О законопроекте "Об ограничении потребления табака"
10 декабря 2010 года группой депутатов Государственной Думы России во главе с Первым заместителем Председателя Комитета ГД по охране здоровья Н.Ф. Герасименко был внесен законопроект № 469463-5 "Об ограничении потребления табака". По моему мнению, в упомянутом законопроекте присутствуют статьи, напрямую поддерживающие интересы крупного сетевого бизнеса в ущерб предприятиям мелкой розничной торговли. В частности, проектом закона предполагается ограничить продажу табачных изделий в городских поселениях стационарными объектами торговли и специализированными табачными киосками. В этом случае под запрет попадают десятки тысяч ларьков и киосков универсальной торговли, приносящих доход сотням тысяч частных предпринимателей и сотрудников этих предприятий малого бизнеса. Основной причиной введения столь жестких ограничений называется систематическая продажа табачных изделий несовершеннолетним в ларьках и киосках, что на мой взгляд не вполне соответствует действительности. Вызывает сомнение необходимость введения лицензирования на деятельность по розничной продаже табачной продукции установленная ст. 4 данного законопроекта, т. к. данная норма ставит в неравные условия субъекты малого предпринимательства и крупные торговые предприятия. Исходя из опыта лицензирования алкогольной продукции, я предполагаю что одинаковая стоимость лицензий с одной стороны увеличит финансовую и административную нагрузку на малые предприятия и в тоже время недостаточна по отношению к крупным торговым предприятиям. Введение лицензирования лишь повысит коррупционность в данной сфере и не окажет должного влияния на качество работы объектов розничной торговли.По моему мнению, предлагаемые меры не только не решат ставящиеся задачи по ограничению потребления табака несовершеннолетними, но и могут привести к серьезным социально-экономическим последствиям.Я поддерживаю предложение законодателя предоставить продавцам табачной продукции право требовать документы, удостоверяющие личность и подтверждающие возраст покупателя в случае возникновения сомнений в этом. Примером одного из возможных решений проблемы продажи сигарет и спиртных напитков несовершеннолетним может служить введение специальных идентификационных карт, по европейским аналогам. Данные идентификационные карты дают законное право исключительно ее совершеннолетнему владельцу на приобретение подакцизной продукции. Кроме этого, по моему мнению, одним из возможных путей решения обозначенной законодателями проблемы могло бы стать усиление административной ответственности продавцов непосредственно осуществляющих продажу подакцизных товаров несовершеннолетним. Просим дать отрицательное заключение на предлагаемые законопроектом ограничения реализации табачной продукции в нестационарных торговых объектах и на введение лицензирования для данного вида деятельности.