в данном случае),принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республики Таджикистан с 21 июля 1993 гола по (период не закрыт)»
В-четвертых,до вступления в силу приказа МО № 9 от 04.01.1996 г. предписывающего командирам соответствующих воинских частей оформлять приказами периоды фактического выполнения задач военнослужащими в зоне вооруженного конфликта, эти выполняемые военнослужащими задачи никак не оформлялись, за исключением, если только военнослужащий был убит или ранен (контужен) при выполнении боевых задач, а также, если в отношении военнослужащего был реализованный наградной материал.
В связи с этим требование Министерства обороны РФ о подтверждении конкретным военнослужащим «непосредственного участия в боевых действиях на территории Республики Таджикистан» является не только необоснованным и противоречащим Федеральному закону «О ветеранах», но и является кощунственным. Получается, что военнослужащий не является ветераном боевых действий по причине, что не был убит или хотя бы ранен (контужен), что он плохо воевал потому, как не был представлен к награде.
Военнослужащие ВС РФ находились в Республике Таджикистан в соответствии с решениями Глав государств СНГ на основании решений Президента и Правительства Российской Федерации и в соответствии с Законом РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 на них распространялись дополнительные гарантии и компенсации, в том числе льготное исчисление выслуги лет:
до сентября и в декабре 1992 года, в январе 1993 года и с января 1998 года один месяц военной службы, приравнивался к полутра месяцам выслуги;
с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года один месяц военной службы, приравнивался к трем месяцам выслуги (для военнослужащих, исполнявших обязанности военной службы в зоне чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, в соответствии с Перечнем воинских частей,привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, определенном Министерством обороны РФ).
В-пятых, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» гарантии и компенсациипредоставляются только военнослужащим воинских частей, выполняющим задачи в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
Пункт 5 этого Постановления обязывает Министерство обороны Российской Федерации определить перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Данный Перечень Министерством обороны был составлен лишь в 2011 году и именно в процессе обсуждения в Государственной Думе законопроекта № 528777-5 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» (в части отнесения к ветеранам боевых действий военнослужащих, выполнявших обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан)» (Директива ГШ ВС РФ № 314/7/0831 от 22 июля 2011 года).
Этот факт также свидетельствует в пользу того, что законодатель рассматривал вопрос выдачи удостоверения ветерана боевых действий именно военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан.
В-шестых,Приложение к федеральному закону «О ветеранах» называется «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации». Этим Положением не определяются задачи, выполняемые военнослужащими на указанной территории.
На основании вышеизложенногопредлагаю внести поправки в закон «О ветеранах» и признатьвсех военнослужащихвыполнявшихбоевые задачи на территории Республики Таджикистанв указанный период,ветеранамибоевых действий,без унизительной процедуры доказывания факта личного участия в боевых действиях.