За реставрацию Императорского вокзала (павильона императорской железнодорожной ветки) в Царском Селе
В марте 2009 года Императорский вокзал (павильон императорской железнодорожной ветки) в Царском Селе передан в долгосрочную аренду с обязательством реставрации памятника в течение 3 лет.С тех пор никаких изменений на объекте не наблюдается.К юбилею Царского Села вокзал был обнесён забором, но и только.Забор постоянно взламывается. Доступ внутрь свободен. Внутри здания устроена настоящая помойка, стены разрисовываются вандалами. Разрушение здания продолжается.До каких же пор будет продолжаться уничтожение уникального здания?Cчитаю, что должна быть проведена научная реставрация императорского вокзала и здание должно быть передано государственному владельцу. И лучше всего под музей.Допустим, это мог бы быть филиал музея железнодорожного транспорта, либо музей семьи Романовых.Многие музеи в городе жалуются на нехватку площадей для своих экспозиций, это для них прекрасный шанс.Императорский вокзал является неотъемлемой частью комплекса в стиле допетровской Руси, возводившегося на севере Царского Села в начале 20 века.В этот комплекс входят Федоровский собор и Федоровский городок, Ратная палата, Казармы императорского конвоя (аграрный университет), уничтоженное здание офицерского собрания Конвоя.В здании вокзала пока ещё сохраняются абсолютно уникальные росписи, выполненные Михаилом Курилко в древнерусском стиле.Опыт города Пушкин показывает, что передача зданий частным инвесторам часто не является решением проблемы. Здания либо уничтожаются в процессе «реставрации», либо рушатся, либо просто не восстанавливаются.Ни один частный владелец не будет бережно и научно восстанавливать живопись, не будет тратить время и деньги на восстановление белокаменной резьбы, в лучшем случае заменят её на пластиковую имитацию. Частному владельцу это здание не интересно, так как оно находится на окраине Пушкина, рядом с ним находятся общежития Аграрного университета, промзона, склады и овощебазы, так что приспособление здания под гостиницу либо ресторан нереально. Мы не должны потерять этот уникальный архитектурный и художественный памятник, не должны потерять часть художественного ансамбля Царского Села образца начала 20 века!Реставрация должна быть проведена максимально бережно и профессионально. Это должна быть именно научная реставрация! Памятник обязательно должен оставаться доступным для всех желающих, а не так, как это произошло с Китайской деревней в Александровском парке.Вообще всё пространство, включающее императорские гаражи, казармы Сводного полка, Феодоровский городок и собор, Ратную палату, Ферму и императорский вокзал представляется мне своеобразным заповедником, в котором абсолютно сохранилась атмосфера той жизни, которая протекала здесь сто лет назад. И странно было бы не использовать такой уникальный ансамбль для создания духа той эпохи.
Императорский вокзал несуществующей теперь отдельной царской ветки железной дороги от Санкт Петербурга до Царского Села (г. Пушкин) находится всего в километре от Александровского парка, входящего в ГМЗ «Царское Село».В начале XX века местом своего постоянного пребывания Николай II выбрал Александровский дворец. Для удобства сообщения с внешним миром было принято решение построить отдельную железнодорожную ветку к Александровскому дворцу, которая заканчивалась павильоном (вокзалом).В январе 1911 года на станции произошел пожар, в результате которого сгорели практически все станционные постройки, уцелела лишь часть навеса и платформа. В 1912 году был сооружен новый "Императорский павильон" (Царский вокзал) по проекту В. А. Покровского. Он был выстроен в том же русском допетровском стиле, что и постройки Федоровского городка, Ратная палата и казармы Собственного Его Величества Конвоя и образует с ними единый идейно-стилистический ансамбль. В облике главного фасада выделялось арочное крыльцо с шатром, в основании оформленным двумя рядами стилизованных кокошников и увенчанным государственным двуглавым орлом. Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. В центре находился вестибюль, Царский зал с южной стороны и Свитский зал с северной предназначались для главы государства и его свиты. К восточному фасаду вокзала примыкал металлический дебаркадер над перронами и путями, служивший для приема поездов (разобран в 1920-е гг.) Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами.Рельефные изображения двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня.Здесь встречали представителей иностранных государств, посещавших императорскую резиденцию в Царском Селе. В период Первой мировой войны 1914–1917 гг. Царский павильон служил для доставки раненых в развернутый в Федоровском городке госпиталь.