МЕМОРАНДУМ в защиту прав семьи и детей
Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), работающие в интересах детей и семьи, активные граждане Российской Федерации, разделяющие беспокойство за нынешнее положение детей в России, защищающие и выступающие за защиту прав семьи и детей, приняли решение о создании Движения (коалиции) в поддержку семьи и детей и подписали МЕМОРАНДУМ, где подтвердили свою приверженность целям и задачам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, определяющую основные направления государственной социальной политики в интересах детей и подписанную Президентом России 1 июня 2012 года. Подписавшие МЕМОРАНДУМ объединяются и создают Движение (коалицию) в поддержку семьи и детей, предлагают свой опыт и гражданскую позицию в качестве важнейших ресурсов для эффективной реализации данной стратегии в партнерстве с государством. На данный момент МЕМОРАНДУМ подписали:Благотворительный фонд «Просвещение»,НП «Синдром ДАУНА»,Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»,Автономная некоммерческая организация Центр ПРО-МАМА,Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив» (г. Ижевск),Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект» (г. Нижний Новгород),Общественный благотворительный фонд «Родительский Мост» (г.Санкт-Петербург),Благотворительная общественная организация «Перспективы» (г.Санкт-Петербург),Ассоциация «Даун Синдром»,Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам».Российский комитет «Детские деревни - SOS»,Ассоциация комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (г. Саратов),Центр реабилитации инвалидов «Наш Солнечный Мир»,РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»,Межрегиональный союз выпускников детских домов и интернатовМЕМОРАНДУМ социально ориентированных некоммерческих организаций, граждан России, защищающих и выступающих за защиту прав семьи и детейг. Москва, 30 января 2013 года Мы, социально ориентированные некоммерческие организации России, накопившие за прошедшие годы значительный опыт в вопросах защиты и помощи семье и детям, граждане России, опираясь на основные положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее – Национальная Стратегия), на имеющийся у нас опыт в партнерстве с государством и нашу гражданскую позицию, а также в целях объединения имеющихся ресурсов приняли решение о создании Движения (коалиции) в поддержку семьи и детей (далее – ДПС).Мы объединяемся для концентрации общественных ресурсов в деятельности по реализации Национальной Стратегии и других важнейших отечественных и международных документов, принятых в интересах детей. Мы считаем, что только последовательное и эффективное осуществление совместными усилиями государства и общества основных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг., а также исполнение плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации ее важнейших положений способны привести к практическому воплощению целей и задач в области семейной политики в соответствии с приоритетами Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2018 года. Только при объединении ресурсов государства и общества можно найти эффективные подходы к изменению ситуации в лучшую сторону.Мы, участники Движения в поддержку семьи и детей, подписывая данный МЕМОРАНДУМ, убеждены в том, что дети и семья, которая является наилучшей средой для воспитания полноценного человека и гражданина своей страны, являются главными ресурсами развития России. Мы основываемся на положениях Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН.Мы осознаем проблемы, с которыми сталкиваются российские семьи, имеющие детей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.Мы поддерживаем утверждённую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017гг., план первоочередных мероприятий до 2014г. по ее реализации; Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и действия по ее выполнению в субъектах Российской Федерации.Мы разделяем, поддерживаем и присоединяемся к базовым принципам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг. и формулируем основные принципы Движения:• Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.• Безусловный приоритет мер, направленных на сохранение семьи, качество человеческого потенциала. В Российской Федерации должны быть созданы условия для стабилизации демографической ситуации, для чего необходимо решить жилищную проблему и создать условия, при которых женщина и семья смогут совмещать рождение ребенка с полноценной трудовой деятельностью. Одной из наиболее актуальных задач является решение проблем бедности семей с детьми, доступности социальных, поддерживающих и реабилитационных услуг и в целом необходимость создания слаженной системы сохранения и поддержки семьи в Российской Федерации. • Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая профессиональную диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.• Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.• Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.• Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.• Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.• Партнерство во имя ребенка и семьи. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей и сохранения семьи для ребенка.Мы, участники ДПС, считаем наиболее актуальными задачами необходимость оказания содействия государственным институтам в следующих сферах:• сохранение семьи,• повышение качества человеческого капитала России, с учетом всей совокупности социально-демографических показателей (преодоление бедности, обеспечение жильем и необходимым набором доступных социальных услуг, снижение заболеваемости и инвалидности, повышение уровня образования и квалификации рабочей силы, снижение уровня преступности), • исполнение в Российской Федерации ратифицированных международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей,• совершенствование и развитие российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,• распространение на территории Российской Федерации положительного опыта различных стран, российских регионов, успешных тиражируемых практик и проектов,• продвижение инновационного российского опыта на мировую арену,• защита прав и законных интересов российских детей в любой точке земного шара.Мы, участники ДПС, планируем осуществлять свою деятельность в рамках Движения по следующим основным направлениям, сформулированным в Национальной Стратегии действий в интересах детей: 1. Семейная политика детствосбережения и сохранения семьи; 2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; 3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; 4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; 5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; 6. Дети - участники реализации Национальной стратегии.ПОДПИСИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН РОССИИ:Благотворительный фонд «Просвещение», НП «Синдром ДАУНА»,Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива», Автономная некоммерческая организация Центр ПРО-МАМА, Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив» (г. Ижевск), Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект» (г. Нижний Новгород),Общественный благотворительный фонд «Родительский Мост» (г.Санкт-Петербург),Благотворительная общественная организация «Перспективы» (г.Санкт-Петербург), Ассоциация «Даун Синдром», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам». Российский комитет «Детские деревни - SOS»,Ассоциация комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (г. Саратов),Центр реабилитации инвалидов «Наш Солнечный Мир»,РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»,Межрегиональный союз выпускников детских домов и интернатов,Содержание основных направлений деятельности ДПС1. Семейная политика детствосбереженияОсновные целиСокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.Обеспечение доступным жильем.Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми (детские сады, поддерживающие, реабилитационно и восстановительные услуги), основанных на международных стандартах поддержки семьи, прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.Первоочередные мерыРазработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики.Разработка концепции государственной семейной политики. Определение ответственного федерального органа исполнительной власти для координации и обеспечения реализации Национальной Стратегии.Разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни семьи с детьми и каждого ребенка, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, детские сады, социально- реабилитационные и восстановительные услуги семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, ради сохранения семьи, семейный отдых и качество питания.Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты семьи и детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", "дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "жестокое обращение с ребенком".Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).Формирование законодательной базы для реорганизации учреждений, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве, в организации индивидуальной комплексной реабилитации, способствующей их семейному воспитанию и устройству. Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.Создание алиментного фонда и механизмов реализации его функций, в рамках совместной деятельности Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы судебных приставов.Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.Содействие реализации в субъектах Российской Федерации глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.Модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства.Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.Разработка, утверждение и реализация программ государственно-частного партнерства в социальной сфере.2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детейОсновные целиОбеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм, отвечающим современным требованиям, и реализация прав всех детей на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования.Преемственность между разными ступенями общего образования.Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, участие детей.Государственная поддержка развития дополнительных образовательных услуг, культурных учреждений, кино и телевидения для детей.Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.Первоочередные мерыРазработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики.Обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений. выработка предложений, по формированию образовательной политики, нацеливающей ребёнка на получение образования в течение всей жизни.Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, содействие созданию школьных служб примирения.Разработка и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности.Оказание поддержки культурным учреждениям, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования для всех детей, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизниОсновные целиСоздание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.Первоочередные меры Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители.Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям.Разработка, принятие и реализация федеральных и региональных программ ранней помощи детям.Создание федерального регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета согласно этому регистру; ускорение решения вопроса об обеспечении детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием.Обеспечение создания сети учреждений (отделений), служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.Создание кризисных центров по типу "маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми.Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.Разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере.Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государстваОсновные целиОбеспечение индивидуального пошагового процесса защиты прав ребенка, включающего индивидуальное курирование процесса зашиты и поддержки, приоритетность мер, направленных на предотвращение изъятия ребенка из своей семьи и на развитие услуг, направленных на сохранение, реабилитацию и восстановление семьи, воссоединение с семьей.Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их разукрупнение и создание на их базе центров малой наполняемости по индивидуальному курированию, комплексной индивидуальной реабилитации и содействию семейному воспитанию и устройству детей. Недопущение закрытия малокомплектных учреждений и формального слияния юридических лиц в одно для повышения показателей деинституционализации. Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.Первоочередные мерыСовершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на введение единого процесса сохранения семьи для ребенка и защиты его прав, пошагового планирования мер по защите прав ребенка, введения мониторинга результата этих мер по измеряемым показателям обеспечения потребностей развития ребенка, а также введение личной ответственности за достижение позитивного результата для каждого ребенка представителей органов и организаций, участвующих в принятии и реализации плана по защите прав ребенка. Совершенствование законодательства Российской Федерации, касающегося развития форм социальной поддержки и защиты семьи, направленных на восстановление функционирования членов семьи и семьи в целом. Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на введение сопровождаемого опекунства, с гарантированным предоставлением семье опекунов (попечителей) необходимого комплекса поддерживающих и реабилитационных услуг, необходимых ей для реализации плана по защите прав ребенка.Совершенствование законодательства Российской Федерации, касающегося развития форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, включая прекращение практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний.Разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста.Реформирование учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей раннего возраста (домов ребенка, домов малютки и т.п.)Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.Переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления. Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве.Совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иными международными правовыми актами.Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.Создание и внедрение различных программ по сопровождаемому проживанию, патронажному обслуживанию (сопровождению) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью).Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудияОсновные целиРазвитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.Реформирование деятельности органов опеки и попечительства.Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку – на основе восстановительного подхода.Совершенствование законодательства и реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров и общественных объединений по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.Первоочередные мерыРатификация Европейской конвенции об осуществлении прав детей, подписанной Российской Федерацией в 2001 году, конвенций Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера, о противодействии торговле людьми, о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье.Приведение законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей.Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть "Интернет" и средства массовой информации. Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.Подготовка концепции кодификации законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработка соответствующих федеральных законов.Определение координирующего федерального органа исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей.Создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка, а также заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, сделанных по результатам рассмотрения периодических докладов Российской Федерации.Усиление института уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов.Совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи – на основе восстановительного подхода.Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.Развитие и совершенствование института уполномоченного в РФ, уполномоченных по правам ребенка в каждом субъекте РФ, уполномоченного по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях.Разработка комплексной национальной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей – жертв насилия.Обеспечение выполнения Руководящих принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений, 2005 года.Содействие созданию сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей – жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.6. Дети - участники реализации Национальной стратегииОсновные целиРазвитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.Привлечение детей к участию в общественной жизни.Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.Первоочередные мерыРатификация Европейской конвенции об осуществлении прав детей.Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
Присоединиться к Движению могут организации и граждане, разделяющие позиции данного Меморандума.Координатор Анатолий Рабинович контактный тел.: +79852273607, e-mail: rabinovich1@mail.ru