Право на благоприятную окружающую среду в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Обращаюсь за помощью и содействием от имени жителей поселка Врангель по защите прав на благоприятную окружающую среду в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».В посёлке Врангель Приморского края планируется строительство нефтехимического комплекса мощностью до 10 млн. т углеводородного сырья. ОАО «НК«Роснефть» в лице своей дочерней компании ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» (далее ВНХК) собирается разместить свой комплекс в непосредственной близости (380м) от жилых домов по ул. Первостроителей и от Находкинской воспитательной колонии (ул. Крайнева). Площадка строительства расположена частично в долине р.Глинка и на прилегающих сопках.Нас, жителей поселка Врангель, беспокоит то, что Администрация Находкинского городского округа и «Роснефть» в лице своих дочерних компаний упорно не хотят слышать и учитывать мнение жителей поселка Врангель, не желающих размещения нефтехимического комбината в такой опасной близости от жилья, детского сада, школы.Так в ходе проводившихся в марте 2011года публичных слушаний согласно Постановлению Главы Находкинского городского округа от 20.01.2011г № 36 «О проведении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки НГО» жителями поселка были переданы председателю Комиссии по землепользованию и застройке Строеву С.И. 249 подписей против внесения изменений по заявке ООО «РН- Приморский нефтеперерабатывающий завод» (дочернее предприятие «Роснефти») о размещении вблизи жилья объекта 1 класса опасности. Заключение по итогам публичных слушаний на сайте Администрации НГО не было опубликовано.Тем не менее, ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», являющаяся дочерним предприятием «Роснефти», в мае 2011г объявило о проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду в связи со строительством нефтехимического комплекса. В период с 23.04.2011 по 27.05.2011 г. в двух общественных приемных – в пос. Врангель и в с. Владимиро- Александровском были представлены для ознакомления материалы: том 5а «Декларации о намерениях инвестирования в строительство нефтехимического комплекса мощностью до 10 млн. тонн по углеводородному сырью Восточной нефтехимической компании». Общий состав Декларации (далее - ДОН) 17 томов, из них 6 томов посвящено оценке воздействия, но общественности был представлен лишь один том. В ходе этих общественных обсуждений всего общественную приемную ЗАО «ВНХК» посетили 862 человека, из них позитивное отношение по поводу строительства высказали 759 человек, негативное 98. При этом активно использовался административный ресурс: автобусами из г. Находки привозились сотрудники предприятий Роснефти (автозаправок, нефтебазы) и пр. Жителями поселка Врангель было передано 25.05.2011г под обращением к председателю Комиссии по землепользованию и застройке Администрации Находкинского городского округа Строеву С.И. 1623 подписи против размещения нефтехимического комплекса рядом с так называемым «поселком Первостроителей», т.е. улицей Первостроителей. Копии этих подписей были переданы 25.05.2011 также в общественную приемную ЗАО «ВНХК», о чем была сделана запись в журнале регистрации. Жители поселка Врангель не просто возражали против размещения комплекса в данном месте, но и указали, что в результате данного строительства будут нарушены статья 12 пункты 1 и 2, а также статья 19 п.3 статьи ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 39 п.2 Водного кодекса, а также ряд санитарных правил.На наше обращение Администрация НГО просто отписалась, что передала все подписи Заказчику проектирования и строительства – ЗАО «ВНХК». А ЗАО «ВНХК» просто не учла эти голоса и мнение жителей поселка и на заседании городской Думы доложила об успешном результате общественных обсуждений. Более того, ЗАО «ВНХК» предприняла попытки возбудить уголовное дело против активных жителей НГО, выступающих против соседства опасного и канцерогенного производства рядом с селитебной территорией (жилой застройкой). В настоящее время ЗАО «ВНХК» в средствах массовой информации активно раскручивает миф о том, как удачно выбрана площадка будущего строительства. Полным ходом ведется проектирование нефтехимического комплекса. Ниже мы приводим наши аргументы о причинах, по которым нельзя размещать нефтехимический комплекс в данном месте:Во-первых, в представленном к ознакомлению томе ДОНа отсутствует информация о том, что данное предприятие относится к 1 классу опасности согласно санитарных правил САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и что ориентировочная санитарно-защитная зона (СЗЗ) для него составляет 1000 метров. Также нет там информации, что нефтехимическое и нефтеперерабатывающее производство является канцерогенно опасным фактором согласно Санитарных правил 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности». При описании площадки размещения нефтехимического комплекса на стр. 17 ДОНа фактически не указано расстояние от нее до жилой застройки по улице Первостроителей, составляющее 380 метров, но фраза построена таким образом, что как будто бы это расстояние составляет 1,5 км. Цитируем: «Площадка расположена на территории Находкинского городского округа, севернее