Изборский художник П.Д.Мельников. Помогите спасти его картины
Президенту Российской Федерации,Первому заместителю председателя Комитета ГД по культуре Драпеко Елене Григорьевне,Профессору Московского архитектурного института, эксперту ИКОМОС по памятникам Всемирного наследия Душкиной Наталье Олеговне,Председателю Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Маланичевой Галине Ивановне,Председатель Комиссии по проблемам сохранения исторического наследия, реставрации и реконструкции памятников архитектуры Союза архитекторов России Маркиной Ирине Александровне от жителей древнего русского города Изборска,от граждан Российской Федерации, отстаивающих свое право и право своих детей на сохранение исторического и культурного наследия Родины.«…очень надеюсь, что наши мудрые законодатели самым серьезным образом рассмотрят этот проект … чем окажут огромную услугу всему множеству бесполезных подданных его величества, а может быть, со временем и самим себе и своим потомкам…».Джонатан Свифт «Скромное предложение»Скромное предложениеИмеющее своей целью не допустить гибели картинИзборского художника Павла Дмитриевича МельниковаУважаемый г. ПРЕЗИДЕНТ, уважаемые Елена Григорьевна, Наталья Олеговна, Галина Ивановна, Ирина Александровна,Существует понятие «преступление в сфере искусства», которое связывают либо с подделкой и хищениями шедевров с целью прибыли, либо с их УНИЧТОЖЕНИЕМ с идеологической, вандальной целью или же просто по небрежности. То страшное зло, которое наполовину уничтожило историческую Москву, нанесло серьезный ущерб Петербургу, сегодня добралось и до Изборска, этой жемчужины Российской истории и культуры. В сентябре 2012г. ИЗБОРСКЕ будет большой праздник, наверное, приедет Президент и ему покажут как здесь все хорошо и красиво.И Он никогда не узнает сколько горя и слез принес изборянам этот праздник…• Он не узнает, что на заседании оргкомитета по празднованию умер наш священник о.Алексей, отстаивавший сохранение церковно-приходской школы (1884 г.) и домов причта рядом с Никольским Собором…• Он не узнает, что «пьяными» тротуарами изуродована Печорская улица…• Он не узнает во что превратилась «реставрация» крепости …• Он не узнает, что директор музея Н.Дубровская лишила на годы Никольский собор и дома причта воды…• Он не узнает, что та же директор поместила зимой (морозы были до -35 С) коллекцию живописи П.Д.Мельникова в только что отремонтированный дом купца Анисимова в ужасающие температурные и влажностные условия : днем термометр показывал максимум +10 С…• Он не узнает о безграмотной музеефикации Труворова Креста и Труворова городища…• Он не узнает, что в центре Изборска музей построил очень дорогую КОНЮШНЮ…• Он не узнает, что усилиями г.Дубровской и ее покровителей музей удачно превращен в «коммерческую лавочку»…И уж конечно, Он никогда не узнает, что при том, что на проведение празднования 1150-летия Изборка были выделены баснословные суммы, у изборян:• НЕТ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ,• НЕТ ВРАЧА, • НЕдостаточно мест в детском садике,• НЕТ ГАЗА (газопровод в Прибалтику проходит через Изборск!), и т.д.Все, что есть у жителей Изборска - это:• ветхое жилье, • И ОГРОМНАЯ БОЛЬ от утраты своего исторического наследия.Все, что мы можем сказать в отношении действий местных чиновников от культурыи, непосредственно, «благоустройства» Изборска в преддверие его 1150-летия: «Нам всем показали, насколько они презирают наш труд, наше время жизни, наши усилия и наше человеческое достоинство, наш край», «Жлобское отношение к чужому труду – один из признаков полного морального разложения» (Лев Шлосберг, Псковская губерния).Изданный в 1729 году сатирический памфлет Джонатана Свифта «Скромное предложение», а именно - его суть: доведение ситуации до абсурда, стал сильным рычагом воздействия на общественное сознание и даже на консервативное мышление властей.Применимо к Изборску – подготовка к предстоящим «празднествам» уже низвела все, что можно, к абсурду. Псевдореставрация, псевдомузеефикация, псевдоархеологические изыскания, строительство конюшни и пр. давно стали для изборян и всех знающих и любящих Изборск россиян АПОГЕЕМ АБСУРДА.Мы понимаем, что «обивать пороги» и «стучать в закрытые двери» у нас нет ни времени, ни сил.Но сегодня, сейчас на наших глазах гибнет последнее: картины кисти Павла Дмитриевича Мельникова, уникального художника - изборского Пиросмани, причём гибнут на территории музея!У нас остается единственная просьба-мольба: помогите спасти Изборск хотя бы на полотнах МЕЛЬНИКОВА! ПОСТРОЙТЕ ПОСТОЯНО ДЕЙСТВУЮЩУЮ ВЫСТАВКУ-ГАЛЕРЕЮ РАБОТ МЕЛЬНИКОВА !!!Изборск ценен, почти уже – БЫЛ ЦЕНЕН, своей неповторимой первозданностью. Грядущие празднества станут горькими и постыдными. И еще многое из пока остающегося будет уничтожено равнодушием и невежеством чинуш. Так сохраните, оставьте первозданность Изборска хотя бы на полотнах Мельникова, и потомки скажут Вам спасибо.Мы предлагаем реальный путь, который не потребует дополнительных затрат: галерея работ П.Д.МЕЛЬНИКОВА может быть размещена в доме купца Белянина (Печорская ул.39), где сейчас размещается музей. Это здание также планируют ремонтировать, т.е. уже выделены деньги.Искренне надеемся, что решение придать празднованию 1150-летия основания Изборска государственный статус подтолкнет Вас, как государственных и общественных деятелей, предпринять реальные шаги по спасению того, что еще уцелело из изборского достояния!
