Незаконность программы реновации в Петербурге
Генеральному Прокурору РФЮ.Я. Чайке125993, ГСП-3, Россия, Москва ул. Б. Дмитровка, 15аГлубокоуважаемый Юрий Яковлевич!В С.-Петербурге при Губернаторе Валентине Матвиенко была запущена так называемая программы развития застроенных территорий – реновация, которая предусмотрена ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГсК РФ). Был издан Закон Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года № 238-39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге"» (далее по тексту – Закон СПб № 238-39), которым утверждён перечень 23 территорий, включённых в эту программу.Согласно ч. 5 ст. 46.1 ГсК РФ «на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в ч. 3 и 4 настоящей статьи». Дома, которые перечислены в ч. 3 это: «1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления» и ч. 4 «на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту».Согласно ст. 2 Закона СПб № 238-39 «Основанием для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции, является:1) признание многоквартирных домов в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;2) несоответствие вида разрешенного использования и (или) предельных параметров зданий, строений, сооружений, за исключением объектов (выявленных объектов) культурного наследия, градостроительным регламентам, иной действующей градостроительной документации Санкт-Петербурга;3) принадлежность многоквартирных домов к типовым проектам постройки 1958-1970 годов;4) наличие высокой степени физического износа (более 70 процентов) многоквартирных домов, иных зданий, строений, сооружений вне зависимости от года их постройки;5) принадлежность многоквартирных домов к малоэтажной жилой застройке (до трех этажей включительно), осуществленной в период до 1966 года».Позднее постановлениями Правительства С.-Петербурга для 23 кварталов были утверждены адресные перечни домов, предполагаемых к сносу – это постановления: от 26.08.2008 № 1103, от 25.11.2009 № 1371, 1372, 1373, 1374.Однако, во всех 23 кварталах имеются дома, которые не отвечают требованиям указанным в чч. 3, 4 и 5 ст. 46.1 ГсК РФ и ст. 2 Закона СПб № 238-39. Так на территориях кварталов реновации располагаются дома, не планируемые к сносу, объекты культурного наследия, исторические здания, охраняемые как историческая застройка, новые дома постройки после 1990 г., объекты социальной инфраструктуры – школы, больницы, поликлиники, детские сады и пр., государственные учреждения и объекты Минобороны, МЧС и МВД России, объекты федеральной собственности.Позднее для всех 23-х кварталов были утверждены проекты планировки и проекты межевания. Были изданы постановления Правительства С.-Петербурга об утверждении проектов планировки. Для многих кварталов, расположенных в зонах охраны такие проекты планировки не законны, т. к. в зонах охраны решением С.-Петербургского городского суда от 20.12.2010 признаны незаконными градостроительные регламенты, которыми устанавливаются виды разрешённого использования, без которых нельзя осуществлять строительную деятельность.Однако, кроме собственно незаконности программы реновации, её реализация в настоящее время вызывает много вопросов о чистоплотности намерений чиновников и инвесторов, которые ею занимаются.На примере территории в пределах кварталов 2А и 2Г района Ульянка между пр. Стачек и ул. Лени Голикова, проездом между кварталами 2А и 2Г района Ульянка и парком "Александрино", в Кировском районе, реновацией которого занимается ООО «Воин-В» (всеми другими 22-мя кварталами занимается ООО «СПб Реновация», которая пока к строительству новых домов не приступало). Реализация программы реновации началась здесь в июне 2012 г., сейчас почти завершено строительство 18-этажного жилого дома на участке 146 по ул. Лёни Голикова. После установки ограждения строительной площадки на нём появился щит, информирующий всех, о том, что строится дом, предназначенный для расселения «хрущёвок». Кроме того, на воротах висит обращение к жителям с просьбой не мешать начатому строительству, поскольку оно законно и дом строится для расселения наших соседей, проживающих в ветхих домах.Жители квартала Ульянка 2А и 2Г давно имели информацию о том, что квартиры в этом строящемся 18-этажном доме продаются, начиная с нулевого цикла. И это подтвердилось 23.01.2013 на встрече жителей «хрущёвок» с генеральным директором ООО «Воин-В» Глущенко О. И., который им прямо заявил, что обещанного расселения не будет, все квартиры идут на продажу полностью.На сегодняшний день начатое осуществление программы реновации квартала Ульянка 2А и 2Г превратилось в уплотнительную застройку, которая запрещена законом. Строительство новых домов на расстоянии 15-20 метров от окон существующих домов, не подлежащих сносу, нарушение СНиПов о просматриваемое жилых помещений и кухонь «из окна в окно» - разве это не уплотнительная застройка?Таким образом, подтверждаются опасения, что цель данной программы, или правильнее назвать аферы – захват придомовых территорий существующих домов и ведение уплотнительной застройки с последующей продажей квартир, направленное на обогащение инвестора и, возможно, некоторых чиновников Администрации С.-Петербурга, которые стоят за реализацией данной программы.По вопросу незаконности программы реновации Прокуратурой С.-Петербурга было вынесено представление от 08.02.2010 № 7-09/22-2010 за подписью первого зам. прокурора города С.И. Литвиненко в адрес Вице-губернатора С.-Петербурга Р.Е. Филимонова. Данным представлением Прокуратурой С.-Петербурга было признано, на примере нескольких кварталов, в том числе 1-5 Сосновой Поляны, 55 Тихорецкого пр., Нарвской Заставы, что включение данных территорий в программу реновации является нарушением ст. 46.1 ГсК РФ. Т. к. на территориях данных кварталов расположены объекты, не отвечающие требованиям этой статьи и не предполагающиеся к сносу (о чём указано вначале письма).Но данное представление Правительством С.-Петербурга было проигнорировано и нарушение ст. 46.1 ГсК РФ не были устранены. Каких-либо мер воздействия через суд на Правительство С.-Петербурга Прокуратура С.-Петербурга не предпринимала.Жители квартала 2А и 2Г Ульянки у парка Александрино в августе 2012 г. обратились в Прокуратуру С.-Петербурга, от которой потребовали принять меры прокурорского реагирования и обязать Правительство С.-Петербурга исключить их квартал их программы, как не отвечающий требованиям ст. 46.1 ГсК РФ, а также и по другим нарушениям.На обращения жителей Ульянки были даны ответы Прокуратуры С.-Петербурга из которых следовало, что действительно нарушения законодательства не устранены, но имеется решение С.-Петербургского городского суда от 23.09.2009 по делам № 3-314/09, 3-316/09, 3-344/09, которым якобы подтверждена законность программы реновации и включения в программу кварталов.Однако, судебные дела, на которые ссылается Прокуратура С.-Петербурга рассматривали не постановления Правительства С.-Петербурга, а Закон С.-Петербурга № 238-39, на соответствие требованиям федерального законодательства о местном самоуправлении и т. д., но не по вопросу соответствия ст. 46.1 ГсК РФ включения конкретных кварталов в программу реновации. То есть С.-Петербургским городским судом, во-первых, не рассматривались вопросы, которые были затронуты в представлении Прокуратуры С.-Петербурга от 08.02.2010 № 7-09/22-2010 и в нашем данном письме, а, во-вторых, во время рассмотрения дела Правительством С.-Петербурга не были изданы постановления об утверждении адресных перечней домов планируемых к сносу и об утверждении проектов планировки и межевания. Таким образом, ссылка Прокуратуры С.-Петербурга на данные судебные дела – не корректна и не могут являться причиной сегодняшнего бездействия прокуратуры.Данными незаконными действиями чиновников Правительства С.-Петербурга нарушены наши права на благоприятную окружающую среду и на доступ к объектам культурного наследия. В случае реализации программы будут ухудшены жилищные условия десятков тысяч людей, дома которых не планируется сносить.Боле того, как показывает практика реализации программы, на примере, квартала 2А и 2Г Ульянки, реновация – это обман, т. к. квартиры в домах для переселения жителей хрущёвок предназначены не для жителей хрущёвок, а выставлены на продажу. Эти опасения высказывались давно с самого начала реализации программы, однако, теперь они подтверждаются фактами.Жители кварталов неоднократно обращались в Прокуратуру С.-Петербурга с требованиями принять меры к устранению нарушений. Но, несмотря на представление Прокуратуры 2010 г., в настоящее время прокуратура, неправомерно ссылаясь на судебную практику, бездействует.Ввиду вышеизложенного просим Вас:1) направить в адрес Правительства С.-Петербурга протест об отмене постановлений Правительства С.-Петербурга и приложения к Закону СПб № 238-39:- об утверждении адресных перечней (от 26.08.2008 № 1103, от 25.11.2009 № 1371, 1372, 1373, 1374),- об утверждении проектов планировки и межевания (от 17.05.2011 № 613, от 13.07.2011 №№ 996, 997, 1010, 1011, 1012, 1013, 1014, 1015, 1020, 1021, от 23.07.2012 №№ 742, 743, 744, 745),- перечня планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге – Приложение к Закону СПб № 238-39.2) Провести проверку возможного коррупционного сговора между ООО «Воин-В», ООО «СПб Реновация» и чиновниками Администрации С.-Петербурга при реализации программы реновации.3) Отменить разрешения на строительство многоквартирных домов, которые в настоящее время возводятся и планируются к возведению в кварталах 2А и 2Г Ульянки (дома на участках 145 и 146 по ул. Лёни Голикова) и квартале 7-17 Сосновой Поляны.К данному обращению прилагается справка на 15 листах с приложениями переписки и др. документов, в которой сделана оценка незаконности программы реновации на примере конкретных кварталах, указаны конкретные номера и названия актов, которые подлежат отмене.