Арктический кластер.
В последнее время много говорится о развитии арктического кластера. У России есть огромная береговая линия, которую, тем не менее, очень сложно использовать из-за скованности льдами. Поэтому приходится содержать и развивать ледокольный флот - но весь океан не расчистишь, да это и дорого.. А можно, в добавок, развить и коммерческий подводный флот.Сейчас многие старые подводные лодки списываются на металлолом, либо ржавеют у причалов, вместо этого их можно переделывать в гражданские корабли, либо строить на базе имеющихся наработок новые.У нас есть отработанные технологии создания крупнейших подводных лодок. Если в типовой корпус (возможно даже увеличенный) не устанавливать никакой боевой нагрузки, или вынимать ее из старых кораблей, в корпусе появляется достаточно много места.И можно создавать небольшие подводные танкеры, подводные газовозы, подводные пассажирские лайнеры. Возможно - подводные сухогрузы\контейнеровозы, хотя это реализовать сложнее.Они могли бы, например, снабжать малые северные поселки и буровые плаформы, стоящие среди льдов, пищей и топливом, перевозить вахтовиков, для этого нужно расчищать ото льда лишь небольшую площадку для всплытия. Гонять-же ледоколы для снабжения небольших поселений не рационально, авиация так-же дорога и много перевезти не может.В принципе, могли бы они и перевозить нефть и газ на продажу.Естественно, до размеров современных танкеров увеличивать подводные лодки невозможно, поэтому они будут менее рентабельны, но тем не менее даже (относительно) небольшие подводные танкеры\газовозы, емкостью в несколько десятков тысяч тонн в ряде случаев могут быть выгоднее трубопроводов.Если-же, как предложил здесь Смирнов Алексей Олегович, буксировать множество подводных танкеров\сухогрузов за ледоколом, то можно сделать объемы перевозимого груза сопоставимыми с возможностями крупнейших надводных судов, или даже превосходящими их.У надводных танкеров есть большая проблема повреждений вызываемых волнами, и сильными ударами жидкости о переборки при качке - без пустот в цистернах обходиться сложно, поскольку нефть может нагреваться и соответственно расширяться.Для подводного-же танкера не страшны волны, нет качки - нет ударной нагрузки на переборки, а благодаря равномерной температуре окружающей воды, и защищенности от солнечной радиации, можно рассчитывать на то, что объем нефти не будет сильно меняться.Основные нефтегазовые месторождения находятся между Объю и Енисеем. Сейчас необходимо тянуть длинные, не очень экологичные и дорогие в эксплуатации и прокладке трубопроводы - в Европу, Китай и к южным российским портам. Из-за подвижек грунта их часто прорывает, и в ряде регионов дельты рек, тайга или тундра на многие километры залиты нефтью.. А можно построить большие порты например в Салехарде и Дудинке (относительно недалеко), заодно это оживит города и находящиеся рядом с ними поселения (тот-же Норильск). Далее, соответственно, возможно будет вывозить груз подо льдом в Европу, Америку и тихоокеанский регион.Подводные океанские лайнеры, оснащенные большими иллюминаторами и мощными прожекторами были бы достаточно популярны среди туристов. Сейчас максимум того что им предлагается - легкие прогулочные батискафы, но, я думаю, найдутся желающие переправляться под водой через океаны, или хотя-бы проплывать по несколько сотен километров, там где подводный транспорт выгоднее (например из Мурманска в Барроу). Кроме экзотики они были бы защищены от качки и айсбергов..Так-же можно переоборудовать лодки в подводные научные лаборатории. На базе списанного на металлолом атомного ракетоносца можно создать уникальную мобильную базу по детальному изучению океанов, особенно это было бы удобно для изучения подледной Арктики.Массовое переоборудование старых и строительство новых коммерческих подводных кораблей, кроме освоения северного побережья, может восстановить и развить судостроительную отрасль в Питере, Мурманске и Архангельске с Северодвинском. И будет развивать те технологии, что впоследствии можно будет использовать и при строительстве военных лодок, если возникнет такая необходимость.И, в определенном смысле, откроет береговую линию, сделает все наши порты незамерзающими.Прошу посодействовать в предоставлении данной идеи на рассмотрение компетентным специалистам.