открытие центра реабилитации для слабослышащих и людей после кохлеарной имплантации
Исполняющему обязанности Губернатора Волгоградской области Бочарову А.И. от родителей детей-инвалидов по слуху, а также после кохлеарной имплантации и взрослых, подобной категории инвалидов.
Сегодня среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделилась отдельная группа детей и взрослых с КИ - глухой с кохлеарным имплантом.
Кохлеарная имплантация даёт возможность слышать даже самые тихие звуки. Глухой ребёнок с кохлеарным имплантом(КИ) получает возможность научиться понимать речь и говорить. А имплантация для малыша в возрасте до 2-х лет создаёт потенциальные условия для того, чтобы он развивался так же, как нормально слышащий ребёнок.
Огромное значение в распространении кохлеарной имплантации имеет разработка методов послеоперационной педагогической слухоречевой реабилитации пациентов с КИ и подготовка специалистов(сурдопедагогов, логопедов) к работе с детьми и взрослыми с КИ.
Большинство детей с КИ нуждаются в многолетней реабилитации. Она предполагает:
- наличие речевой среды.
- регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом.
- обучение родителей развитию у ребёнка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения.
• Мы вынуждены признавать, что в настоящее время организация необходимой ребёнку реабилитации по месту жительства представляет серьёзную проблему. И, к сожалению, те возможности в развитии понимания речи и устной речи, которая даёт КИ, у многих детей не реализуется в полной мере из – за отсутствия адекватной реабилитации. Особенно это касается детей с КИ школьного возраста.
Ввиду всех этих факторов, хотя определенные деньги государством на инвалидов выделяются, но результативность этого низкая, и инвалидизация общества неуклонно продолжает расти.
Учитывая острейшую необходимость создания системной реабилитации детей с КИ - в том числе, с применением новейших методик, построенных на индивидуальном подходе - и учитывая имеющийся широкий позитивный опыт коллег из ФГУ Санкт – Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, родители детей-инвалидов по слуху после КИ Волгоградской области выдвигают предложение о создании центра реабилитации детей после кохлеарной имплантации (КИ ), т.к по данным Министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области на 27.05.2014 года в нашей области проживает 85 прооперированных и 15 ожидающих операции детей. На данный момент в городе есть «Волгоградский областной центр патологии речи и нейрореабилитации», но в связи с процессом реорганизации центра наши дети не могут в нем получать необходимые услуги бесплатно (так как они являются не медицинскими, а педагогическими). Предлагается создать такой центр на базе «Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I и II вида № 7», где уже имеются высококвалифицированные кадры дефектологов (сурдопедагогов и логопедов).
Предполагаемые направления работы центра:
1. В рамках создаваемого центра реабилитации пациентов после КИ на базе школы осуществлять проведение всесторонней социально-реабилитационной помощи детям и взрослым с КИ и постоянно повышать эффективность такой помощи путем использования инновационных и медицинских методов в работе.
2. На базе центра создавать классы для детей с КИ или классы для детей с речевыми нарушениями совместно с детьми после КИ (классы интегрированного обучения), специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания.
3. Осуществлять сопровождение детей после КИ обучающихся в общеобразовательных учреждениях .
4. Создать на базе центра консультационный пункт для учителей, воспитателей общеобразовательных учреждений , которые посещают дети с КИ по вопросам обучения и воспитания детей после КИ в условиях общеобразовательных учреждений.
5. Осуществлять настройку речевых процессоров на базе школы с привлечением специалистов из ФГУ Санкт – Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, в том числе в режиме онлайн.
6. Создавать благоприятные условия для подготовки к независимой жизни пациентов с КИ, оказывать им и их родителям разнообразную помощь в решении медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем.
7. Проводить регулярные и системные мероприятия по информационному и учебно - методическому обеспечению деятельности центра. Транслировать свой опыт для смежных организаций и учреждений.
8.Освещать деятельность центров в СМИ и Интернет-ресурсах с целью расширения внимания общества к проблемам интеграции детей-инвалидов в обществе. Пропагандировать экономически выгодные государству подходы к реабилитации детей с нарушениями слуха.
9. Разрабатывать и проводить мероприятия по созданию и реализации разнообразных программ обучения, воспитания и творческой реабилитации для детей с КИ в центре, вовлекая как можно более широкий круг организаций для подобного рода реабилитационной работы.
10. Обучение специалистов, необходимых для проведения реабилитационных мероприятий по новейшим разработкам .
11. Участие в федеральных и региональных программах по проблемам детей инвалидов.
12. Возможность приезжать и проводить семинары для специалистов и родителей ведущих специалистов из различных регионов Российской Федерации и зарубежья.
13. Возможность пребывания родителей с детьми из дальних районов Волгоградской области в период реабилитационных мероприятий.