Требуйте принятия ФЗ о социально-правовой защите от насилия в семье
Уважаемый Господин Президент, Уважаемые Депутаты Государственной Думы, Мы обращаемся к вам с требованием принятия в России Федерального закона о социально-правовой защите от насилия в семье. Этот закон должен обеспечивать действенные механизмы, защищающие пострадавших от домашнего насилия, привлекать к ответственности лиц, применяющих насилие в отношении близких, обеспечивать программы вторичной профилактики для осужденных и гарантировать ответственность всех субъектов права за реализацию закона. Действующее законодательство Российской Федерации, к сожалению, не справляется с этими задачами. В нем отсутствует не только понятие "насилие в семье", но и четкие стандарты и механизмы противодействия семейному насилию. Полиция и судебная практика часто рассматривают насилие между близкими как незначительное и неопасное явление. Так, деятельность мировых судей в случаях насилия в семье в основном направлена на «замирение» сторон - то есть разрешение «конфликта», в то время, как международные стандарты не только запрещают подобное толкование домашнего насилия, но и признают его одним из видов пытки. Гражданское общество, представители правоохранительной и судебной систем соглашаются в том, что в Российской Федерации не существует механизма экстренной защиты уязвимых членов семьи. Насилие над женщинами и детьми, над другими уязвимыми членами семей вносит свой вклад в высокий уровень преступности и смертности в России. Последствия насилия в семье имеет разнообразные формы: от гинекологических заболеваний до проблем с психическим здоровьем, от относительно легких физических травм до летальных исходов (убийств и доведения до самоубийства). Хроническое насилие превращает жизнь уязвимых членов семьи в пытку. Насилие в семье подрывает доверие между близкими людьми, как основу человеческих отношений, и поэтому ухудшает качество жизни большого количества российских женщин и детей. Цена домашнего насилия для общества – это не только высокая смертность, но и потерянные социальные возможности, экономический потенциал, снижение репродуктивных установок у женщин. Практика российских кризисных центров показывает, что сегодня женщинам и детям, находящимся в ситуации домашнего насилия, чрезвычайно сложно как возбудить уголовные дела против насильника, так и получить экстренную защиту и место для временного безопасного проживания. Количества убежищ в России катастрофически не хватает. Мы уверены, что эта ситуация недопустима, и должна быть исправлена. В нашей стране не должно быть семей, где хроническое насилие длится годами, и преступники продолжают наносить непоправимый урон всему нашему обществу каждый день. Мы предлагаем наши рекомендации для Федерального закона о социально-правовой защите от насилия в семье. Время не ждет! От ваших законодательных решений зависит будущее России!
Действующее законодательство Российская Федерация является участницей всех важнейших международно-правовых договоров, закрепляющих принцип равноправия мужчин и женщин и право на свободу от насилия, в частности Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (“CEDAW”, 1979) и Факультативного протокола к этой Конвенции (1999), а также Общей Рекомендации Комитета CEDAW № 19 о насилии в отношении женщин, Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и Факультативных протоколов к этой Конвенции (2000), а также Конвенции ООН о правах инвалидов (2006). 11 мая 2011 г. в Стамбуле была открыта для подписания Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, СДСE № 210. Основными целями этой Конвенции являются: защитить женщин от всех форм насилия, предупреждать, преследовать и искоренять насилие в отношении женщин и насилие в семье; разрабатывать комплексные рамки, политику и меры для защиты и оказания помощи всем жертвами насилия в отношении женщин и насилия в семье и другие. Мы призываем Правительство РФ незамедлительно подписать и ратифицировать данную Конвенцию. Проблема домашнего насилия в России относится к разряду законодательно неурегулированных. Во-первых, это связанно с отсутствием специального закона о насилии в семье. Его принятие вместе с внесением поправок в соответствующее законодательство представляется одной из самых актуальных задач, решение которой необходимо для нормализации жизни российского общества. В основу его разработки может быть положен Модельный закон ООН о насилии в семье, а также законодательные акты наиболее успешных стран. Например, законы о борьбе с домашним насилием уже приняты в ряде постсоветских государств – Казахстане, Азербайджане, Кыргызстане, Молдове, Украине, Литве и Грузии. В Таджикистане такой