Сохранение самостоятельного статуса ВГПУ
20 ноября 2012 г. Министерство образования и науки РФ опубликовало Материалы к заседанию Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы. В соответствии с этим документом старейший вуз области Вологодский государственный педагогический университет был включен в группу образовательных учреждений, в отношении которых достигнуты согласованные позиции рабочих групп по отнесению образовательных учреждений к группе 3 – «образовательное учреждение является неэффективным и нуждается в реорганизации».Коллектив преподавателей и студентов не согласны с этим решением.Обращение к президенту Российской Федерации Уважаемый Владимир Владимирович!К Вам обращаются студенты и сотрудники федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет».01 ноября 2012 г. Министерство образования и науки РФ провело мониторинг государственных высших учебных заведений. Тот факт, что по его результатам работа 71% педагогических вузов была признана неэффективной, говорит о том, что критерии, выбранные для мониторинга, были направлены на дискредитацию педагогического образования. Ситуация в стране складывается так, что благодаря политике Правительства РФ, направленной на повышение рождаемости, регионы разворачивают деятельность по открытию детских дошкольных учреждений, строительству новых школ. В этих условиях совершенно очевидно, что стратегия Минобрауки должна быть связана с укреплением педагогического образования и поддержкой тех педагогических вузов, которые есть в каждом регионе, потому что каждый регион нуждается в кузнице учительских кадров.Особенно если речь идет о таких образовательных учреждениях, каким является Вологодский государственный педагогический университет. По иронии судьбы речь о реорганизации нашего вуза идет в год столетия со дня его основания: в далеком 1912 году в Вологде был учрежден учительский институт. Со временем он рос, развивался, получил статус университета. Революционные события 1917 г. не поставили под сомнение необходимость подготовки учителей, напротив, в 1918 г. учительский институт преобразовали в педагогический, придав ему статус высшего учебного учреждения. Во время Великой Отечественной войны обучение студентов продолжалось, прямо из стен института уходили на фронт студенты и преподаватели. Выстоял вуз и в хаосе 90-х годов. Тогда многое тоже ставилось под сомнение. Закрывались детские сады, классы в школах. Именно в это время укрепилась миссия вуза – быть центром просвещения и культуры в регионе. Как бы ни было трудно, открывались новые направления подготовки, привлекались перспективные педагогические кадры, укреплялась материальная база.Вопреки бытующему стереотипному мнению о том, что выпускники педагогических вузов не идут работать в школу, мы можем с гордостью сказать, что коллективы школ области пополняются нашими выпускниками. Сегодня наш университет готовит кадры и по непедагогическим специальностям на уровне лучших учебных заведений России: ВГПУ является одним из немногих университетов, команда которого дважды участвовала в финале студенческого чемпионата мира по программированию по формуле АСМ. В 2012 г. она вновь заняла первое место на четвертьфинальном этапе чемпионата мира, в котором принимали участие 47 команд из 28 вузов страны. Гордостью ВГПУ является коллектив научно-педагогических работников, среди которых заслуженные деятели науки, заслуженные и почетные работники высшей школы, доктора и кандидаты наук. По итогам всероссийского конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России» (2010-2012 гг.) в число лучших вошли программы ВГПУ «Прикладная математика и информатика», «Культурология», «История». В университете разработана образовательная программа «Истоки», направленная на развитие личности ребенка на основе отечественных духовно-нравственных традиций. Она успешно используется не только в школах Вологодской области, но и в 60 регионах Российской Федерации. По учебному пособию профессора кафедры прикладной математики С.З. Свердлова учатся студенты всех классических университетов страны. Инициативы Правительства РФ, связанные с укреплением материального благосостояния учителя, получили одобрение среди педагогической общественности. В последние годы чувствуется особый всплеск интереса к учительской профессии. Полушутя, полусерьезно стали вспоминать слова известного в свое время политического деятеля: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял».Но наступил 2012 г., Министерство образования и науки определило 5 универсальных критериев, по которым можно оценить любой вуз: и технический, и театральный, и медицинский, и педагогический. Такого в российском образовании еще не было. Под сомнение поставлена педагогическая профессия. Многое пережили педагогические вузы страны, в том числе и наш университет, но 5 «судьбоносных» критериев подписали приговор большинству из них: неэффективные вузы должны закрыться. Если это необходимо, тогда –Где будут получать педагогическое образование выпускники школ области и соседних регионов?Где будет осуществляться подготовка для региона специалистов, владеющих современными знаниями, информационными технологиями?Кто будет учить детей через 5-10 лет: выпускники «эффективных» технических вузов?С таким положением дел нашему обществу нельзя мириться. Проводя реформы высшей школы, необходимо оставаться на позициях здравой логики, уважения к традициям и безусловного понимания специфики каждой отрасли подготовки специалистов, особенно педагогической.