Генеральному директору ООО «Демократор» А.В.БогдановуУважаемый Андрей Владимирович!Полученный ответ из музея-заповедника «Изборск» по проблеме 6730 ни в какой мере не может быть рассмотрен как «решение проблемы». Обращение изначально было адресовано Президенту РФ и известным деятелям российской культуры, но никак не директору изборского музея-заповедника, поскольку своими безответственными действиями директор создала недопустимую для изборян ситуацию, описанную в обращении, но не приняла участия в решении поставленных в обращении вопросов. Именно поэтому указанные в обращении проблемы как были, так и остались нерешенными и их «решением» никто и не собирался заниматься.Вызывает недоумение, почему директор музея-заповедника отвечает на перечисленные в обращении жителей России нерешенные социальные вопросы и вопросы организации повседневной жизни изборян, заведомо относящиеся к сфере ответственности и компетенции местных органов исполнительной власти. При этом являющееся лейтмотивом обращения на «Демократор» предложение жителей Изборска о скорейшем создании в Изборском музее полноценной галереи произведений художника П.Д.Мельникова – осталось без четкого ответа, никакого плана действий с указанием сроков по созданию галереи директор музея Н.П.Дубровская предложить не смогла.Отвечаю по пунктам, изложенным в ответе директора.1. Коллекция картин П.Д.Мельникова экспонировалась на выставке в только что отремонтированном доме купца Анисимова с 29 декабря 2011, в котором с момента открытия температура не превышала + 10-12 градусов, несмотря на практически плюсовую температуру вне здания, а наступившие морозы в конце января – феврале привели к снижению температуры в здании до +3-4 градусов, а не 10 градусов, как указано в ответе Н.П.Дубровской, и далее после тревожных публикаций в Псковских СМИ об угрозе сохранности экспонируемых работ, в музее были предприняты спешные попытки утепления здания.Вызывает удивление и недоумение: зачем нужно было экспонировать ценнейшую коллекцию в заведомо неподготовленном здании, которое по словам подрядчика «должно год сохнуть».?! Неужели желание «показать» Губернатору 29.12.2011 новую экспозицию в новом здании было у директора сильнее чувства ответственности за коллекцию, которая была собрана не ею?! Хочется верить, что Губернатор с большим пониманием и уважением отнесся бы к позиции директора музея, если бы она сказала, что не может допустить помещение необычайно дорогой для изборян коллекции в сырое и холодное новое здание. Но этого не произошло. Директор продолжает нелестно отзываться и о художнике и о людях, его защищающих.Стыдно и больно видеть что подобное могло случиться в музее, имеющим статус государственного…По-прежнему не представлены для обозрения документальные основания обследования специалистов, а угроза грибкового поражения картин из-за длительного содержания их в сыром помещении остается.Микробиологическое исследование ( на споры микромицетов) проведено В ЗДАНИИ и после соответсвующей его обработки, но НЕ САМИХ КАРТИН. Картины требуют ПОСТОЯННОГО наблюдения СПЕЦИАЛИСТОВ!2. «сотрудники музея-заповедника исключительно бережно относятся к наследию художника – в фондах хранятся 58 его работ.» (цитата из письма директора). У директора музея-заповедника «Изборск» даже не обнаруживается намерения заняться организацией полноценной галереи произведений П.Д.Мельникова, в то время как по каким-то конъюнктурным причинам уже сейчас создается в стенах музея «изборская палата» современного художника П.П. Оссовского, не сделавшего для культуры Изборска и десятой части того, что сделал П.Д.Мельников. Павел Дмитриевич – это знамя Изборска, но знамя спрятанное в шкафу. Вы нигде не прочтете научных исследований, ему посвященных , не найдете полноценного альбома или каталога и –увы – не существует до сих пор не только отдельного музея Мельникова (заслуженного), но даже посвященной художнику постоянной экспозиции в действующем музее. А в такой галерее возможно было бы и представление живописца и рассказ о нем, создание альбомов, открыток-сувениров и т.п. Следовало бы предусмотреть оцифровку работ Мельникова и из музеев Псковской области и частных собраний. Именно в этом и состоит работа музея. И если бы это сделала директор музея, она навсегда сохранила бы о себе добрую память. Но она этого НЕ сделала и память останется совсем другой…В музейной газете « Изборская Крепость» н 13, февраль 2012 г. в публикации «Очарованный странник» к 105 –летию со дня рождения П.Д.Мельникова автор В.Игнатьева пишет: « Осознаем ли мы, какое наследие оставил нам сын Изборской земли Павел Дмитриевич Мельников? Если бы собрать воедино все им созданное, осевшее в частных коллекциях, то наверное составилась бы огромная галерея. Но такой галереи никто из нас не увидит. Сохранить бы то, что имеем, приумножить, и наконец, всерьез подойти к изучению его творчества. – Составить каталоги, написать монографию, выверенную биографию. Мельников того стоит – его пейзажная живопись возвращает нас в отошедшую эпоху, к тому, что всегда будет сердцу мило и что останется жить лишь на его холстах».