Нужны ли изменения в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»?
Внесенные изменения предлагают запретить регистрацию рожденных дома или вне больниц детей на основании свидетельских показаний.
Согласно п.1 ст. 7 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г. и действующей для РФ: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».
Согласно п.2 ст.3 ФЗ "Об актах гражданского состояния": «Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть», и действующий закон устанавливает порядок регистрации факта рождения при любых возможных обстоятельствах. Предлагаемый же законопроект предлагает изъять из этого порядка регистрации обстоятельства рождения вне медицинских учреждений, однако никаких исключений из права ребёнка на регистрацию и приобретение гражданства, обусловленных наличием, либо отсутствием медицинского персонала при его рождении, Конвенцией не предусмотрено.
Считаю, что указанный проект закона является нарушением основополагающих Конституционных прав граждан.
Согласно п.2 ст.17 Конституции РФ «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано 41 ст. Конституции РФ. В соответствии со ст. 32,33 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан": «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина» и «Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства».
По совокупности указанных норм законодательства право гражданина на медицинскую помощь реализуется исключительно на основе его добровольного предварительного согласия. Никто не вправе нарушать права граждан и понуждать их к медицинскому вмешательству иначе как путём разъяснений и убеждения. Соответственно, введение любых ограничений для граждан, воспользовавшихся своим правом на отказ от медицинского вмешательства (если это не ведёт к нарушению прав других граждан), является противозаконным.
Ещё не рождённый человек, именуемый в официальных документах «плод» является частью матери, пользующейся всеми гражданскими правами, а немедленно после рождения родители ребёнка становятся его представителями по закону в соответствии со ст.64 Семейного кодекса РФ и их неотъемлемым правом является принятие решений относительно своего ребёнка, в том числе по вопросу о целесообразности медицинского вмешательства, если иное не установлено судом. Следовательно, рассматриваемый законопроект ущемляет право родителей на добровольное согласие или отказ от медицинской помощи.
В пояснительной записке прилагаемой к законопроекту при обосновании необходимости внесения изменений в действующий ныне закон указывается, что «возможность государственной регистрации рождения ребенка на основании свидетельских показаний вне зависимости от того, где родился ребенок, способствует увеличению числа родов без оказания медицинской помощи вследствие отказа рожениц от обращения к врачам, что крайне опасно для жизни и здоровья как женщин, так и новорожденных». Однако авторы законопроекта утверждают это не исследовав причин отказов рожениц от обращения в медицинские учреждения, и не приводя сравнительную статистику осложнений при родах в медицинских учреждениях и вне их стен.
В условиях нормального протекания беременности и отсутствия осложнений она в подавляющем большинстве случаев разрешается нормальными родами, требующими заботливого участия и помощи близких людей, а не «медицинского вмешательства». В случаях же осложнений беременности и родов вопрос о необходимости и степени медицинского вмешательства в любом случае остаётся исключительным правом самой роженицы, а не обязанностью. Рассматриваемый законопроект ущемляет право родителей на отказ от медицинской помощи при родах в пользу «домашних родов».
Также в пояснительной записке упоминается о случаях мошенничества и том, что некоторые недобросовестные граждане регистрируют несуществующих детей, однако это не может являться основанием для ограничения прав всех граждан РФ на основании причисления их к числу потенциальных мошенников. Добросовестные граждане должны будут доказывать, что они не мошенники, желающие обмануть государство, а родители, выбравшие роды вне медицинских учреждений.
Таким образом, предлагаемый законопроект «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» противоречит базовым интересам общества, необоснованно ущемляет Конституционные и иные права граждан, противоречит действующим для РФ международным правовым нормам, в случае его утверждения приведёт к появлению бесправных детей и родителей. Кроме того он требует тщательной предварительной проработки вопроса, проведения исследований, анализа возможных последствий, и только затем – составления взвешенного аргументированного законопроекта и принятия решения.
Прошу отклонить законопроект «О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».