Так называемое "общее имущество" в многоквартирных домах - это собственность муниципальных образований
Депутаты Государственной думы в третьем (окончательном) чтении одобрили закон, предполагающий создание фонда капремонта многоквартирных домов (МКД).А я бы не одобрил. Потому что проблема капремонта МКД федеральных депутатов волновать не должна: жители муниципальных образований с ней уж как-нибудь управятся сами.Собственники квартир средства в фонд капремонта должны будут перечислять ежемесячно. См. http://vz.ru/news/2012/12/14/611974.html. Однако выбор способа накопления средств – либо через регионального оператора, либо на отдельном специальном счете «своего» дома остается за ними.Простите, а из чего следует, что дом для гражданина, приобретшего в нем квартиру, стал «своим»? И почему собственники квартир должны обременяться содержанием так называемого «общего имущества» (ОИ)?Допустим, что ст. 36 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ – это не пустые декларации, что обе они фиксируют фактическое положение вещей. А еще допустим, что ОИ по версии ЖК РФ принадлежит собственникам помещений в МКД, а по версии ГК РФ – собственникам квартир.И как быть со ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения не просто осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, но и несет бремя содержания ОИ.Откуда же взялось ОИ? У вас, читатель, этот вопрос вызывает затруднения? Ну, что же переключимся на более общий вопрос: а откуда вообще берется какое-либо имущество?Несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, ответить на него не так-то уж и просто. См., например, http://www.allpravo.ru/library/doc99p/instrum2232/item2241.html. Поэтому, не мудрствуя лукаво, заметим, что имущество мы либо создаем, либо приобретаем. Иного не дано.Я, например, принадлежащую мне на праве собственности квартиру не создавал. Я ее купил у гражданина, которому эту квартиру на безвозмездных началах передал муниципалитет. Откуда же она взялась у муниципалитета?Ответ содержится в постановлении Верховный Совет РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. Этим постановлением жилищный фонд ВС РФ передал муниципальным образованиям. А РФ этот фонд достался от СССР, правопреемницей которого она и является.Конституция СССР, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г., государственную собственность провозгласила достоянием всего советского народа. Согласно ст. 11 этой Конституции к исключительной собственности государства были отнесены земля, недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, транспорт и связь, банки, имущество торговых, коммунальных и иных предприятий, жилищный фонд и другое имущество.Так вот, получив этот самый фонд, муниципалитеты населению отдельных МКД его никогда не передавали, ограничившись приватизацией отдельных квартир, а иногда и нежилых помещений. Здесь, как говорится, и сказочке конец…Сермяжная правда заключается в том, что муниципальный жилищный фонд и по сей день остается муниципальной собственностью. А это означает, что и капитальным ремонтом, и управлением МКД, и финансированием так называемых «общедомовых нужд» (ОДН) должны обременяться муниципалитеты. А если муниципалитеты этого не пожелают, мы – жители муниципальных образований их переизберем. Потому что имеем право.Думаю, что депутатам ГД РФ следует ограничиться усовершенствованием федерального законодательства и, в частности, ЖК РФ. И не заморачиваться вопросами, имеющими местное значение, что касается, в частности, содержания МКД.К слову сказать, в конце ноября президент России Владимир Путин произнес золотые слова, заявив о недопустимости перекладывания на граждан расходов по капитальному ремонту жилых домов. «ЖКХ и возможность переложения на плечи граждан капитальных ремонтов - полностью с вами согласен – это абсолютно недопустимая вещь.Это не по-честному было бы: когда-то раздали это жилье в ненадлежащем состоянии, а теперь его ремонтируйте. Это невозможно. Люди не в состоянии этого сделать», - сказал Владимир Путин.
Собственники квартир, как правило, не разбираются в вопросах содержания многоквартирных домов. Я - в том числе. Несмотря на то, что возглавляю специализированный Общественный совет при исполкоме Казани. Так не лучше ли, предусмотрев соответствующую строку в бюджете муниципалитета, организовать общественный контроль над ее исполнением?
