Против проекта ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)»
Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» (http://council.gov.ru/kom_home/ccf_socpolicy/legislation/drafts/index.html) в своей содержательной основе и целевой направленности, - не декларируемой, а фактической, - является категорически неприемлемым. Он представляет собой очередную попытку установления государственно - бюрократического контроля над сферой проявления гражданской активности и самоорганизации граждан, свободного общественно значимого волеизъявления людей.Тотальный государственный контроль над добровольчеством, как это предусматривает законопроект, извращает саму суть добровольческого движения. Авторы не заметили, что фактически добровольчество уже существует, оно выработало свои моральные правила и создало информационную сеть. Государство может поддержать добровольцев, не подминая гражданское движение под себя. Считаем, что предлагаемый законопроект губителен для добровольчества.
Подробнее о недостатках закона можно прочитать ниже: Представленный законопроект посвящен актуальному и требующему в определенной степени нормативного регулирования вопросу добровольческого труда в России. При этом уровень регламентации и государственного вмешательства в сферу свободного приложения труда граждан должен быть минимален. Фокус законодатель может делать лишь на закреплении конкретных механизмов, способствующих поддержке добровольчества, выделении гарантий, льгот, способствующих вовлечению в добровольческую деятельность широко круга заинтересованных лиц.По итогам общественной экспертизы в отношении законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)» были сформулированы следующие замечания:1.Понятийный аппарат. Закрепление в тексте законопроекта синонимичных понятий «Доброволец» и «Волонтер» не имеет смысла. Считаем, что понятие «Волонтер» должно быть исключено.Предложенное понятие добровольческой (волонтерской) организации не раскрывается авторами. Если авторы законопроект подразумевали любую НКО, которая наряду с другими видами деятельности, использует добровольческий труд, то под данное понятие в итоге подпадут практически все отечественные НКО, что нивелирует ценность введения данного понятия в принципе.2.Принципы добровольческой (волонтерской) деятельности.Статья Законопроекта вводит запрет: «Добровольческая деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг». Считаем данный запрет противоречащим основам развития добровольчества и институтов гражданского общества. Поддержка добровольцев крайне необходима в деятельности социально ориентированных НКО. Если, по мнению авторов Законопроекта, поддержка должна оказываться только государству, то это концептуальное заблуждение.Также необходимо осуществлять продвижение среди граждан страны целого ряда социальных услуг, в частности вакцинации, особенно в районах чрезвычайных происшествий.3.Цели и задачи добровольческой деятельностиПо мнению авторов Законопроекта одной из целей добровольчества являться безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов. Считаем, что подобное ограничение, способное не допустить добровольцев к оказанию помощи нуждающимся, неприемлемо. Непонятно, кто и в каком порядке будет давать разрешение, к примеру, на участие в тушении пожаров или поиске грибников, потерявшихся в лесу. Поучается, что прежде, чем оказать помощь, нужно спросить у органа власти на это разрешения.Острую критику вызывает выделенная в законопроекте Задача №1 – «Помощь государству в решении его социальных задач». Она представляет добровольчество в качестве государственного инструмента при реализации задач в социальной сфере. Во все времена добровольцы оказывали помощь людям, которые нуждаются в ней, а не государству, утратившему социальную ориентацию. Не зря же А.Н. Солженицын сказал, что общественные организации возникают тогда, когда государство не выполняет своих социальных функций по отношению к гражданам. Считаем данную задачу концептуально неверной.С данной задачей перекликаются положения статьи 8 Законопроекта: «Организатором добровольческой деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев самостоятельно или через добровольческие организации». Считаем, что данное положение свидетельствует о желании органов власти подменить добрую волю добровольцев. И место добровольцам отводится «почетное»: бесплатно помогать всем выше перечисленным органам и организациям реализовывать их оплачиваемые функции.Важной задачей также является пропаганда добровольчества не только среди молодежи, но и других возрастных групп населения. Все они могут внести свой значимый вклад в решение социально значимых проблем общества. Более того, добровольческая деятельность лиц старшего возраста будет способствовать сохранению ими социальных связей, приобретению ими новых знаний и навыков в меняющейся социальной среде.4.Права и обязанности добровольца.Считаем незаконным ограничение права добровольца на свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если это предусмотрено договором с добровольцем (волонтером). В данном случае можно говорить о принудительном труде (человек фактически принуждается без оплаты выполнять работу, которую он не желает выполнять), что нарушает нормы международного права и нормы статьи 37 Конституции России.Также вызывает критику обязанность добровольца соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности. Усматриваем нарушение данным положением как российского, так и международного законодательства. Желание органов власти заранее взять подписку с добровольцев о неразглашении, к примеру, информацию о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, нарушает статью 7 ФЗ «О государственной тайне».5.Личная книжка добровольца и реестр добровольцев.Законопроект не определяет правовой статус книжки добровольца (волонтера), не указывает, в каких сферах данная книжка волонтера может использоваться, засчитывается ли на основании книжки добровольца осуществленная деятельность в стаж работы по определённой специальности. Заполнение личной книжки добровольца (волонтера) ставится в зависимость от нахождения физического лица в закрытом реестре добровольцев (волонтеров). В случае добровольческого труда гражданина, не включенного в реестр, и осуществляющего безвозмездную помощь не по направлению органа власти, возможность получения книжки добровольца исключается, что не способствует развитию самостоятельного (негосударственного) добровольчества (волонтерства).Статья 14 законопроекта предусматривает, что все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя из данной формулировки реестр добровольцев будет доступен только уполномоченному органу, т.е. попросить о помощи лиц, которые именно для ее оказания были по их заявлению включены в реестр, сможет только государство. Для других НКО, которые хотят провести добровольческую акцию, данный реестр будет недоступен, что априори серьезным образом снижает ценность данного реестра.Огосударствление института добровольчества, замыкание добровольческих инициатив в рамках закрытой системы (ограниченный доступ к сведениям в реестре добровольцев; введение специального статуса добровольческой (волонтерской) организации; выделение привилегий для зарегистрировавшихся в реестре добровольцев перед теми, кто не имеет регистрации, никоим образом не способствует развитию гражданского общества в России.6. Координатор добровольцев.Указывается, что координатором добровольцев может выступать только член добровольческой организации. Это является существенным ограничением, так как развитием добровольчества, осуществлением добровольческих мероприятий может заниматься не членская НКО. Более того, любая НКО должна иметь право привлекать профессионалов и специалистов к своей деятельности, в том числе к работе с волонтерами, без обязательного их вступления в ряды членов НКО.При этом в законопроекте никак не обозначаются права и обязанности координатора добровольцев.