Петиция против объединения городского округа Железнодорожный и городского округа Балашиха в единый городской округ
В настоящее время в муниципальных образованиях «городской округ Железнодорожный» и «городской округ Балашиха» идёт обсуждение инициативы об их объединении. С самого начала этого обсуждения жителям не объясняются цели этого мероприятия, какие затраты это повлечёт и к каким проблемам это приведёт. Вместо чётко сформулированной позиции со стороны муниципальной власти идёт односторонняя агитация за данную инициативу. Помимо официальных властей агитацию проводят общественные деятели. Все плюсы от объединения, озвученные властями и общественниками, по сути, представляют собой перечень мероприятий, которые можно провести без преобразований муниципалитетов. Агитационная кампания, проведённая инициаторами объединения, выявила полную неспособность местных властей организовать межмуниципальное взаимодействие. Многие проблемы, которые, по мнению инициаторов, может решить объединение муниципалитетов, должны решаться на другом уровне (региональном, федеральном). Ярким примером является ситуация со «скорой помощью» в городском округе Балашиха. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 16, п. 5) чётко указывает, что оказание скорой медицинской помощи относится к сфере полномочий субъекта федерации (то есть Московской области). При этом инициаторы объединения утверждают, что из-за муниципальных границ «скорая помощь» к жителям населённых пунктов городского округа Балашиха, территория которых примыкает к городскому округу Железнодорожный, едет из города Балашиха, вместо того, чтобы ехать из расположенного гораздо ближе Железнодорожного. Но, как уже говорилось выше, оказание скорой медицинской помощи входит в сферу полномочий властей субъекта федерации, а не органов местного самоуправления. Следовательно, преобразование муниципалитетов не может решить озвученную проблему. Аналогичные претензии можно предъявить ко многим другим аргументам, которые приводят власти обоих муниципалитетов в пользу объединения.
Официальное обсуждение инициативы об объединении городских округов проводилось на публичных слушаниях 28 октября 2014 в городском округе Балашиха и 5 ноября 2014 в городском округе Железнодорожный. В обоих случаях вопрос об объединении не выносился на обсуждение, а по итогам слушаний было объявлено, что обсуждение данной инициативы продолжится. Тем не менее, в официальном заключении комиссии по проведению публичных слушаний в городе Железнодорожном, опубликованном в газете «Мой город Железнодорожный» (№44 от 12 ноября 2014), указано, что участники слушаний одобрили инициативу объединения муниципалитетов. Однако, даже опубликованные видео показывают, что часть участников прений высказалась против данной инициативы, а часть предложила провести по этому вопросу референдум.
6 – 7 декабря 2014 года было проведён опрос жителей по поводу преобразования муниципалитетов. При этом жителям не было предоставлено никакой чёткой программы того, как планируется выполнять это преобразование, каких конкретных показателей планируется достичь. Не объяснялось как именно объединение позволит решить реальные проблемы обоих муниципалитетов. В обоих городах распространялись исключительно агитационные материалы, призывающие поддержать данную инициативу. При этом ряд аргументов, приведённых в агитационных буклетах, не соответствовал действительности. Например, в брошюрах указывалось на снижение тарифов на услуги ЖКХ. При этом не было разъяснено за счёт чего именно тарифы будут снижены. Более того уже тогда было известно, что Комитет по тарифам и ценам Московской области прогнозирует рост тарифов, но никак не их снижение. Кроме того, данный опрос был назван «народное голосование», в буклетах были указаны «участки голосования», говорилось о проведении «голосования», что вводило многих людей в заблуждение относительно статуса проводимого мероприятия. Помимо того, что данное «голосование» не носило официального характера, процедура его проведения не может гарантировать достоверное отражение мнения жителей. Любой желающий мог голосовать сколько угодно раз, бюллетени никак не маркировались, на некоторых участках вообще не просили никаких документов. Независимые наблюдатели признали результаты недостоверными по причине выявленных ими отдельных мешков неизвестного происхождения, где большая часть бюллетеней содержала отметку «за». Также организаторы создавали препятствия для полноценного наблюдения за ходом голосования. В частности, наблюдателям не дали возможности присутствовать при сборе бюллетеней с некоторых участков, откуда в итоге и были доставлены описанные выше мешки. Всё это также говорит в пользу того, что данный опрос не гарантирует того, что он отражает реальное мнение жителей по вопросу объединения.
Помимо всего прочего до настоящего времени не приведено никаких обоснований целесообразности объединения именно в формате городского округа. В то время как в замечаниях к публичным слушаниям были озвучены два возможных варианта преобразования муниципалитетов, которые не были рассмотрены местными властями.
Первый вариант предусматривает передачу городскому округу Железнодорожный прилегающих территорий городского округа Балашиха. Это населённые пункты Пестово, Павлино, Фенино, Федурново, Пуршево, Соболиха, Новый Милет, Русавкино-Романово, Русавкино-Поповщино, Чёрное, Полтево, микрорайон Заря города Балашиха. Эти населённые пункты географически ближе к городу Железнодорожный, чем к Балашихе. Нахождение этих населённых пунктов в составе городского округа Балашиха создаёт неудобства для их при необходимости обращения к органам государственной и муниципальной власти. Также жителям этих населённых пунктов удобнее пользоваться социальной инфраструктурой города Железнодорожный нежели Балашихи.
