Изменения в законе о социальном такси, приводящие к ухудшению положения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Губернатору Санкт-ПетербургаПолтавченко Георгию СергеевичуПредседателю Комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-ПетербургаКосткиной Людмиле АндреевнеСоциальное такси. С момента принятия правил предоставления услуг социального такси как среди инвалидов, так и среди чиновников не прекращаются разговоры о несовершенстве правил и необходимости их менять. И вот сейчас Комиссия по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания города Санкт-Петербурга вынесла на рассмотрение поправки в Закон Санкт-Петербурга от 5 июля 2006 года N 397-60 «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге». Эти поправки очевидно приведут к серьезному ухудшению положения самых нуждающихся в этой услуге пользователей.Социальное такси это не компания-перевозчик, как может показаться. На самом деле это служба при правительстве Санкт-Петербурга, которая принимает и распределяет по компаниям-перевозчикам заявки пользователей. Значительную часть стоимости поездок по этим заявкам компенсирует город из средств городского бюджета. Заказ поездки осуществляется через службу социального такси, которой пользователь сообщает адреса разрешенных объектов, время и дополнительные требования по транспорту, если такие есть. Далее уже сама служба отправляет эту заявку в одну из транспортных компаний, имеющей договор со службой социального такси. При этом пользователь, во избежание злоупотреблений (это слово Вы встретите ещё не раз), не знает какая компания его повезёт.Сейчас пользоваться услугами социального такси имеют право жители Санкт-Петербурга — инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению, дети-инвалиды младше 7 лет. И для всех поездок город компенсирует 90% от их стоимости. Т.е., совершив среднестатистическую поездку на сумму 500р, пользователь услуги оплачивает 50р, а остальные 450р транспортная компания получает от города. Поехать пользователь услуги может в ограниченное число объектов. В список объектов входят например поликлиники, реабилитационные центры, центры протезирования, отделения ПФР, культурно-зрелищные учреждения (театры, музеи). При этом существуют различные и не всегда логичные ограничения. Например, нельзя находится в пункте назначения более 4 часов, хотя в тех же медицинских учреждениях часто приходится находиться дольше.Но, несмотря на все неразумные ограничения, нельзя недооценивать насколько полезна и важна эта услуга для инвалидов Санкт-Петербурга. Ведь городская среда часто не оставляет инвалиду шанса добраться до нужного ему места. Разбитые тротуары, не оборудованный транспорт или транспорт с оборудованием, которое разваливается при использовании, нежелание водителей тратить силы на откидывание пандуса и пассажиров немного подождать пока инвалид войдёт в транспорт. Словом проблем с передвижением по городу великое множество, и социальное такси стало единственным действенным способом для инвалидов выйти из своих квартир и перемещаться по городу.Каждый год количество пользователей росло, а значит и траты городского бюджета. И в последние полтора года мы всё чаще слышим от чиновников и депутатов (бывших чиновников) об огромном количестве случаев злоупотребления со стороны инвалидов. Именно необоснованное пользование услугой, по мнению чиновников, является главной причиной превышения запланированных расходов. Инвалиды ездят «в булочную на такси» — так тонко пошутил председатель комитета по социальной политике г-н Ржаненков. В качестве примеров злоупотреблений были приведены безымянные пользователи, которые накатывали по 300 000р городских расходов в месяц . Но эти примеры вызывают сильные сомнения, ведь раз город потратил 300 000р в месяц, значит пользователь должен был потратить 1/9 от этой суммы, т.е. 33 000р. Я понимаю, что среди инвалидов есть обеспеченные люди, но потратить на такси 33 000р в месяц мало кто готов.Я не отрицаю, нецелевые поездки существуют. И если они составляют действительно существенную долю в 300млн. бюджете и ставят под угрозу финансирование этой службы, конечно надо искать способы борьбы с ними. Но, по моему мнению масштабы злоупотреблений со стороны пользователей не столь велики. Есть также и сомнение в том, что злоупотребления происходят исключительно со стороны пользователей, ведь со стороны службы социального такси это делать значительно удобнее. Услугой пользуется 13-18% имеющих на это право, а в базе службы социального такси присутствуют все. Таким образом можно «катать» тех самых «инвалидов, имеющих незначительные отклонения здоровья», которые может даже и не знают о такой услуге. Причём руководители, делающие заявления о бессовестных инвалидах, вполне могут быть не в курсе таких махинаций. Компании-перевозчику достаточно договориться с диспетчером.