Против закона об упрощенном изъятии земель на территории Новой Москвы и Подмосковья
По материалам "Свободной прессы" от 23.01.2013(http://svpressa.ru/society/article/63540/):"Государственная Дума в среду приступила к рассмотрению скандального законопроекта, предусматривающего упрощенный порядок изъятия земельных участков на территории «новой Москвы».Изъятию и резервированию, сказано в тексте документа, подлежат земельные участки, находящиеся как в государственной и муниципальной собственности, так и в собственности юридических и физических лиц. Что получат люди взамен? Предполагается компенсация стоимости изъятого имущества, предоставление земельных участков или квартир.Механизм будет такой. Собственника известят за месяц. В случае если за этот период не будет заключено соглашение об изъятии, исполнительный орган государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии. Размер подлежащих возмещению убытков может быть оспорен собственником в судебном порядке. Но при этом сам факт судебного спора не станет препятствием для принудительного изъятия собственности.Москве передадут полномочия по резервированию земель, принятию решений об их изъятии, распоряжению земельными участками, предоставляемыми взамен изымаемых, принятию решений о прекращении прав на объекты недвижимого имущества. Средства для осуществления перечисленных функций предполагается выделять из федерального бюджета.В сентябре прошлого года проект закона отказалось согласовывать Министерство юстиции РФ. Мотивировка: такой порядок противоречит Гражданскому кодексу, он серьезно нарушает права собственников, которых необходимо предупреждать об изъятии имущества за год. Однако в следующем месяце ведомство отказалось от претензий.Сейчас озабоченность выражает правовое управление аппарата Госдумы. Оно указывает, что вопрос значительного сокращения срока внесудебного порядка заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества до одного месяца нуждается в «дополнительном обсуждении». Также управление не согласно с требованием о немедленном исполнении решения суда. Гражданский кодекс, сказано в заключении на проект, предусматривает перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, в число которых принудительное изъятие имущества не входит. Нуждаются в уточнении и основания для расчета стоимости имущества.В настоящее время законодательство позволяет отнимать частную землю для нужд государства (строительства объектов инфраструктуры, магистралей и прочего) по решению федерального или местного органа исполнительной власти. После уведомления об изъятии совершаются либо оценка и сделка (если гражданин согласен с предложенными условиями), либо подается заявление в суд (если гражданин не согласен). По свидетельствам юристов, от начала до конца сделки проходит не менее полутора лет.- Закон даст безграничные полномочия московским чиновникам по изъятию имущества на территории «новой Москвы», - опасается депутат Государственной Думы, Дмитрий Гудков. – Учитывая отсутствие контроля за их деятельностью, можно смело предположить, что недвижимость и участки станут отбирать не только для строительства жилья и магистралей, но и для чисто коммерческих целей. По сути, это будут рейдерские захваты. Людей выселят из квартир, отберут землю и возведут, например, торгово-развлекательный центр. Многие участки в этих местах стоят очень дорого. У бизнесменов появится соблазн завладеть ими. А жертвами традиционно станут рядовые граждане. Чиновники станут лоббировать интересы каких-либо инвесторов, желающих возвести вдоль трасс элитное жилье или коммерческие объекты, дающие огромные прибыли.Если предлагаемые проектом полномочия будут отданы чиновникам без общественного, медийного и парламентского контроля – жилье и участки у людей станут отнимать один за другим.Документ могут принять сегодня, а четкого градостроительного плана пока нет! Поэтому чиновники примутся строить, например, магистрали там, где им угодно. Широчайшие возможности: строй где хочу, и что хочу.Не определена и стоимость, по которой станут рассчитывать с людьми за отнятое имущество. Существует кадастровая стоимость, рыночная стоимость. Из какой будет исходить, кто станет этим заниматься – неизвестно.Это может привести к очень печальным последствиям. Люди, у которых начнут отнимать жилье за бесценок, станут перекрывать дороги или выражать протест другими методами.«СП»: - Если у граждан не будет права оспаривать судебные решения, то, выходит, они останутся абсолютно беззащитными?- Именно так. Примут сейчас закон, а людей переселять некуда. Что с ними станет?! Мы пытались исключить рассмотрение этого документа из сегодняшней повести, однако нам не удалось этого сделать.Эксперты поясняют, что право частной собственности в любом государстве не является безусловным, однако в большинстве стран имеются гарантии возмещения убытков собственникам. Норма об изъятии жилья или земельного участка для государственных или муниципальных нужд является примером установления в законодательстве приоритета публичных интересов над частными. То есть государство вправе принять решение об изъятии, если этого требуют публичные интересы. При этом гарантией прав собственника в такой ситуации является предусмотренное законом возмещение убытков."Прошу поддержать протест против принятия данного законопроекта. Подобное беззаконие может коснуться каждого из нас.