Коллектив сотрудников и студентов не принимает те оценки и выводы, которые сделало Министерство образования и науки в отношении нашего вуза. Просим Вас, Владимир Владимирович, дать возможность нашему вузу сохранить его статус, продолжать готовить кадры для региона, тем самым сохранить педагогическое образование в области и в России.Выписка из протокола заседания Совета ректоров вузов Вологодской области №4-12 от 09.11.2012 http://www.vologda-uni.ru/docs/obav/Vypiska_iz_protokola_zasedaniya_Soveta_rektorov_vuzov_Vologodskoj_oblasti_№4-12_ot_09.11.2012.pdfПисьмо заместителя губернатора Вологодской области О.А. Васильева заместителю Министра образования и науки РФ А.А. Климову http://www.vologda-uni.ru/docs/obav/Zamestitelyu_Ministra_obrazovaniya_i_nauki_RF_A.A._Klimovu.pdfОткрытое письмо трудового коллектива ВГПУ министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову (http://www.vologda-uni.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1330:2012-11-28-15-37-14&catid=113&Itemid=50)Открытое письмо трудового коллектива ВГПУ президенту РФ В.В. Путину (http://www.vologda-uni.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1329:2012-11-28-15-37-13&catid=113&Itemid=50)Руководство Вуза обвиняют в бездействии, но это не так. Вот хронология событий:01.11.2012 г. Министерство образования и науки опубликовало результаты мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.06.11.2012 г. Рабочая группа ВГПУ подготовила аналитическую справку об основных направлениях деятельности вуза и значениях их показателей в 2012 г. для представления в Минобрнауки РФ, Губернатору Вологодской области, в Российский Союз ректоров. Подготовлен проект письма от Губернатора Вологодской области на имя заместителя Министра образования и науки А.А. Климова.08.11.2012 г. Ректор ВГПУ А.П. Лешуков по телефону обратился к директору Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б. Соболеву с просьбой записаться на прием к Министру образования или его заместителю. В просьбе было отказано. Директор департамента мотивировал отказ тем, что решение вопроса о судьбе вуза будет зависеть от позиции региона, мнение вуза не рассматривается.09.11.2012 г. Состоялось заседание Совета ректоров вузов Вологодской области. Принято решение: ходатайствовать в Министерстве образования и науки Российской Федерации об исключении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» из списка вузов, имеющих признаки неэффективности, в связи с особой значимостью вуза для экономики и социальной сферы Вологодской области, а также в связи с тем, что по итогам 2012 года данный вуз преодолел пороговые значения показателей по большинству критериев проведенного Министерством образования и науки мониторинга.09.11.2012 г. В Российский Союз ректоров направлена просьба о возможности участия ректора университета в заседании рабочей группы Межведомственной комиссии. Секретарь РСР по телефону сообщила, что ректоры вузов, вопрос о которых будет рассматриваться, присутствовать на заседании не могут.12.11.2012 г. Состоялось заседание рабочей группы Межведомственной комиссии по выработке предложений в отношении перечня государственных вузов и филиалов, относящихся к группе неэффективных, с учетом мнений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.14.11.2012 г. Заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев по телефону сообщил ректору вуза об итогах заседания рабочей группы: ВГПУ сохранит статус самостоятельного учебного заведения.15.11. 2012 г. Состоялся ученый совет ВГПУ. Ректор А.П. Лешуков выступил с сообщением о результатах мониторинга вузов.16.11.2012 г. Рабочая группа начала подготовку обновленной программы развития вуза.20.11.2012 г. Опубликованы Материалы к заседанию Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы. В соответствии с документом ВГПУ включен в группу вузов, подлежащих реорганизации.20.11.2012-23.11.2012 г. Проведены рабочие встречи ректора ВГПУ:– с заместителем Губернатора Вологодской области О.А. Васильевым и начальником Департамента образования Вологодской области Е.О. Рябовой;– с Главным федеральным инспектором в Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе С.В. Пастуховым;– с Главой города Вологды Е.Б. Шулеповым.Направлены официальные письма с просьбой о поддержке вуза:Губернатору Вологодской области О.А. Кувшинникову;Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову;Заместителю Председателя Совета Федерации РФ Ю.Л. Воробьеву;Главному федеральному инспектору в Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе С.В. Пастухову;Депутату Государственной думы В.Е. Позгалеву;Президенту Российского Союза ректоров, ректору МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президенту РАН, академику В.А. Садовничему.По инициативе студентов направлено письмо на имя Губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова.26.11.2012 г. Состоялась встреча со студентами и сотрудниками заместителя губернатора Вологодской области О.А. Васильевым и начальником департамента Вологодской области Е.О. Рябовой.27.11.2012 г. По итогам встречи направлены письма Президенту РФ В.В. Путину, Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову, Губернатору Вологодской области О.А. Кувшинникова.28.11.2012 г. Состоится встреча заместителя Губернатора Вологодской области О.А. Васильева с заместителем Министра образования и науки РФ, на которой, по словам Олега Александровича, будет обсуждаться вопрос о судьбе нашего университета.29.11.2012 г. Вопрос о сохранении статуса университета рассмотрит ученый совет ВГПУ, на основании его решения будут предприняты определенные шаги.04.12.2012 г. Состоится Коллегия Минобрнауки. Обсуждаемый вопрос: подходы к реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений на основе данных мониторинга.