п. Первостроителей и южнее с. Хмыловка на расстоянии 1,5 км.». При этом предлагается сократить санитарно- защитную зону по направлению к жилью до 380 метров, по отношению к Хмыловскому незащищенному водозабору до 70 метров, а в остальных направлениях, где нет застройки установить санитарно-защитную зону 1000 метров. Площадка будущего строительства выбрана внутри поселка Врангель, вблизи улицы Первостроителей, где расположены детский сад, школа, дом культуры, жилые дома, магазины, а также вблизи улицы Крайнева, где находится Находкинская воспитательная колония для несовершеннолетних. То есть в непосредственной близости от намечаемого к строительству нефтехимического комплекса находятся все те объекты, которые нельзя размещать в санитарно-защитной зоне предприятия 1 класса опасности. Но поскольку они уже здесь существуют, следовательно, нельзя нефтехимический комбинат размещать на данной площадке. Наши оппоненты утверждают, что возможность сокращения размера СЗЗ доказана проведенными в ДОНе расчетами. Как проводятся расчеты рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе? Расчеты делает машина, то есть персональный компьютер по специальной программе. Но исходные данные вносит человек. И вот от того, какие данные были заложены, очень зависит полученный результат. Каждый источник выбросов имеет свои индивидуальные технические характеристики: высоту, скорость (объем) и температуру газового потока, концентрацию загрязняющих веществ. Если увеличить высоту или температуру, то результаты рассеивания будут лучше, а приземные концентрации загрязняющих веществ ниже, то есть расчеты показывают, что можно в данном месте строить требуемый объект. Проектировщики ГУ ДВО ВНИИ природы, разрабатывающие экологические разделы «Оценки воздействия на окружающую среду» «Декларации о намерениях строительства нефтехимического комплекса» для ЗАО «ВНХК», в ответе от 23.05.2011г на мое личное к ним письмо писали, что « В составе выполненной оценки воздействия на окружающую среду (часть 2 книга 5А…) определены возможные воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на атмосферный воздух… Проведенными расчетами учтены: техническая характеристика источников – высота, диаметр, объем выбрасываемых газов…». Но ведь самое интересное заключается в том, что когда они эти расчеты производили, еще не было заключено договоров поставки оборудования, даже не был определен лицензиар, то есть конкретная фирма, из числа нескольких, производящих оборудование для нефтехимического производства. То есть не были известны именно технические характеристики источников выбросов. Откуда же уверенность в том, что можно санитарно-защитную зону уменьшить с 1000 метров до 380 метров? Ведь, если нет достоверных исходных данных, то и результаты расчетов недостоверны!Кроме того, согласно последним изменениям санитарного законодательства теперь не проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта будущего строительства и места размещения нефтехимического комплекса. То есть на выбор места размещения нефтехимического комплекса санитарные врачи уже не могут повлиять. Вот когда нефтехимический комплекс уже будет построен, тогда в рамках государственного санитарного контроля они будут измерять насколько загрязнен воздух в населенном пункте, и если найдут нарушения, выдадут предписание виновнику загрязнения, а мы тем временем будем дышать этим воздухом. И сколько это будет длиться? При этом нефтехимический комплекс согласно ДОНу будет выбрасывать в атмосферу загрязняющие вещества 72 наименований, из которых нам известно несколько, в том числе вещества–канцерогены: бензол, бензапирен, бензин нефтяной, сажа, формальдегид. Обращаем Ваше внимание, что бензапирен опасен даже при малой концентрации, так как имеет свойство аккумулироваться, накапливаться в организме, вызывая злокачественные опухоли. А общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу составит 8214 тонн в год. Для сравнения все предприятия поселка выбрасывают в воздух менее 1500 тонн в год, при этом эти выбросы не сосредоточены в одном месте и все наиболее опасные из ныне существующих (2 класс опасности) удалены на расстояние, соответствующее ориентировочным санитарно-защитным зонам – 500 метров. Мало надежды и на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проекта. Дело в том, что ГЭЭ подлежит только проект морского терминала, расположенного на отдельном земельном участке, прилегающем к бухте Врангеля. Сам же нефтехимический комплекс будет располагаться на другом земельном участке (долина реки Глинка, другое название – Падь Школьная), не являющемся особо охраняемой природной территорией и не граничащем с бухтой, а по этому не подлежащем ГЭЭ в свете последних изменений ФЗ «Об экологической экспертизе». Следовательно, можно строить опасное производство, можно сказать, у порога жилого дома. Все последние изменения санитарного и экологического законодательства направлены на «уменьшение административных барьеров для развития крупного бизнеса», да вот только с грязной водой выплеснули и ребенка, т.е. реальные механизмы защиты здоровья населения.