Оптимизация и стандартизация работы светофоров
В условиях пробок сложно рассчитать время пути на транспорте. Опаздывающие водители начинают использовать любые ухищрения чтобы успеть проскочить до запрещающего (красного) сигнала светофора, или же как можно раньше тронуться на разрешающий (зелёный). Для этого многие водители стараются подсмотреть "боковой" сигнал светофора для перпендикулярного (пересекаемого) направления, чтобы получить дополнительную более точную информацию о том когда загорится разрешающий/запрещающий сигнал. Это не решает проблему точного определения состояния светофора, увеличивает стрессы водителей, отвлекает их от контроля дорожной ситуации, повышает опасность ДТП столкновения движущего в основном направлении транспорта с транспортом, совершающим поворот налево и пропускающим все автомобили основного направления. Кроме этого, водители зачастую вынуждены применять экстренное торможение при подъезде к перекрёстку на большой скорости и неожиданном включении запрещающих сигналов. Так же водители не могут эффективно экономить топливо на оптимизации режима движения автомобиля чтобы рассчитывать скорость движения до сфетофора, не прибегая к разгону чтобы успеть на разрешающий сигнал, затем если не успели то торможению у светофора при действии запрещающего сигнала, и вновь последующему разгону при включении разрешающего, и не могут обеспечить комфортное равномерное движение.Проблема усугубляется так же и тем, что сейчас почти все светофоры переключают сигналы с одного состояния на другой совершенно по-разному: где-то переключение происходит быстрее, где-то медленнее, где-то при переходе с красного на зелёный (и наоборот) фактически не задействуется жёлтый. Где-то используется “мигание”, предупреждающее о скором переключении, где-то нет. Даже оборудование светофоров таймерами действия сигнала не решит проблему, так как таймер не виден издалека. К тому же применение таких светофоров обходится значительно дороже обычных, поэтому они весьма редки.Ещё одна проблема - переключение светофора может произойти в момент, когда светофор был загорожен впереди идущим крупногабаритным транспортом. Если бы светофор сигнализировал о переключении фазы заблаговременно, то этот сигнал ввиду его продолжительности был бы с намного бОльшей степенью вероятности замечен водителем, следующим за крупногабаритным транспортом, и водитель более внимательно будет подъезжать к перекрёстку, зная что скоро произойдёт переключение.Поэтому, необходим более надёжный и заметный источник информации состояния светофора, благодаря которому водитель издалека, заблаговременно и более точно сможет определять фазу светофора. Должно найтись какое-то простое техническое решение. Как водитель с 10-ти летним стажем предлагаю то, что устроило бы лично меня и часть знакомых мне водителей. Я предлагаю 2 решения проблемы:1. Необходимо для как можно большего количества светофоров установить однотипную схему переключения сигналов независимо от периодов действия разрешающего и запрещающего сигналов: чтобы переключение с красного на зелёный и наоборот происходило строго одинаково. Исключения, конечно, тоже будут, но лишь как исключение, а не правило "разнобоя".2. На напряжённых скоростных участках и для перекрёстков с длительным действием разрешающих сигналов необходимо использовать дополнительный 4-тый сигнал светофора (например, синего света), видимый издалека при подъезде на высокой скорости, и включающийся примерно за 10 секунд до окончания действия текущего сигнала: как разрешающего, так и запрещающего. Либо, особенно при внедрении предложения по п.1, можно ввести некий дополнительный характер сигнала светофора: например, за 10-15 секунд до окончания действия сигнала он начинает мигать медленно и прерывисто, затем перед непосредственным переключением за 2-3 секунды начинает мигать как обычно (это относится как к запрещающему, так и разрешающему сигналу).Извещатель должен дополнять систему оповещения светофором: те, кому это не актуально, могут спокойно ездить себе как раньше, не обращая на него внимание. Синий цвет выбрал так как он не так ярок как другие цвета светофора, а значит не будет отвлекать от основных сигналов светофора, и виден издалека.Заранее сложно судить насколько мера эффективна или нет, насколько быстро к ней привыкнут и адаптируются водители (может быть потом жить без неё не смогут). Опять же необходим эксперимент в каком-либо регионе или регионах с использованием различных мер для сравнения. Может быть достаточно будет использовать особый характер мигания, как писал выше. Опять же необходимость заблаговременного извещения более актуальна на достаточно протяжённых участках, где развиваются высокие скорости, а длительность фаз светофора достаточно велика - на таких участках обычно нет перегруженности знаками и прочей дорожной информацией, а вот стандартное мигание при переключении фазы на запрещающий сигнал слишком скоротечно, чтобы издалека рассчитать оптимальную скорость "подлёта".Вероятно, вокруг таймера можно сделать сигнальный обод, который секунд за 15 до смены фазы станет зажигаться и мигать и будет виден издалека. Цвет обода можно подобрать отличным от цветов светофора во избежании путаницы: белый или синий.
Так же создал тему и опрос: http://roads.ru/forum/index.php?showtopic=27986
Проблему заблаговременного информирования о смене фаз можно решить иначе: см. "Оснащение светофоров информаторами состояния фазы" http://democrator.ru/problem/10837И ещё было бы хорошо, чтобы системы управления светофорами использовали информацию с навигаторов автомобилей, и точнее подстраивались под поток, оптимизируя движение.