Незаконное увольнение с военной службы по ОШМ
Я прохожу военную службу в войсковой части в распоряжении командира войсковой части. Выслуга лет составляет 18 лет 2 месяца в календарном исчислении и 24 года 9 месяцев в льготном исчислении. 1 октября 2013 года с военнослужащими войсковой части, находящимся в распоряжении командира войсковой части проведена беседа о предоставление данной категории военнослужащих к увольнении из рядов Вооружённых Сил РФ с последующим исключением из списков части. При проведении беседы военнослужащими, находящимися в распоряжении командира войсковой части было высказано, что увольнение с военной службы незаконно, в связи с необеспечением данной категории военнослужащих жильём по избранному месту жительства. На беседе со стороны войсковой части присутствовали ВрИО командира войсковой части, начальник отдела кадров войсковой части , юристконсульт войсковой части.Как известно, уменьшить количество нуждающихся в жилье военнослужащих можно тремя способами: а) предоставив таким военнослужащим жилье; б) исключив таких военнослужащих из очереди нуждающихся в жилых помещениях; в) уволив указанных граждан с военной службы без предоставления жилья. В любом из вышеуказанных случаев такой гражданин более не будет учитываться как необеспеченный жильем военнослужащий, что предполагает успешную работу органов военного управления по выполнению поручений Президента Российской Федерации обеспечить всех военнослужащих постоянным жильем. Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Полностью согласуются с приведенной нормой ЖК РФ положения подп. "г", "ж" п. 7 Правил, которые к основаниям признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений относят наличие жилой площади в закрытых военных городках, а также проживание на служебной жилой площади. Как указано в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. N 2н-9/09, "проживание военнослужащего и членов его семьи на служебной жилой площади является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями других жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений". В нашем случаи военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира войсковой части, проживают в муниципальном служебном помещении, которое они снимают по договору найма служебного жилого помещения, заключенного со службой заказчика ЗАТО Александровск, что идёт в разрез с Постановлением Правительства РФ № 42 от 26 января 2006 г. "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" и в разрез с Постановлением Правительства РФ № 487- 1999 года, на который ссылается военная прокуратура Северного флота. В соответствии со ст. 104 ЖК РФ увольнение со службы является самостоятельным основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения фактически утратит силу, поскольку он заключен только на период прохождения военнослужащим военной службы. Следовательно, нормативным правовым актом Российской Федерации установлено прекращение права пользования жилым помещением военнослужащим после окончания прохождения им военной службы, продлить данный договор не представляется возможным, так как у командира войсковой части нет специализированного служебного жилого фонда, а войсковая часть не заключала договор с администрацией ЗАТО Александровск на выделение для нужд командира войсковой части данных жилых помещений. Также данные жилые помещения противоречат жилищным нормам РФ ( из расчёта 18 кв. метров на члена семьи в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ФЗ « О Статусе военнослужащих», Постановления Правительства Мурманской области от 23.12.2004 года № 377-ПП/12 и Постановление администрации ЗАТО Александровск.Данные доводы и ссылки на нормативную базу РФ при проведении беседы с представителями войсковой части остались без внимания, тогда как при увольнении военнослужащих находящихся в распоряжении и членов их семей, приведёт последних из разряда нуждающихся в улучшении жилищных условий в разряд без определённого места жительства. В соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, что военнослужащие, продолжительность военной службы которых составляет более 10 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилого помещения. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как видно, данная правовая норма построена неконкретно, однако и она не содержит разрешения на увольнение военнослужащих без предоставления жилья. Семантическое толкование данной правовой нормы позволяет прийти к выводу о том, что союз "и" между двумя глаголами (увольняются и обеспечиваются) означает, что два таких действия должны происходить одновременно, в противном случае вместо союза "и" между глаголами должно употребляться наречие "затем".Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от 20 августа 2009 г. N 2н-262/09 разъяснила, что обеспечение военнослужащего служебным жильем по месту прохождения военной службы не свидетельствует об обеспеченности его жильем, поскольку, в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", такое жилье военнослужащим предоставляется только на срок военной службы. Подобная правовая позиция содержится и в определениях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2009 г. N 2н-183/09, от 13 января 2009 г. N 6н-162/08. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N КАС07-509. Вывод: Верховный Суд Российской Федерации данным решением поставил возможность увольнения военнослужащих по "льготным основаниям", имеющих соответствующую выслугу на военной службе и признанных нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, в зависимость от их обеспечения жильем по последнему месту военной службы. По мнению Верховного Суда Российской Федерации, запрет на увольнение с военной службы указанных категорий граждан распространяется лишь на тех из них, которые не обеспечены жильем по установленным нормам по последнему месту службы. Обеспеченные же служебным жильем по месту службы военнослужащие сначала увольняются и лишь затем могут получить жилье в другом населенном пункте.Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N 2н-171/09 по заявлению К. Вывод: Верховный Суд Российской Федерации изменил свою правовую позицию относительно возможности самого увольнения военнослужащего, обеспеченного служебным жильем по месту дислокации воинской части. По мнению Верховного Суда Российской Федерации, увольнение такого военнослужащего без его согласия невозможно. Соответственно исключение его из списков личного состава части тем более невозможно.Придерживалась такой правовой позиции и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации и в 2010 г. В частности, в определении от 27 апреля 2010 г. N 210-В10-2 по заявлению С. указано: "в связи с тем, что С. и члены его семьи обеспечены жилым помещением специализированного фонда в общежитии, которое в соответствии со ст. 94 ЖК Российской Федерации выделяется для временного проживания военнослужащих на период их военной службы, законные основания для увольнения его в запас отсутствовали". И служебные жилые помещения, и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ). Поэтому временные параметры проживания в них, а также критерии признания увольнения военнослужащих, проживающих в жилых помещениях специализированного жилого фонда, без обеспечения постоянным жильем должны быть тождественны.Своего согласия на увольнения и исключения из списков части до получения жилья по избранному месту жительства я не давал, но командир войсковой части не смотря на это, принял решение на моё, решением ФГУ « Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ я принят на учёт нуждающимся в жилом помещении.В Российской газете за 27.09.2011 года под заголовком « Без квартиры не увольнять» был рассмотрен вопрос увольнения и обеспечения жильём, на данное печатное издание я также указывал при проведении беседы, но ВрИО командира войсковой части 10544 подполковник Титов В. оставил данное СМИ без внимания.В определении ВК Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 202-КГ12-8 суд отменил принятое решение по делу об оспаривании решения об увольнении заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания и направил дело на новое рассмотрение, поскольку командир воинской части должен был провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы и отразить вопросы обеспеченности жилым помещением, а также разъяснить последствия согласия быть уволенным без предоставления жилья для постоянного проживания. Положение о порядке прохождения военной службы предусматривает определенные процедуры, которые проводятся при увольнении военнослужащих-контрактников. Относительно реализации этих процедур Военная коллегия ВС РФ разъяснила следующее. В соответствии с указанным положением увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий. Данные мероприятия направлены на соблюдение прав военнослужащих, в т. ч. в части невозможности уволить определенную категорию таких лиц без выяснения их согласия быть уволенными без предоставления помещений для постоянного проживания. Порядок организации работы по проведению мероприятий, связанных с увольнением военнослужащих, установлен в Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ. В силу инструкции командир воинской части обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении со службы. После этого в представлении к увольнению отражаются вопросы обеспеченности такого лица жилым помещением по нормам жилищного законодательства. Также в представлении указывается согласие на увольнение с оставлением в списках очередников на получение жилья (улучшение жилищных условий) или на получение помещения (улучшение условий) в избранном постоянном месте жительства, если лицо не обеспечено жильем. Содержание данных норм указывает на то, что обязанность командира по выяснению согласия военнослужащего с увольнением предполагает, что он должен разъяснить ему и последствия подобного согласия. Таким образом, командир воинской части в ходе беседы обязан разъяснить последствия согласия быть уволенным без предоставления жилья для постоянного проживания (если такое согласие получено). Подобные юридически значимые обстоятельства отражаются в листе беседы.