В настоящее время в Государственной Думе готовится к рассмотрению во втором чтении Законопроект № 167428-6 «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к городу Москве территориях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».В соответствии с Конституцией РФ и Законами РФ мы требуем внести изменения в данный законопроект:1. Обязательное сохранение публичных слушаний.2. Ограничение перечня объектов федерального и регионального значения, размещение которых требует изъятия земельных участков. Исключение возможности принудительного изъятия земельных участков под строительство иного жилья, соц.объектов, торговых, промышленных и иных коммерческих объектов.3. Закрепить законодательно возможность резервирования и изъятия земли исключительно при наличии документов территориального планирования.4. Прописать в законопроекте механизм оценки и вид компенсаций собственникам изымаемого имущества. В случае изъятия недвижимого имущества, им должно предоставляться соответствующее изымаемому недвижимое имущество (равноценное, не меньшее по площади и равноудаленное от МКАД), и только по выбору (по инициативе) самих граждан возможно предоставление им вместо изымаемого имущества равноценной денежной компенсации либо ухудшение условий с дополнительной компенсацией. 5. Закрепить порядок внесудебного оспаривания размера и вида компенсации. Увеличить срок на досудебное обсуждение предлагаемой компенсации. Уточнить, какими именно документами должны быть обоснованы предложения, увеличивающие рыночную стоимость недвижимого имущества и (или) размер убытков, причиняемых изъятием. Ввести обязательную компенсацию за упущенную выгоду, моральный ущерб, окультуривание земель.6. Ввести понятие «единственное фактическое жилье» несмотря на наличие/отсутствие регистрации, если данная недвижимость - единственная собственность владельца, распространить данное понятие на членов семьи собственника, проживающих вместе с ним.7. Защитить интересы собственников, недооформивших права на недвижимость.8. Прописать порядок уведомления собственника о резервировании и изъятии земельного участка/недвижимости лично под роспись. Увеличить срок, отведенный на уведомление собственника.9. Абзац третий части 9 статьи 10: «Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, не является препятствием для принятия судом решения о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации прекращения и перехода прав и обременений на изымаемое имущество» заменить на «Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, является обязательным для суда основанием для приостановки судебного дела по спору о принудительном изъятии недвижимого имущества». 10. Абзац 4 ч. 9 ст. 10 «Решение суда о принудительном изъятии недвижимого имущества подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда» заменить на «Решение суда о принудительном изъятии недвижимого имущества подлежит исполнению после его вступления в законную силу в установленном законодательством РФ порядке».11. Ввести пункт, запрещающий возведение на изъятых земельных участках иных Объектов, не предусмотренных Перечнем, утвержденным Правительством РФ, в том числе заключение с частными лицами гражданско-правовых договоров, направленных на получение выгоды частными лицами от строительства на изъятых земельных участков Объектов, не предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством РФ.12. Права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, иные не предусмотренные законодательством права на землю могут быть в любое время переоформлены на право собственности. Следовательно, указанные права на землю должны оцениваться не как долгосрочная аренда на 49 лет, что предусмотрено законопроектом, а как право собственности.13. Исходя из многочисленных заверений ответственных лиц города Москвы в том, что данный закон направлен исключительно против латифундистов (крупных землевладельцев), предлагаем законодательно закрепить защиту прав мелких собственников земельных участков и недвижимости. Например, установить предельный размер земельных участков, на которые данный закон не распространится. Во избежание дробления крупных участков, все подобные сделки должны проводиться по согласованию с ответственными госорганами. Либо рассмотреть возможность исключить применение данного закона к физическим лицам, оценив количество латифундистов – физических лиц.
Пункт 2 и 3 обращения дополнены:2. Ограничение перечня объектов федерального и регионального значения, размещение которых требует изъятия земельных участков. Исключение возможности принудительного изъятия земельных участков под строительство иного жилья, соц.объектов, торговых, промышленных и иных коммерческих объектов.Необходимость в предоставлении конкретных земельных участков (ЗУ) должна определяться и решаться на этапе проектирования с учетом существующих документов территориального планирования и Генпланов заселенных территорий. Необходимость изменений существующих Генпланов должна обосновываться и доказываться. Первые слушания и обсуждения должны происходить на этапе предпроектных/проектных работ и рассматриваться как единственная крайняя мера и только для реализации транспортных гос. коммуникаций.3. Закрепить законодательно возможность резервирования и изъятия земли исключительно при наличии документов территориального планирования.Запретить изьятие земельных в заселенных территориях с существующими согласованными Генпланами застройки в целях резервирования. Запретить менять план развития территорий (территориальное планирование) чаще, чем раз в 20 лет и "кошмарить" население в течение неопределенного времени. Неопределенные последствия перспективного социального взрыва возложить на авторов законопроекта и его бенифициаров.