Вторым крайне неблагоприятным аспектом выбора данной площадки под строительство является негативное воздействие НХК на водозаборы в долине реки Глинки. В Декларации о намерениях написано: «При размещении объектов Восточной нефтехимической компании на площадке пос. Первостроителей, три водозабора питьевой воды (водозабор Глинкинский (5 скважин), Глинкинский участок недр питьевых подземных вод (ООО «Спецморнефтепорт Козьмино») и водозабор ОАО «Восточный торгмортранс» (1 скважина)) не могут быть использованы в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и должны быть переведены в разряд источников технического водоснабжения»(стр. 32 ДОНа). В результате строительства нефтехимического комплекса непосредственно вблизи реки Глинка, практически на территории разведанного запаса подземных питьевых вод, рядом с законсервированными, но не используемыми в настоящее время скважинными водозаборами, произойдет загрязнение земель в районе, соответствующим 3 , 2, а возможно и 1 поясу зон санитарной охраны этих водозаборов. При переводе вод из питьевых в технические поселок Врангель теряет дополнительный источник питьевой воды. Особенно актуальна эта проблема сейчас, так как с 13 января 2012 года поселок Врангель остался без воды. Режимное водоснабжение на 1,5-2 часа в сутки восстановлено с 16 февраля 2012г. В ДОНе не указывается возможное воздействие нефтехимического комплекса на Хмыловский водозабор, обеспечивающий поселок Врангель питьевой водой. Проектировщики не учитывают тот факт, что в теплое время года южные и юго-восточные ветра будут сносить облако загрязняющих веществ в сторону р. Хмыловки. А воздействие производственных выбросов на открытый водозабор «Хмыловский» неизбежно со временем приведет к загрязнению почв и водоёмов, а значит к утрате и этого (основного) источника питьевой воды.в поселке Врангель.Согласно ст.19 п.3 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.» Поэтому намерения о переводе питьевой воды в техническую воду противозаконны.Третьим, абсолютно неприемлемым для жителей НГО и Партизанского района, условием размещения НХК на предлагаемой площадке является непродуманность вопроса обеспечения водой самого нефтехимического предприятия. На стр.31 ДОН говорится: «Внеплощадочное водоснабжение водой питьевого качества объектов Восточной нефтехимической компании осуществляется от водозабора с. Екатериновка. При этом гарантированный …водоотбор – 40000 м3/сут (14600тыс. м3 в год)». Таким образом, из водозабора «гарантированно» ежесуточно будет отбираться объем воды, практически равный суточному потреблению г. Находка. Справится ли река с забором такого количества воды пусть даже из подземных скважин ? Имеется ли заключение Управления Роснедр по Приморскому краю о возможности такого расширения Екатерининского водозабора? Не приведет ли это к режимному водоснабжению города Находки в будущем в условиях маловодных годов? Не ограничит ли перспективы роста города Находки? Следуем по тексту далее: «С целью обеспечения недостающих расходов воды на восполнение систем оборотного водоснабжения нефтехимического производства, планируется строительство дополнительного водозабора – водохранилище с гидроузлом на реке Ольга в качестве источника технического водоснабжения с планируемым водоотбором 38000 м3/сут. Как повлияет это строительство и забор такого количества воды на режим водоснабжения сел Партизанского района, расположенных ниже по течению р. Ольга – опять умалчивается.В ДОНе абсолютно замалчивается вред, который неизбежно будет нанесен здоровью людей, проживающих рядом с заводом, отсутствует оценка социальных последствий ухудшения качества жизни населения НГО и Партизанского района в связи с указанными выше причинами.На все эти «пустяшные» лишения господа из Роснефти обрекают население посёлка Врангель и, в первую очередь жителей ул. Первостроителей, только потому, что выбранная под строительство площадка находится на минимальном удалении от имеющегося в собственности Роснефти земельного участка с причалами.. Значительная экономия при строительстве нефтехимического комплекса в данном месте возникает в виду наличия железной дороги, автомобильной трассы и незначительного удаления от трассы нефтепровода. Благодаря такому расположению будут сведены к мизеру затраты на создание транспортной схемы НХК, как то: строительство собственных автомобильных и железных дорог, трубопроводных магистралей, перегрузочных железнодорожных и морских терминалов. За счет нашего здоровья и безопасности, за счёт здоровья наших детей и внуков компания сэкономит свои миллионы.Жителями поселка Врангель были обжалованы в прокуратуру г. Находка действия ЗАО «ВНХК» по искажению результатов общественных обсуждений (сентябрь 2011 г.). Полученный ответ из прокуратуры свидетельствует либо о предоставлении ЗАО «ВНКХ» недостоверной информации на запрос прокуратуры, либо о нежелании прокуратуры разбираться по существу.Жители поселка Врангель не против развития производительных сил России на Дальнем Востоке, но они против непродуманного, неграмотного выбора места размещения нефтехимического комплекса вблизи детского сада, школы, жилья. Места у нас хватает. А вот не считаться с законными требованиями населения недопустимо. В этом нас поддерживает Координационный совет по проблемам экологии Приморского края, ученые ДВО РАН.
На этой фотографии видна часть поселка Врангель, где намечается строительство нефтехимического комплекса.