В моём случаи данные процедуры сделаны не были, ВрИО командира войсковой части от всех моих вопросов об обеспечении меня жильём уклонился. На неоднократные обращения к командиру войсковой части были даны расплывчатые ответы юристконсультом войсковой части, которая не вникла в ситуацию. Командир войсковой части в суть вопроса так и не вник и вникать отказывается, считая служебное жильё муниципалитета ЗАТО Александровск в котором мы проживаем, жилищным фондом войсковой части.В соответствии с контрактом о прохождении военной службы я добросовестно исполнял все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащего, тогда как Министерство Обороны РФ в лице командира войсковой части отказывается исполнять свои обязанности по соблюдению прав моих и членов моей семьи, установленные законодательными и иными актами Российской Федерации. В заключении написанного, хотелось бы добавить, что в случаях приведённых в постановлениях Верховного Суда РФ речь идёт о специализированном жилищном фонде Министерства Обороны РФ, тогда как в нашем случаи мы проживает в муниципальной собственности и согласно договора найма служебного жилого помещения при увольнении с военной службы мы должны будем сдать данное жильё для его дальнейшего распределения администрацией ЗАТО Александровск, которое может быть и не будет распределено военнослужащим войсковой части, в связи с тем, что в данный момент сложилась ситуация нехватки жилого фонда для распределения его очередникам. Тем самым командир войсковой части после нашего увольнения и исключения из списков части ухудшит наши жилищные условия, выгнав меня и членов моей семьи на улицу, тем самым нарушив конституционные права (статья 40 Конституции РФ) мои и членов моей семьи. Так как согласно главе 9 Жилищного Кодекса РФ статья 93 назначение служебных жилых помещений, где написано, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Также моё жилое помещение противоречит жилищным нормам РФ ( из расчёта 18 кв. метров на члена семьи в соответствии с Жилищным Кодексом РФ и ФЗ « О Статусе военнослужащих», Постановления Правительства Мурманской области и Постановление администрации ЗАТО Александровск, так в данный момент нас проживает 4 человека ( 18х4=72 кв. м.), площадь моей квартиры составляет 60,8 кв.м. Тогда как в Директиве Командующего Войсками Западного Военного Округа № Д-33 от 5 декабря 2012 года в части его требований написано дословно, «Разъясняю, что при обеспечении военнослужащих и членов его семьи по месту прохождения военной службы жильём по установленным Жилищным Кодексом Российской Федерации нормам согласие военнослужащего на увольнение до обеспечения жильём по избранному месту не требуется». После моего увольнения и исключения из списков войсковой части я и члены моей семьи должны будут освободить занимаемое жилое помещение и выехать в чистое поле, я и члены моей семьи останутся без прописки на территории РФ, в то время как у меня двое несовершеннолетних детей, которых я не смогу отдать в детское дошкольное учреждение и школу для получения среднего образования.В данный момент на северном Флоте сложилась следующая ситуация, Командующий Северным Флотом в конце года для доклада в Западный Военный Округ должен максимально уменьшить число военнослужащих распоряженцев, которые в 2014 году по судам восстановятся в связи с незаконным увольнением, но на это судебные тяжбы пойдут единицы. В связи с чем в Доклад Президенту РФ подадут минимальные цифры военнослужащих, которые в данный момент находятся в распоряжении. Остальных военнослужащих обеспечат жильём потом, когда точно неизвестно. Денежная компенсация взамен жилья, обещанная Министром Обороны с 2014 года в январе 2014 года выплачиваться точно не будет, зайдите на сайт Правительства Российской Федерации, там только к 1 декабрю 2013 года Министр Обороны должен подать проект указа, согласовав его с Министерством Финансов. А где взять деньги на данную авантюру. Командующему Северным Флотом глубоко наплевать давно уже на Законы и Конституцию РФ, на решения Верховного Суда РФ. И это правое государство, которому военнослужащие служили верой и правдой.Прошу Вас довести данную проблему до первых лиц нашего, так называемого правового государства, хотя я думаю ничего не измениться.
В дополнении хотелось бы ещё написать, что я начал подготовку к сбору документов для подачи жалобы на командира войсковой части в Главную Военную прокуратуру РФ и тут командование начало вставлять палки в колёса, мои рапорта остаются без ответа, начальник штаба войсковой части проводит агитацию всех кто поддерживает меня в части, чтобы они не оказывали мне никакой поддержки. Документы выложу позже, так не могу их получить в строевой части, объяснение простое не подписаны. Останавливаться в своих намерениях я не собираюсь, вплоть до требования возбудить на командира войсковой части уголовного дела по статье 136 УК РФ.
И вот очередной приход в строевую часть войсковой части результата не дал. Общался с юристконсультом войсковой части о законности увольнения, ответ меня поставил вообще в тупик, если раньше речь шла о том, что меня оставят в служебной муниципальной квартире ( как думает командир войсковой части, но по факту такого не будет), то теперь юристконсульт вообще предлагает мне выехать с семьёй в поле по избранному месту жительства, без прописки и невозможности детей устроить в детский сад и школу.