Содержание многоквартирных домов (МКД), включая плату за так называемые общедомовые нужды (ОДН), ремонт МКД и, в т. ч., капитальный, а также управление такими домами – это, пожалуй, наиболее болезненная проблема любого муниципального образования.Разрубить этот гордиев узел на федеральном уровне, на мой взгляд, невозможно. Но депутаты Государственной думы РФ так, по-видимому, так не считают. Иначе они не поддержал бы закон, предполагающий создание фонда капремонта многоквартирных домов.Проблема содержания МКД депутатов ГД РФ, вообще говоря, волновать не должна, поскольку имеет сугубо местное значение, как, впрочем, и проблематика жилищного хозяйства в целом. В связи с этим на рассмотрение экспертов, включая коллег по Общественному совету по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани, хотел бы внести свою точку зрения.Собственников квартир нельзя понуждать к перечислению средства на капитальный ремонт МКД через «регионального оператора» уж потому, что в этом случае жители одного муниципального образования будут вынуждены финансировать содержание жилищного фонда другого муниципального образования, а это некорректно.Ничуть не лучше идея накопления средств на отдельном специальном счете каждого МКД. Эта идея не представляется справедливой, потому что сравнительно новые дома еще не скоро потребуют капитального ремонта, а есть и такие МКД, которые дешевле снести, чем ремонтировать.Еще довод против законопроекта заключается в том, что главным предназначением муниципального жилищного фонда является жизнеобеспечение населения. Именно поэтому содержанием этого фонда и должен обременяться муниципалитет.Отсюда предложение: признав проблему капитального ремонта многоквартирных домов общей для муниципального образования, средства на поддержание жилищного фонда накапливать в бюджетах муниципальных образований.О ЖК РФ. Сказать, что он никуда не годен – это значит ничего не сказать. Взять, к примеру, ст. 158 «Расходы собственников помещений в МКД». Согласно этой статье, собственник помещения в МКД обязан нести расходы не только на содержание принадлежащего ему помещения, но и на содержание так называемого "общего имущества" в МКД (соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество) путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.Простите, а разве кто-то уже доказал, что упомянутое имущество принадлежит собственников помещений в МКД? Нет, не доказал!? Тогда на каком основании эти собственники должны нести бремя расходов, связанных с содержанием дома в целом? См. http://echo.msk.ru/blog/efim/969142-echo/.ЖК РФ никуда не годен, прежде всего, потому, что основывается на порочной стратегии, которой вот уже 20 лет следует Россия. Согласно этой стратегии теперь каждый отвечает сам за себя. И это вполне соответствует идее перестройки с социализма на капитализм. Однако построить капитализм в России пока не удалось даже притом, что апологеты перестройки все же смогли разбазарить значительную часть национального достояния…Сладкое, т. е. естественные монополии, а также ряд крупных технико-технологических комплексов государство новоявленным капиталистам отдало легко и непринужденно. А вот сплавить населению горькое - имеется в виду муниципальный жилищный фонд - пока не получается, несмотря на принятие Жилищного кодекса, явным образом ущемляющего права и законные интересы миллионов граждан России.Что же касается автора этих строк, то он, пока жив и относительно здоров, продолжит критику стратеги, посредством которой уже был развален СССР и продолжение которой с неизбежностью повлечет за собой развал России.Тем самым я постараюсь отдать долг Советской власти, которая дала мне бесплатное высшее образование. В том числе - специальный факультет Казанского государственного университета «Теория и методы выбора оптимальных инженерных решений».
Было бы логично, если бы государство оформило передачу общего имущества многоквартирного дома, как это и предусмотрено Гражданским кодексом РФ, ст.218, п.2 (Приобретение права собственности). В статье записано, что: "Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества". Но такого договора, который бы служил юридическим подтверждением принадлежности собственникам помещений права на общую долевую собственность дома, как это и определено ГК РФ, не имеется.