Нарушения прав женщин - работников налоговых органов
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Обращается к Вам коллектив женщин - работников налоговых органов, которые ушли в отпуска по уходу за ребенком в 2008-2009г.г.Нами были направлены многочисленные запросы как в Фонд социального страхования (далее – ФСС), так и в региональные отделения ФСС. Однако, в ряде случаев, данные действия не возымели результата. Поэтому очень надеемся на Ваше понимание и помощь в сложившейся ситуации.Суть проблемы в следующем: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» в 2007-2010г.г. работникам налоговых органов осуществлялось материальное стимулирование. Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основании пункта 2 Постановления данные выплаты осуществлялись за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007 – 2010 г.г. В соответствии с пунктом 3 Постановления материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.Кроме того, Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно пункта 1 Порядка материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 – 2010 годы.Указанные средства материального стимулирования были получены нами, как работниками налоговых органов, за достигнутые показатели, в связи и по поводу трудовой деятельности, осуществления должностных обязанностей в ходе государственной гражданской службы. Однако, при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком не были учтены.Письмом от 02.02.2009 № 3558-17 Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России направил разъяснения:С 01.01.2007 пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375. В соответствии с указанными документами для включения той или иной выплаты в средний заработок при исчислении пособий необходимо единовременное соблюдение двух условий:1) Данная выплата должна быть предусмотрена системой оплаты труда;2) Данная выплата должна учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.Если указанные выплаты государственным служащим территориальных органов ФНС соответствуют этим условиям и начислены в расчетном периоде, они подлежат учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.В таком же порядке, согласно, постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 870 исчисляется средний заработок для назначения ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет.Кроме того, существует письмо ФСС от 10.07.2008 N 02-08/07-2248П, в котором сказано, что «по нашему мнению, премии, выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 и в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н, включаются в средний заработок при исчислении пособий по беременности и родам в порядке, установленном Положением № 375». На основании данного письма в ряде регионов России после письменного обращения в региональные отделения ФСС были получены положительные ответы и произведен пересчет пособий (письма региональных отделений фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 23.11.2010 № 01-61/07/20283, Курского отделения от 21.10.2010 № 01-13/07/333л, Саратовского отделения от 12.01.20011 № 06-16/06-162л, Омского отделения от 20.01.2011 № 02-25/05/12л и др.)На основании письма Минздравсоцразвития РФ сотрудники Фонда социального развития РФ решили, что материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда. В подтверждение своей позиции ссылаются на Постановление № 611, в котором сказано, что «материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 – 2010 годы». Из телефонного разговора с сотрудником центрального аппарата ФСС Ильюхиной Т.М., что причиной невключения сумм материального стимулирования в расчет среднего заработка является то, что Положениями об оплате труда не предусмотрены такие выплаты как материальное стимулирование. Считаем, что мнение ФСС по данному поводу ошибочное по следующим обстоятельствам:1) в пункте 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение) приведен перечень выплат для исчисления пособий:- д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;- к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;- л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.Кроме того, ОПРЕДЕЛЕН КОНКРЕТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПЛАТ, не включающихся в состав среднего заработка при исчислении пособий, ЭТО: материальная помощь; дотации на питание и проезд работников в общественном транспорте; денежные компенсации работникам, не воспользовавшимся путевками на санаторно-курортное лечение; другие социальные выплаты (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), поскольку они в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ к заработной плате не относятся. И нет ни слова о материальном стимулировании, либо премиях.2) Основополагающим документом, регулирующим оплату труда любого работника, является – Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ). В отношении государственных гражданских служащих действует еще Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Закон 79-ФЗ).Согласно статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Кроме того, статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Пункт 1 статьи 50 Закона 79-ФЗ гласит – оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.Пунктом 2 статьи 50 Закона 79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.Хочется обратить Ваше внимание на пункт 10 статьи 50 Закона 79-ФЗ. Данный пункт гласит, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.В служебных контрактах в разделе «Оплата труда» имеется пункт, который изложен в следующей редакции - «Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации».Следовательно, слово «Другие выплаты» оставляет за собой открытый перечень выплат государственному служащему.Таким образом, учитывая вышеизложенное, включение премий в систему оплаты труда предусмотрено уже на уровне федерального закона.3) Согласно статье 139 Трудового Кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом, (А НЕ ДРУГИМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ и ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ) устанавливается ЕДИНЫЙ порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Из чего следует, что выплаты материального стимулирования, выплаченные работникам налоговых органов из средств, сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда (согласно Приказа Минфина России от 17.10.2007 №90н), ОБЯЗАНЫ ВХОДИТЬ в средний заработок при исчислении пособий по беременности и родам и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а так же при исчислении отпускных выплат. Поскольку ТК РФ является первоустанавливающим нормативно-правовым актом, а все остальные документы, изданные разными Министерствами и ведомствами, являются уточняющими нормами, и не могут противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации. Система оплаты труда представляет из себя определенный перечень выплат работникам, а фонд оплаты труда, и особенно в государственных органах, ЭТО установление определенного размера (суммы) рассчитанной на будущий рабочий год, для осуществления этих выплат. Но в некоторых случаях, когда, фонд оплаты труда на будущий год уже утвержден, Правительством РФ выделяются дополнительные средства из Федерального бюджета страны для увеличения установленного фонда оплаты труда, и как же их назвать в этом случае? Только как средства сверх установленного фонда оплаты труда, но это совсем не означает, что эти выплаты направлены из каких либо других источников, как не Федеральный бюджет.4) Еще раз напомним, что согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 материальное стимулирование осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей. В соответствии с пунктом 3 Постановления материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.Кроме того, Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно пункта 1 Порядка материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 – 2010 годы.Таким образом, в Постановлении 611 и Приказе 90н речь идет о фонде оплаты труда и ни слова не сказано, что материальное стимулирование не входит в систему оплату труда.5) Из пункта 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 40 «О фонде оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 28.12.2007, 12.08.2008) следует: …«Разрешить федеральным органам исполнительной власти направлять в 2007 году образовавшуюся экономию средств, предусмотренных в федеральном бюджете на заработную плату их работников и начисления на оплату труда сверх установленного настоящим постановлением фонда оплаты труда, на материальное стимулирование профессиональной служебной деятельности (работы) федеральных государственных гражданских служащих…»Из пункта 3 данного Постановления: «Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществлять в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральными органами исполнительной власти на 2007 год на оплату труда их работников.Отсюда следует, что материальное стимулирование независимо от сверх или не сверх установленного фонда оплаты труда, так или иначе, ОТНОСИТСЯ к оплате труда Федеральных государственных гражданских служащих, соответственно входит в систему оплаты труда.6) Указанные выплаты материального стимулирования согласно справке 2 НДФЛ были отнесены на код дохода 2000. В соответствии с Положением № 2 к Приказу ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706 выплаты по данному коду дохода включают в себя вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых обязанностей или иных обязанностей; денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера и авторских вознаграждений).Инспекциями с данных выплат исчислялся и уплачивался Единый социальный налог, в том числе в части Фонда социального страхования, из бюджета которого и формируются выплаты по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет.Здесь назревает вопрос: для чего «страховать» данные выплаты, если не учитывать его в среднем заработке. Ведь есть и другой код дохода 4800 «иные выплаты», почему Инспекции не отнесли суммы материального стимулирования на этот код дохода, таким образом, отделив, по их мнению, оплату труда от материального стимулирования, без начисления ЕСН тем самым, экономя на ЕСН с данных сумм? А потому, что ПОНЯТИЯ, изложенные в Постановлении Правительства от 15.06.2007 № 375 в пункте 2: В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, (запятая – не точка), учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, НЕРАЗДЕЛИМЫ, ОДНО ВЫТЕКАЕТ ИЗ ДРУГОГО И НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ. Где есть такие выплаты, что входили бы в систему оплату труда для исчисления среднего заработка для расчета больничных и на них бы не начислялся ЕСН в т.ч. в части ФСС? Именно, исходя из этого, Инспекциями все же начисляется ЕСН в части ФСС на данные выплаты, тем самым, признавая, что материальное стимулирование входит в систему оплаты труда! Таким образом, суммы материального стимулирования:• были выплачены в связи и по поводу выполнения трудовых обязанностей;• входили в систему оплаты труда, так как выплачивались, как работнику;• составляли объект налогообложения по единому социальному налогу, в соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством.Однако, несмотря на все это, Инспекциями – работодателями не были учтены суммы материального стимулирования при подсчете среднего заработка и исчисления больничного по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Причем Фонд социального страхования также поддерживает позицию, что материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда, несмотря на то, что множество отделений Фонда социального страхования выразили свое мнения по этому вопросу с положительной для нас точки зрения, существует весомая доля изданных писем с разъяснениями порядка включения сумм материального стимулирования в средний заработок в 2008-2009 годах. ЕЩЕ хотим добавить, что Российская Федерация единая государственная система с равными ДЛЯ ВСЕХ по силе и смыслу Законами, и следовательно, разночтению Закона в одной стране, НЕТ МЕСТА БЫТЬ! Хотя тем же сотрудником центрального аппарата Фонда социального страхования Ильюхтной Т.М. было выражено мнение, что толкование и исполнение законодательства в сфере социального страхования такое же как у врачей «сколько врачей – столько и диагнозов».В связи с вышеизложенным считаем данные действия нарушающими наши конституционные права, в частности ч. 1 ст. 38 Конституции («Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»), ч. 1 ст. 39 («Каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей»), а также права и законные интересы, предусмотренные ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. №255-ФЗ.