О ситуации в гидрометслужбе РФ
На заседании правительства 20.08.2013г. из уст главы Минприроды Сергея Донского прозвучало: «Своевременное прогнозирование имеет большое значение для принятия управлен-ческих решений, работы объектов экономики и инфраструктуры, а также для населения. В настоящее время ведется серьезная работа с целью расширения сети станций метеонаблюдений и модернизации научно-технического оснащения пунктов метеонаблюдений. Это позволит существенно повысить точность метеопрогнозирования.В текущем году она составит 89%,а к 2018 году вырастет до 92%». В конце 2010 года была принята Стратегия деятельности в области гидрометеорологии на период до 2030 года. К 2030 году количество станций, оснащенных современным оборудованием, должно достичь 5,4 тыс. По оценкам Всемирной метеорологической организации, в России должно быть не менее 6,5 тыс. пунктов гидрологических наблюдений. Но их пока в два раза меньше. Отсюда – риск ошибок в прогнозах наводнений и паводков. Стратегия предполагает наращивание в стране плотности метеорологических наблюдений за счет строительства новых и модернизации старых метеостанций. Реально наблюдается иная картина. Под оптимистичным с точки зрения руководителей Росгидромета (основная часть которых не являются метеорологами) названием «модернизация» и «оптимизация» службу методично разваливают, упорно переводя на коммерческие рельсы в интересах пресловутого «рынка». Сегодня пришло время гидрометслужбу спасать. Ближайшие два года могут стать последними в её двухсотлетней истории. Речь идёт о направлениях грядущих «преобразований», о секвестровании бюджетных расходов (суммы сокращений определены по 2015г.) и о возникновении при этом дополнительных и обременительных финансовых нагрузках, которые ложатся на плечи и без того обездоленных областных ЦГМС. В текущем 2013г. равно как и в предыдущие годы выделяемая на выполнение государственного задания субсидия не обеспечивает в полном объёме: выплаты по штатному расписанию, не обеспечивает радиозондирование атмосферы (средства получены только на приобретение радиозондов и оболочек к ним). Учреждения гидрометслужбы должны приобретать все необходимые для нормального функционирования расходные материалы и услуги, вплоть до канцелярских принадлежностей через торги и аукционы, за счёт средств от хозяйственно-договорной деятельности. При этом штатным расписанием не предусмотрены должностные лица, способные и уполномоченные осуществлять эту деятельность.В целях секвестирования бюджетных расходов областным центрам по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды предложены следующие направления:1. сокращение штатной численности за счёт сокращения пунктов наблюдательной сети (в 2014г. не менее 20 единиц техников – метеорологов, т.е. штата еще 4 метеостанций), что идёт в разрез со Стратегией развития гидрометслужбы . Следствием дефицита гидрометеорологической информации, снижения её качества станет уменьшение числа потенциальных потребителей, уменьшение, соответственно, объёмов хоздоговорных средств, за счет которых содержится сеть.2. сокращение расходов на мониторинг загрязнения. Вопрос: как оценивать экологическую обстановку? 3. отказ от наблюдений в ночное время в связи с установкой автоматических метеорологических комплексов АМК . В настоящее время АМК только дополняет наблюдения по табельным СИ.АМК- «метеозависимы» и функционируют только при наличии электричестваАМК не дают необходимого для прогностической работы и обслуживания потребителей объёма метеорологической информации, т.к. не оснащены:а) датчиками для определения метеорологической дальности видимости;б) датчиками для определения количества твёрдых осадков;в) высоты снежного покрова, форм облачности, диаметра и толщины гололёдно-изморозевых отложений;г) не фиксируют конвективные природные явления (гроза, град) и не определяют район возникновения и направление перемещения грозовых очагов; В тёплое время года развитие и активизация конвективных природных явлений наблюдается как раз в вечерние часы и в первой половине ночи.Установка АМК наоборот повышает роль «человеческого фактора» как минимум по двум причинам:1. Неохраняемые метеоплощадки привлекательны для вандалов.2. Предстоящее внедрение кода WAREP . Сегодня в составлении срочной синоптической телеграммы наблюдатель принимает непосредственное участие, внося недостающую информацию, а с внедрением кода необходимость контроля формирования штормовых сообщений возрастает; Автоматизация сети дала обратный «эффект» с точки зрения экономии денежных средств:а). рост затрат на содержание станции ( электричество); б). рост затрат на командировки специалистов (для поверки, ремонта); в). рост затрат на детали для ремонта АМК (срок гарантии закончился). Но в масштабах ведомства не решён вопрос о специалистах-поверителях оборудования АМК и о периодичности поверки. Оклады, установленные штатным расписанием:- у специалистов с высшим образованием 4208,00 рублей; - у специалистов со средним образованием 3848,00 рублей; - у руководителей отделов 6132,00 рублей. Реальные доходы работников с учётом надбавок, повышающих коэффициентов и премии, выплачиваемых из хоздоговорных средств, остаются существенно ниже официально объявленных среднестатистических значений как по региону, так и по стране. Для сравнения в Саратовской области средняя заработная плата 18303,30 рублей, в стране более 28000,00 рублей. У метеорологов в зависимости от стажа 6..10 тыс. рублей. Мизерные зарплаты рядовых работников организаций Росгидромета, равнодушие, неуважение и пренебрежение материальными интересами тех, на ком служба ещё держится, делает невозможным привлечение и закрепление молодых высококвалифицированных кадров. В сетевых подразделениях с современной техникой сегодня работают энтузиасты пенсионного возраста, с большим опытом практической работы. Их увольнение в связи с сокращением наблюдательных подразделений потеря невосполнимая. Организации Росгидромета (метеостанции, аэрологические станции, метеопосты, гидрологи-ческие посты, прогностические подразделения) являются единственными достоверными производителями и поставщиками гидрометеорологической информации, обеспечивающи-ми гидрометеорологическую безопасность России. Именно через организации Росгидромета осуществляется системное накопление гидрометорологической и гелиофизической информации – основы изучения климата не только России, но и планеты в целом. Очень скромные вложения в эту уникальную систему сбора и распространения данных оборачиваются миллионами рублей экономического эффекта только за счёт грамотного использования накопленной климатической и прогностической информации Метеорологическая уязвимость экономики и социально-экономическая устойчивость общества имеют единую причинно-следственную общность: принятие на основе предоставляемой гидрометеорологической информации и аналитических климатических обобщений рациональных погодо-хозяйственных решений, проведение оптимальных превентивных защитных мер даёт снижение экономических потерь из-за воздействия природных явлений, обеспечивает гидрометеорологическую безопасность и способствует устойчивому общественно-экономическому развитию (работы Хандожко Л.А., Моисеева Ю.В., Осипова В.И.) От лица 223 метеорологов Саратовской области и.о.председателя профсоюзной организации Цветайло Светлана Григорьевна, синоптик с 33-летним стажем. P.S. Председатель ППО, молодой (29 лет) перспективный ведущий метеоролог I категории уволился по вышеизложенным причинам.
Прошу откликнуться неравнодушных коллег. Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке