Неправомерное изъятие паспортов при регистрации
Президенту РФВ Конституционный суд РФПредседателю правительства РФВ Федеральное Собрание - парламент Российской ФедерацииВ Государственную думу РФВ ФМС РФВ Ген. прокуратуру РФВ Министерство юстиции Российской ФедерацииПри реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, каждый гражданин России обязан регистрироваться по месту жительства, и эту казалось бы простую процедуру многие проходят по много раз. Однако на практике, из-за несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы по этому вопросу, государственная услуга по регистрации граждан по месту жительства из казалось бы простой процедуры превращается в цепочку нарушений. Так, все граждане, изменившие место жительства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, обязаны не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о получении государственной услуги регистрации по месту жительства. Перечень должностных лиц ответственных за регистрацию так же указан в этом Постановлении правительства, и продублирован в Приказе Федеральной миграционной службы (ФМС) от 20 сентября 2007 г. N 208. Большинство лиц указанных в данном перечне, даже не являются государственными служащими, а являются представителями негосударственных коммерческих организаций. Таким образом, гражданин лишен права обращения за государственной услугой напрямую к представителю государства, а только через посредников. При этом, в большинстве случаев, лица ответственные за регистрацию для проведения процедуры регистрации вместе с прочими документами изымают или требуют сдать Паспорт гражданина РФ, не предоставляя гражданину никакого документа подтверждающего это действие или документа заменяющего Паспорт. Аргументируется это тем, что никаким законом не предусмотрено выдача документа подтверждающего сдачу паспорта на регистрацию.Однако, так же не одним законом не предусмотрено само изъятие паспорта или его сдача при проведении процедуры регистрации по месту жительства. В Положении о Паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828), а так же в Приказе ФМС от 7 декабря 2009 г. N 339, перечислены все случаи изъятия или сдачи Паспорта у граждан (гражданами), среди которых нет случая регистрации по месту жительства.В соответствии с требованиями п. 22 Постановления Правительства РФ № 828 от 08.07.1997 года «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации…», запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Пункт 21 данного Положения определяет, что паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.Другие случаи изъятия либо сдачи паспорта гражданина предусмотрены Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене, учету паспортов гражданина РФ…, утвержденным Приказом МВД РФ №1105 от 28.12.2006 года.Так, пунктом 82 Административного регламента установлено, что паспорт гражданина РФ должен быть сдан гражданами, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации. Пункт 83 определяет, что паспорта могут находиться на временном хранении у администрации лечебных учреждений при поступлении граждан на лечение в психиатрические стационары. Администрация лечебного учреждения обязана обеспечить хранение паспортов указанных граждан.Кроме того, п. 84 указывает на необходимость сдачи паспортов умерших граждан, в органы осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации смерти.Пункт 80 Административного регламента устанавливает, что изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных законом, а также принятие должностными лицами паспортов в залог запрещаются.И более того п. 22 Положения о паспорте гласит «Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».Все допустимые случаи изъятия (сдачи) паспортов перечислены в этих законах, и среди них нет случая "регистрация по месту жительства".В том же Приказе ФМС от 20 сентября 2007 г. N 208, отсутствует понятие изъятия (сдачи) паспорта гражданами для регистрации. Пункт 17 гласит «Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность;…», и ничего не говорится о его сдаче или изъятии, так как это противоречило бы закону.Но должностные лица, ответственные за регистрацию, осуществляющие первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (указанные в п. 6 Приказа ФМС от 20 сентября 2007 г. N 208) и зачастую не являющиеся даже гос. служащими, в нарушение закона и регламента, продолжают изымать или требуют сдать паспорта граждан, в противном случае отказывая в приеме заявления на регистрацию. Не смотря на то, что п. 7 того же приказа установлено, что "Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства".Все это приводит к тому, что всем гражданам проходящие процедуру регистрации по месту жительства, приходится выполнить противозаконное требование сдать паспорт, потому что обязаны регистрироваться по месту жительства, а сдав паспорт посторонним лицам, нарушают требования законодательства о бережном хранении паспорта и "Проживание гражданина без паспорта, согласно статья 19.15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», - является административным правонарушением. А паспорт порой изымается на срок до двух недель и более. Даже преступникам при изъятии паспорта (в соответствии с перечнем случаев изъятия) - выдают справку, а законопослушный гражданин остается почти на 2 недели вообще без какого-либо документа удостоверяющего личность, при этом не имея даже никаких доказательств, что сдал паспорт на регистрацию.При этом во многих случаях паспорт сдается даже не государственному служащему, а в соответствии с п. 6 приказа ФМС от 20 сентября 2007 г. N 208 - другим гражданам, работающим в коммерческих организациях и даже кооперативах, для которых не предусмотрено никакой ответственности. А в наше время, имея чужой паспорт, незаконопослушные граждане могут совершать большое количество преступлений и мошеннических действий (начиная от открытия фирм однодневок, заканчивая оформления кредитов), а у гражданина даже не остается никаких доказательств, что он куда то сдавал паспорт. И данная лазейка в законе создает благодатную почву для этого, и от этого ни застрахован ни один гражданин, а государство не выработало законодательные механизмы для устранения такой ситуации. При этом парадоксальна сама ситуация, когда граждане за государственной услугой вынуждены обращаться к государству через коммерческие организации.Эту проблему было решил государственный интернет-портал «Госуслуги» gosuslugi.ru, через который можно было подать все документы в электронном виде, и гражданина по готовности вызывали уже в отделение ФМС, где в его присутствии ставили штамп о регистрации не изымая паспорт. Однако после недолгого функционирования эту возможность для большинства закрыли и на портале появилась надпись «Ввиду того, что информационное автоматизированное взаимодействие с этими лицами отсутствует, предоставление гражданам услуги по регистрационному учету по месту жительства в настоящее время по техническим причинам не представляется возможным». Таким образом напрямую от государства через портал госуслугой до ее закрытия смогло воспользоваться ограниченное число граждан. А стандартная процедура, с изъятием паспортов граждан лицами ответственными за регистрацию, продолжает влечь за собой нарушение законодательства и ущемление прав граждан.На основании изложенного прошу Вас:1. Дать правовую оценку изъятию (требованию сдачи) паспортов граждан для регистрации по месту жительства лицами ответственными за регистрацию не являющимися даже государственными служащими в нарушение всех правил сдачи паспортов, и оставление гражданина на длительный срок без Паспорта или документа его заменяющего, и каких либо документальных доказательств о его сдаче.В чем такая необходимость противозаконного изъятия сторонними лицами паспортов граждан при регистрации по месту жительства и оставления граждан на длительный срок без важного документа, если паспорт при регистрации нужен только для установления личности гражданина и постановки штампа о регистрации, что можно сделать в присутствии гражданина (что и было реализовано при регистрации через портал Госуслуги, но потом прикрыли)?2. Провести законодательную экспертизу Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 и Приказа Федеральной миграционной службы (ФМС) от 20 сентября 2007 г. N 208, на соответствие законам Российской Федерации и соблюдение прав граждан в вопросе представления (сдачи, изъятия) паспортов гражданами при получении государственной услуги регистрации по месту жительства, а так же в вопросе предоставления государственной услуги гражданам через посредников (лиц ответственных за регистрацию особенно представляющих частные коммерческие организации) указанных в перечне и отсутствие у граждан возможности получить Госуслугу напрямую у государства.Закон написан в 1995 году, а с тех пор многое изменилось, на паспорта граждан стало завязано очень много правовых, коммерческих и юридических аспектов жизни, и закон, имеющий лазейки позволяющие сторонним лицам владеть паспортами граждан - не соответствует реалиям времени.В законе давно нет понятий "паспортный стол" и "паспортистка", однако все коммерческие структуры (посредники) указанные в ПП РФ от 17 июля 1995 г. N 713 и Приказа (ФМС) от 20 сентября 2007 г. N 208, настойчиво пользуются этими терминами (вешают таблички на кабинетах) вводя граждан в заблуждение, что они и есть гос. учреждение.3. Прошу рассмотреть возможность и порядок получения гражданами РФ государственной услуги «регистрация по месту жительства» напрямую у государства (не через негосударственных посредников). Внести законотворческую инициативу по этому вопросу.4. В случае, если оказание простейшей гос. услуги «регистрация по месту жительства граждан» действительно невозможна без сдачи (изъятия) у гражданина паспорта и имеющихся долгих бюрократических проволочек, прошу внести этот случай сдачи (изъятия) в Положение о паспорте и другие нормативно-правовые акты (как этого требует «Положение о Паспорте…»), а так же подробно описать процедуру сдачи Паспорта (как документа строгой отчетности), определить ответственность и обязанности негосударственных (частных и коммерческих) юридических лиц ответственных за регистрацию за ненадлежащее владение и хранение паспортов других граждан. Определить форму, юридический статус и порядок выдачи заменяющего документа на время сдачи паспорта на регистрацию.Но прошу внимательно проанализировать необходимость больших бюрократических процедур при проведении простейшей операции. Закон обязывает граждан в течении 7 дней после смены места жительства подать документы на регистрацию. Однако граждане порой месяцами стоят в очереди, потому что из-за бюрократических проволочек государство не может предоставить простейшую гос. услугу в срок, без посредников и за одно посещение. Институт регистрации введен для соблюдения прав законопослушных граждан и упрощения предотвращения нарушения закона, но в итоге из-за бюрократической волокиты и неправомерного изъятия паспортов сама процедура проводится в нарушение законодательства, принуждает граждан нарушать закон и оставлять себя без паспорта и создает благоприятную почву для множества других мошеннических действий с паспортами граждан.5. Расследовать и дать правовую оценку внезапной отмене предоставления государственной услуги в электронном виде через портал госуслуг. Расследовать внезапное исчезновение технической возможности и информационного автоматизированного взаимодействия органов ФМС с должностными лицами ответственными за регистрацию.6. Вынести результаты проверки на Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией с целью выявления коррупционной и противоправной составляющей в данных действиях, а так же возможного сговора должностных лиц с коммерческими организациями жилищно-коммунального комплекса, с целью продолжения противозаконной возможности изъятия и владения паспортами граждан по старой схеме регистрации при неопределенной ответственности сторонних должностных лиц и отсутствии доказательств о его сдаче у граждан.С уважением!