Второй вариант предусматривает создание на основе городских округов Железнодорожный и Балашиха муниципального образования «Балашихинский район» с административным центром в городе Балашиха. Это позволило бы обеспечить единое управление на данной территории, единое представительство муниципалитета на областном уровне. Но при этом осталась бы власть на местах, которая в том числе отстаивала бы интересы своих территорий в рамках единого муниципалитета. Территория планируемого муниципального образования составит около 300 кв. км, а население – более 400 тысяч человек. Если сосредоточить всё управление этой значительной территорией в одном центре, то это может привести к невозможности со стороны муниципальных властей оперативно реагировать на обращения граждан.
До настоящего времени мотивированное обоснование того, почему эти варианты не могут быть реализованы, инициаторами объединения не представлено.
Таким образом, в настоящее время существует целый ряд обоснованных претензий к самой инициативе и к тому, как её пытаются представить гражданам:
1) До сих пор не представлена чёткая, содержащая выводы экспертов программа действий, которые будут проведены при преобразовании муниципалитетов. Такая программа должна показать, каких показателей в экономике, социальной сфере и экологии планируется достичь, какова будет структура местной власти, государственных служб в предполагаемом муниципалитете.
2) Неясно, как будет распределяться бюджет. Объёмы расходов в обоих городах будут расти, а прогнозов по росту доходов представлено не было. Более того, Балашиха имеет серьёзную кредиторскую задолженность. Нет гарантии, что эта задолженность не будет погашаться за счёт сворачивания и сокращения каких-либо важных для жителей программ в Железнодорожном.
3) До сих пор не представлено мотивированное обоснование городского округа как формы организации предполагаемого муниципалитета. Не приведено никаких аргументов против создания муниципального района или передачи части населённых пунктов городского округа Балашиха городскому округу Железнодорожный.
4) Не представлено конкретных насущных проблем, препятствием к решению которых препятствует наличие административной границы, характера этих проблем и невозможности их решения иным способом. Все описанные проблемы, касающиеся обоих округов, либо могут быть решены в рамках межмуниципального взаимодействия, либо не входят в сферу компетенции местного самоуправления, либо их решение вообще не требует объединения муниципалитетов.
5) То же относится и к перечню мероприятий, которые планируются в случае объединения (постройка технопарка и т.д.). Нет никакого вразумительного объяснения, почему для реализации этих предложений требуется объединение.
6) Вообще до сих пор нет никаких пояснений по поводу того, как именно объединение позволит решить текущие проблемы каждого из городов.
7) Не оглашается стоимость мероприятий по объединению муниципалитетов.
8) Не учтены замечания, поданные к публичным слушаниям.
9) Предлагаемое объединение предусматривает утрату городским округом Железнодорожный своего статуса, что, в соответствии с п.7 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требует проведения голосования. Голосование проведено не было, что является непосредственным нарушением федерального законодательства.
10) Не прояснена ситуация с документами для жителей города Железнодорожный. Нет четкой информации, какие документы, в какой срок, за чей счет будет необходимо заменить. Как будет организована работа служб, которые будут производить замену документов.
Учитывая вышесказанное, объединение муниципальных образований «городской округ Железнодорожный» и «городской округ Балашиха» в формате городского округа в настоящее время является не только нецелесообразным, но и незаконным. Поэтому предлагается следующее:
1) Остановить процесс объединения городских округов в формате одного городского округа. Не принимать закон о преобразовании городского округа Железнодорожный путём объединения с городским округом Балашиха.
2) С участием квалифицированных специалистов из разных областей, в том числе государственного управления, права и экономики проанализировать:
- целесообразность преобразования в целом,
- целесообразность различных вариантов устройства планируемого муниципалитета, помимо городского округа, а именно: муниципальный район (с организацией в его рамках нескольких городских и сельских поселений), городской округ с внутренним муниципальным делением,
- целесообразность перераспределения территорий между городскими округами Балашиха и Железнодорожный.
Материалы и результаты анализа опубликовать в широком доступе для жителей Железнодорожного и Балашихи.
3) Рассматривать вопрос преобразования исключительно с позиции сохранения Железнодорожного как обособленного населенного пункта с сохранением названия города и его статуса города. В случае целесообразности объединения в единый городской округ это возможно путем внесения изменений в Закон Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области», а именно установления в нем формы территориальной единицы для городского поселения, которая может быть сохранена внутри городского округа. Если это будет реализовано, то это позволит избежать проблем с документами, и с расположением территориальных отделов государственных органов.
4) В случае необходимости, провести голосование в соответствии со ст. 13 и ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5) В случае целесообразности преобразования, после обоснования формы преобразования и, при необходимости, проведения голосования, сформировать программу развития предлагаемого муниципалитета, которая содержала бы конкретные показатели в экономике, социальной сфере, которые предполагается достичь. Произвести её согласование со всеми профильными ведомствами с учётом сохранения территориальных подразделений органов государственной власти на территории города Железнодорожного и самого города как территориальной единицы.