Почему же такие замечательные слова столь разительно расходятся с происходящим не деле.?! Мельникова сначала заморозили, а потом запрятали в грибковом доме…3. Указ Президента Д.Медведева и План основных мероприятий, подписанный премьером В.Путиным прочитаны неоднократно и в комментариях директора изборского музея Н.П.Дубровской не нуждаются.К сожалению, в Плане не предусмотрены НИКАКИЕ социальные нужды Изборска и его жителей. Празднование 1150-летия основания Изборска выглядит празднованием музея, обеспечивающего себе за счет госбюджетных средств туристическую инфраструктуру сомнительного содержания, так как именно настоящие исторические и культурные ценности подвергаются гламурной полировке (Труворов Крест, помойка у кладбища, Веровская улица в асфальте, реставрация крепости с вырубкой деревьев, дешевый ремонт вместо реставрации и т.д.) и превращению в малоценный новодел освоителями бюджета.Все совершаемое весьма далеко от стандартов европейского туризма…4. В отношении «конюшни» . Она действительно построена в центре Изборска, и роль ее - не демонстрация объекта культурного наследия «сарай Быковского», а совсем другая = содержание лошадей и использование их для коммерческих целей музея.5. В действительности музей-заповедник «Изборск» под руководством Н.П.Дубровской год за годом целенаправленно превращается именно в «коммерческую лавочку» в широком смысле, действительной целью которой является получение максимальной прибыли для ограниченного круга заинтересованных лиц за счет эксплуатации территории и святынь Изборска и ненадлежащего использования бюджетных средств.6. Кончина настоятеля Никольского Собора О. Алексея на заседании орг.комитета правомерно связана со стремлением Председателя комитета по культуре А.И.Голышева и директора музея Н.П.Дубровской снести церковные дома на территории крепости. (неоднократные письма председателя комитета по культуре А.Голышева, направленные О.Алексею «о выносе диссонирующей застройки с территории крепости» и угрозы директора музея Н.П.Дубровской «пишите куда хотите, все равно дома снесем») Именно этой вопиющей неправедности в отношении церковных домов и не выдержало сердце священника. Тем более недопустимым было непрекращавшееся письменное и устное насилие к настоятелю Изборского храма Св.Николая со стороны псковских чиновников от культуры, прекрасно знавших о болезни священника, но не останавливающихся в своем давлении на настоятеля для освобождения территории крепости от церковных домов в собственных коммерческих целях. И только смерть о.Алексея – такая невероятна цена! - вынудила Губернатора остановить снос церковных домов, но до настоящего времени к их обещанному ремонту даже не приступали, а запланированные в Плане мероприятий 28 млн. рублей (на снос ветхого жилья и строительство 3-х новых домов) куда-то исчезли: нет ни сноса, ни строительства, ни ремонта! Хочется спросить: А деньги где?Обращение жителей Изборска (более 150 подписей) было направлено руководителям страны на третий день после смерти священника с требованием отставки виновных – Голышева и Дубровской. Но мнение народа в очередной раз не было услышано…7. В отношении обеспечения церковных домов и храма водой. Скважина на территории крепости не является собственностью «музейного дома» и ранее обеспечивала водой все имеющиеся строения. Самоличный захват директором музея скважины в личное пользование во время ее проживания в «музейном доме» в крепости, привел к полному лишению храма воды, несмотря на неоднократные обращения администрации волости исправить положение. С такими же просьбами водоснабжения храма и домов причта неоднократно обращался и покойный о.Алексей к директору музея…. Но услышан никогда не был.В настоящее время директор в «музейном доме» в крепости не проживает, и из скважины электромотором качается вода по проложенному длинному шлангу для нужд строителей, работающих в крепости. Какие Указы Президента или Премьера нужны, чтобы обеспечить храм и дома водой?! Стыдно даже писать об этом.8. Прекрасно, что в период подготовки к юбилею осуществлены дорожные работы, хотя и они вызывали и вызывают много непонимания и трудностей для жителей…А социально значимые проекты не только не вошли в План Празднования Изборска, но и отложены на будущее: ремонт лицея, строительство детского садика, газификация Изборска,неудовлетворительное качество питьевой воды (запрет Роспотребнадзора пить воду в Словенских ключах) и многое другое, а именно эти вопросы и являются первоочередными для жизнеобеспечения жителей Изборска, сохранения и развития этого удивительного места России.С уважением,Л. Покровская Изборск, Псковская область. 3 августа 2012 г.