Согласно ответа Генеральной Прокуратуры РФ от 21.12.2012 г. № 72/1-1981-2012 «Согласно п. 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Правила и Административный регламент, регламентируя процедуру регистрации гражданина по месту жительства, не предполагают изъятие паспорта гражданина Российской Федерации; предъявление паспорта гражданина Российской Федерации для осуществления регистрации по месту жительства носит добровольный характер и является необходимым условием получения указанной государственной услуги.»Таким образом Ген. Прокуратура подтвердила, что Правила и Административный регламентах ФМС не предполагает изъятие паспорта у гражданина, и передачу паспортов граждане осуществляют добровольно. То есть добровольно нарушают закон и оставляют себя без паспорта (статью 19.15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».)Однако тут же Ген Прокуратура уточняет, что «…предъявление паспорта гражданина Российской Федерации для осуществления регистрации по месту жительства носит добровольный характер и является необходимым условием получения указанной государственной услуги.»То есть Гос. услуга не может быть оказана без добровольного нарушения закона гражданином.Так же Ген Прокуратура уточнила статус лиц, которым граждане добровольно передают паспорт: «В соответствии с п. 4 Правил ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713. При этом, указанный Перечень лиц, ответственных за регистрацию, не подразделяет их на сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций.», однако не подтвердила, что данные лица являются Гос. служащими.Все вышесказанное подтверждает, что изъятия паспорта при оказании Гос. услуги запрещено, сдача паспорта и оставление гражданином себя без паспорта (нарушение закона) является добровольным, а без передачи паспорта оказание Гос. услуги – невозможно. Однако Ген. прокуратура не видит в этом никаких противоречий в законах. И хотя Ген. прокуратура утверждает, что передача паспорта является добровольной, на практике лица ответственные за регистрацию в большинстве случаев требуют сдать паспорт (иначе не принимают документы), а справка о сдаче, которую Ген прокуратура считает целесообразным получить, ничем не определена и конечно часто не выдается лицами ответственными за регистрацию со ссылкой, что у них нет такой обязанности.Но даже наличие такой справки неустановленного образца не делает такую передачу паспорта законным действием.Прошу Вас вынести данный вопрос на рассмотрение законотворческих структур РФ, устранить противоречие, при котором граждане выполняя требования одного закона вынуждены нарушать другие и оставлять себя без паспорта «добровольно» передавая его даже не Гос. служащим.Ситуация противоречит любому здравому смыслу, что прослеживается даже в сумбурности ответов из органов, которым перенаправляют письмо верховные власти.Прошу Вас на высшем уровне разобраться с проблемой, потому что органы, которым пересылаются письма для рассмотрения, часто пишут, что по многим пунктам просто не имеют полномочий принимать решения.------Прошу Администрацию "Демократора" повторно направить мое письмо с прикрепленным ответом Ген. Прокуратуры (и голосами против)и моим комментарием к нему,Президенту РФПредседателю Правительства РФ (с пометкой повторно)Конституционный суд РФГос. думу РФ (с пометкой повторно)Федеральное собрание РФ (с пометкой повторно)всем с пометкой (что граждан не устраивают ответы (отписки)и ФМС и Ген. прокуратуры)------