Изменения (версия ЗакС)Целью нового законопроекта является увеличение «адресности» услуги с сохранением объёма финансирования. Достичь этого предполагается разделив пользователей на три группы, объекты на две группы. Подход здравый и по большинству пунктов этого закона мы поддерживаем Комиссию по социальной политике и здравоохранению. А это редкий и приятный факт. Но всё же есть в законе и недостатки, о которых далее.Из теста законопроекта следует, что размеры компенсаций будут дифференцированы в зависимости от того, к какой группе относится пользователь и к тому в какой список входит объект. Распределение получилось такое:1 ГРУППА.Входят: инвалиды-колясочники; инвалиды I группы и III степени ограничения труда;Компенсация: основной список - 90%; дополнительный список - 70%2 ГРУППА.Входят: Дети-инвалиды до 7 лет; Дети-инвалиды по зрению до 18 лет; Лица старше 80 лет + II группа инв-ти; Инвалиды/участники ВОВ + II группа инв-ти; Бывшие узники концлагерей + II группа инв-ти; Инвалиды II группы с показаниями к тростям, костылям;Компенсация: основной список - 80%; дополнительный список - 50%3 ГРУППА.Входят: Инвалиды/участники ВОВ + II группа инв-ти; Бывшие узники концлагерей + III группа инв-ти; Инвалиды III группы с показаниями к тростям, костылямКомпенсация: основной список - 50%; дополнительный список - 50%Какие объекты входят в основной и дополнительные списки можно посмотреть в тексте законопроекта — приложения 1 и 2 соответственно. Но, хочется отметить, что в дополнительный список попали культурно-развлекательные учреждения (а это театры, дома творчества, музеи, выставки, кинотеатры и т.д.). Т.е. все поездки туда теперь будут в разы дороже.Законопроект по большей части логичен. В текущих экономических условиях изменения в закон «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» неизбежны. Однако, если оставить законопроект без изменений произойдёт не только предотвращение злоупотреблений со стороны пользователей, для которых социальное такси не является жизненной необходимостью, но и серьёзное ухудшение положения самых нуждающихся в этой услуге пользователей. Поэтому мы настаиваем на принятии наших предложений.Наши предложения.Первое предложение.Первое наше предложение относится к медицинским учреждениям. Мы согласны с тем, что не всем инвалидам III и возможно II группы необходимо такси, но многим всё же необходимо. И мы считаем не правильным лишать их возможности посещать медицинские, т.е. жизненно важные учреждения с той же компенсацией. Мы предлагаем установить компенсацию стоимости поездки к объектам из п.10 основного списка в размере 90% для всех групп пользователей ввиду крайней важности данного типа объектов. При этом ограничивать список мед. учреждений только теми, которые оказывают услуги бесплатно мы также считаем неправильным, потому что очень часто оказывается что нужный специалист, или медицинское обследование находятся только в платной клинике. А также для детей младше 18 лет, вне зависимости от группы пользователей, в которую они попали, компенсацию в размере 90% от стоимости поездки к объектам из п.16. т.к. трудно переоценить важность реабилитации для детей-инвалидов.Второе предложение.Есть и другие проблемы. В своём заявлении по поводу данного законопроекта г-н Ржаненков правильно говорит о том, что для инвалидов I и частично II групп общественный транспорт практически недоступен. А значит, без социального такси они остаются запертыми у себя дома. В связи с этим мы считаем правильным оставить культурно-зрелищные учреждения в основном списке для инвалидов указанных групп. Также в процессе обсуждения проблем социального такси неоднократно, в том числе и чиновниками из Комитета по Социальной политике, высказывалось предложение ввести несколько поездок в месяц по любому адресу. Нам это предложение кажется разумным и не слишком обременительным для бюджета. Конечно, не имея полной статистики пользования услуги сделать точную оценку невозможно, но заполучить статистику пока не выходит.Третье предложение.Это предложение уже к Комитету по социальной политике, который будет претворять в жизнь этот закон. На данный момент в законе нет существовавшего ранее ограничения на количество поездок и время пребывания на целевом объекте. В упомянутом выше заявлении г-н Ржаненков утверждает, что такого ограничения не будет. Мы призываем Комитет и г-на Ржаненкова лично не вводить ограничения на количество поездок и время пребывания. Тех кто, по мнению Комитета, необоснованно пользовался социальным такси отсекло уменьшение размера компенсаций — за 50% много не наездишь.Если наши предложения не будут приняты, то новый закон снова заключит инвалидов с серьёзными трудностями передвижения в их квартирах. А ведь именно вывод инвалидов в жизнь из их квартир должен быть приоритетом деятельности Комитета по социальной политике и здравоохранению Санкт-Петербурга.