Открытое письмо в Правительство ХМАО о социальной обстановке в Югре в связи с употреблением алкоголя
Открытое письмо о социальной обстановке в ХМАО-Югре в связи употреблением алкоголяВ связи с неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации в области розничной продажи алкогольной продукции, зафиксированными общественностью ХМАО-Югры (далее округа) и сложившейся негативной социальной обстановкой в округе (анализ текущей ситуации в округе в части потребления алкоголя, сделан на основе проведенного социального исследования, приложение 1), в целях соблюдения законодательства РФ, предотвращения негативных последствий употребления алкоголя, укрепления здоровья населения округа, мы, нижеподписавшиеся, предлагаем ВАМ в пределах своей компетенции (полномочий), принять меры, направленные на соблюдение существующего законодательства РФ в сфере розничной торговли алкогольной продукцией и на сохранение здоровья жителей округа.Со своей стороны предлагаем:1) рассмотреть законопроект «Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (Приложение 2), предусматривающий: - дополнительные ограничения мест продажи алкогольной продукции в многоквартирных жилых домах, в кинотеатрах и др.; - дополнительное ограничение времени продажи алкогольной продукции с 20 до 23 часов; - дополнительное ограничение условий продажи алкогольной продукции, предусматривающее организацию торговли алкогольной продукцией только в специализированных отделах или магазинах.2) содействовать привлечению к административной ответственности, приостановлению и аннулированию лицензий на продажу алкогольной юридических лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, осуществляя соответствующие общественные и депутатские запросы в правоохранительные органы.Предлагаемые нами меры не носят исчерпывающего характера, но, полагаем, именно благодаря таким решительным комплексным мерам, будет нормализирована ситуация в округе в данной сфере, что позволит сделать существенные шаги в сторону укрепления здоровья жителей округа, особенно подрастающего поколения, обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации и уменьшить преступность в округе (одним из способствующих факторов роста преступности является употребление алкоголя). Просим поддержать общественную инициативу! ПРИЛОЖЕНИЕ 1Анализ текущей ситуации на примере одного города ХМАО-Югры в части потребления алкоголя на основе проведенного социального исследованияВ последние 20 лет с 1987 года все больше и больше молодежи города Сургута втягивается в употребление табака, алкоголя и других, более тяжелых, наркотиков. При этом специалисты замечают, что первое знакомство с табаком и алкоголем происходит еще в школьном возрасте. В младших и средних классах школы происходит привыкание к табаку и алкоголю.В период 1.02.2008 по 30.03.2008 общественной организацией «Работающая молодежь города Сургута» было проведено социологическое исследование мнений школьников г.Сургута. Было опрошено 3610 школьников, из них 60% школьников 1-5 класса и 40% 6-11 классов по отдельным анкетам.Опрос среди школьников старших классов показал, что 49% допускают употребление алкоголя, 28% - употребление табака, 5% - употребление других наркотиков.Примечательно, что среди предпочитаемых алкогольных изделий пьющие школьники старших классов указали слабоалкогольные напитки (пиво, коктейли, вино, шампанское) – 84%.Также необходимо отметить, что первые предложения попробовать закурить в 77% случаях поступает от друзей, а предложение попробовать алкоголь – в 46 % случаев поступает от друзей и в 45% - от родителей или родственников.Опрос среди школьников младших классов показал, что 24% уже предлагали попробовать закурить, в 12% это предлагали сделать друзья. 25% школьникам младших классов предлагали попробовать алкоголь, в 10% случаев – это были родители.Примечательно, что среди школьников младших классов 9% не считает пиво алкогольным, вредным напитком, при этом 71% опрошенных изъявили желание узнать больше о вреде табака и алкоголя.Результаты опроса свидетельствуют, что знакомство и привыкание к табаку и алкоголю происходит уже в школьном возрасте.Знакомству и употреблению наркотиков всегда предшествует знакомство и употребление табака и алкоголя. По статистике, если ребенок курит, вероятность того, что он будет употреблять алкоголь, в 10 раз выше, а вероятность того, что он будет употреблять наркотики – в 50 раз выше, чем если бы он не курил. То есть дорога к наркотикам начинается с пива и сигарет. Не будет пива и табака – приобретет меньшую остроту и наркотическая проблема.Опрос показал, что 44% школьников занимаются тем или иным видом спорта, 23% делают зарядку, 22% участвуют в соревнованиях. По данным результатам можно сделать вывод, что вытеснить употребление алкоголя и табака с помощью пропаганды занятий спортом и физической культурой без конкретной антиалкогольной кампании не представляется возможным.ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПроектХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРАЗАКОНОб установлении дополнительных ограниченийвремени, мест и условий продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – ЮгреПринят Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры _______2011 годаНастоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает дополнительные ограничения времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.Статья 1. Установить дополнительное ограничение времени продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с 20 до 23 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в ресторанах, барах и кафе расположенных в стационарных помещениях, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.Статья 2. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:на территории месторождений углеводородного сырья;на автомобильных и железнодорожных мостах;в организациях эксплуатирующих опасные производственные объекты;в кинотеатрах;в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции (кроме торговых объектов, если указанные места занимают часть их площади), если они находятся в жилых многоквартирных домах;на территориях, прилегающих к вышеперечисленным местам, а также к объектам, имеющим культовое значение.К территориям, прилегающим к указанным местам дополнительного ограничения розничной продажи алкогольной продукции относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления аналогично прилегающим территориям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции, определяемым в порядке Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры “О порядке определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".Статья 3. Дополнительным ограничением условий розничной продажи алкогольной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в торговых объектах площадью более 50 квадратных метров является ее продажа в месте, которое предназначено для реализации только алкогольной продукции. Указанное место располагается на всей площади торгового объекта либо на части площади торгового объекта в обособленном отделе, помещении (далее - отдел), при условии, что:- отдел имеет непрозрачные стены, не более чем один вход и не более чем один выход для покупателей;- нет прямой видимости внутренней части отдела, его вывесок и указателей c места входа в торговый объект, а также с места расположения находящихся вне отдела в торговом объекте контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, при их наличии;- внутри отдела, в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, размещена социальная реклама отрезвляющей тематики;- вне отдела в торговом объекте не распространяется реклама алкогольной продукции.Статья 4. Установить, что до 1 января 2013 года требования статьи 1 настоящего Закона не применяются в отношении пива и напитков, изготовляемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования.г. Ханты-Мансийск Губернатор_________2011 года Ханты-Мансийского №____ автономного округа – Югры Н.В.Комарова