закон уже проходит согласование. Во-вторых, российское законодательство не предусматривает положений об охранных ордерах в качестве возможных мер пресечения преступлений. Высокий уровень преступности и смертности По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации всего за 2008 г. потерпевшими от преступных посягательств было признано 2 303 752 лица, из которых 902 887 — женщины, в том числе в результате совершения преступлений погибло 46 010 лиц, из которых 11 047 женщин, причинен тяжкий вред здоровью 48 467 лицам, из которых 8 178 женщин. Количество совершенных в 2008 г. преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении женщин, 223 158, в первом полугодии 2009 г. — 114 939. В 2008 г. 13 552 женщин (в первом полугодии 2009 г. — 7008) явились потерпевшими от преступлений сексуального характера, из которых 5486 (2662 — в 1-м полугодии 2009 г.) — жертвы изнасилований, 3237 (1587 — в 1-м полугодии 2009 г.) — насильственных действий сексуального характера. В первом полугодии 2009 г. 16101 женщина стала жертвой преступления, совершенного членом семьи, из них супругом – 8 217. По данным МВД России в течение 2009 г. в отношении женщин совершено 222,5 тыс. преступлений, сопряженных с насильственными действиями, в том числе 13,2 тыс. — сексуального характера. По ст. 131 (изнасилование) Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 4,8 тыс. уголовных дел, по ст. 132 (насильственные действия сексуального характера) — 3,3 тыс. Зарегистрировано значительное число преступлений имущественного характера, жертвами которых стали женщины. Так, по ст. 161 (грабеж) возбуждено 34,5 тыс. уголовных дел, по ст. 162 (разбой) — 11,1 тыс. Жертвами преступлений указанной категории в 2009 г. стали 230,3 тыс. женщин, что превысило аналогичный показатель 2008 г. на 3,1%, при этом увеличилось на 6,6% число потерпевших от насильственных преступлений сексуального характера (с 13,5 тыс. до 14,5 тыс.). Так, большая часть преступлений (120,5 тыс.) в отношении женщин, сопряженных с насильственными действиями, совершена в квартире или частном доме, т.е. на бытовой почве. При этом 28,1 тыс. женщин являлись членами семьи, из которых 14,5 тыс. — супруги. Статистика приводится по: Информация по темам и вопросам Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в связи с представлением периодического (шестого и седьмого) доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 2010. Рекомендации 1) Разработать и принять Федеральный закон «О социально-правовой защите от насилия в семье». 2) Включить положения о специальных средствах социально-правовой защиты для уязвимых членов семьи в виде временного охранного ордера и охранного судебного ордера. В законе также необходимо отдельно предусмотреть: а) механизм реализации защитного ордера, б) контроль за выполнением лицом, указанном в защитном ордере, возложенных на него обязанностей (запретов), в) ответственность за их нарушение. 3) Перевести дела о насилии в семье из категории дел частного обвинения в категорию дел публичного обвинения. 4) В МВД ввести единую систему сбора статистики по полу пострадавших и по типу отношений между пострадавшими и насильниками. 5) С целью профилактики насилия в семье ввести принудительные психокоррекционные курсы для лиц, поставленных на учет или отбывающих наказание за агрессию против членов своей семьи. В последнем случае необходимо дополнения в УК РФ, предусматривающего обязанность лица, признанного виновным в совершении насилия в семье, прийти коррекционную программу. 6) В органах внутренних дел создать специализированные отделы по пресечению и предупреждению насилия в семье. Ввести специальную подготовку для полицейских и судей по работе со случаями насилия в семье, насилия против женщин и детей. 7) Выделить достаточное государственное финансирование для кризисных центров для женщин и центров проведения добровольных и принудительных психокоррекционных программ (например, кризисные центры для мужчин) для лиц, поставленных на учет или желающих получить психологическую помощь для изменения своего агрессивного поведения. 8) Создать достаточное количество государственных убежищ для потерпевших и снизить порог их доступности, для того, чтобы потерпевшие могли получить место в убежищах в экстренном порядке. 9) Ввести обязательные государственные компенсации морального и материального вреда для потерпевших от насилия в семье 10) Для общего снижения уровня агрессивности в обществе и снижения уровня гендерных стереотипов государство должно способствовать распространению идей ненасильственного решения конфликтов на разных уровнях через СМИ, образовательные и просветительские программы, социальную рекламу.