22 марта 2013 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 167428-6 «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к городу Москве территориях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ инициирован В.И.Ресиным, Л.И.Швецовой, Д.В.Волковым, Н.Н.Гончаром. Ответственный комитет – Комитет по земельным отношениям и строительству (Русских А.Ю., Шаккум М.Л.)Закон раскритикован Общественной палатой, Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, экспертами, но их мнение при голосовании не учтено. Против выступает только фракция «Справедливая Россия». В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на жилище, право на законный суд. Данный закон неоднократно нарушает права граждан: "Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, не является препятствием для принятия судом решения о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации прекращения и перехода прав и обременений на изымаемое имущество". Помимо этого, закон отменяет публичные слушания, предоставляет возможность изымать участки в интересах частных инвесторов под строительство объектов регионального и федерального значения, в том числе социальных объектов. Вызывает сомнение объективность оценки изымаемого имущества оценщиком, нанимаемым Москвой.Принятие такого закона приведет к ухудшению инвестиционного климата, так как наглядно демонстрирует нестабильность нашего законодательства – изменения могут произойти в любой момент, как только у группы, имеющей влияние на наши законодательные органы, появится личный интерес в таких изменениях. При том количестве жилищных проблем, проблем с рождаемостью в нашей стране подобные законы усугубляют ситуацию, лишают людей уверенности в завтрашнем дне, увеличивают отток граждан зарубеж.Все согласны с тем, что необходимо развивать дорожную сеть, инфраструктуру. Но лишать людей возможности отстаивать свои интересы в правовом государстве недопустимо!В соответствии с Конституцией РФ и Законами РФ мы требуем внести изменения в данный законопроект:1. Обязательное сохранение публичных слушаний.2. Ограничение перечня объектов федерального и регионального значения, размещение которых требует изъятия земельных участков. Исключение возможности принудительного изъятия земельных участков под строительство иного жилья, соц.объектов, торговых, промышленных и иных коммерческих объектов.Необходимость в предоставлении конкретных земельных участков (ЗУ) должна определяться и решаться на этапе проектирования с учетом существующих документов территориального планирования и Генпланов заселенных территорий. Необходимость изменений существующих Генпланов должна обосновываться и доказываться. Первые слушания и обсуждения должны происходить на этапе предпроектных/проектных работ и рассматриваться как единственная крайняя мера и только для реализации транспортных гос. коммуникаций.3. Закрепить законодательно возможность резервирования и изъятия земли исключительно при наличии документов территориального планирования.Запретить изьятие земельных в заселенных территориях с существующими согласованными Генпланами застройки в целях резервирования. Запретить менять план развития территорий (территориальное планирование) чаще, чем раз в 20 лет и "кошмарить" население в течение неопределенного времени. Неопределенные последствия перспективного социального взрыва возложить на авторов законопроекта и его бенифициаров. 4. Прописать в законопроекте механизм оценки и вид компенсаций собственникам изымаемого имущества. В случае изъятия недвижимого имущества, им должно предоставляться соответствующее изымаемому недвижимое имущество (равноценное, не меньшее по площади и равноудаленное от МКАД), и только по выбору (по инициативе) самих граждан возможно предоставление им вместо изымаемого имущества равноценной денежной компенсации либо ухудшение условий с дополнительной компенсацией. 5. Закрепить порядок внесудебного оспаривания размера и вида компенсации. Увеличить срок на досудебное обсуждение предлагаемой компенсации. Уточнить, какими именно документами должны быть обоснованы предложения, увеличивающие рыночную стоимость недвижимого имущества и (или) размер убытков, причиняемых изъятием. Ввести обязательную компенсацию за упущенную выгоду, моральный ущерб, окультуривание земель.6. Ввести понятие «единственное фактическое жилье» несмотря на наличие/отсутствие регистрации, если данная недвижимость - единственная собственность владельца, распространить данное понятие на членов семьи собственника, проживающих вместе с ним.7. Защитить интересы собственников, недооформивших права на недвижимость.8. Прописать порядок уведомления собственника о резервировании и изъятии земельного участка/недвижимости лично под роспись. Увеличить срок, отведенный на уведомление собственника.9. Абзац третий части 9 статьи 10: «Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, не является препятствием для принятия судом решения о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации прекращения и перехода прав и обременений на изымаемое имущество» заменить на «Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, является обязательным для суда основанием для приостановки судебного дела по спору о принудительном изъятии недвижимого имущества». 10. Абзац 4 ч. 9 ст. 10 «Решение суда о принудительном изъятии недвижимого имущества подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда» заменить на «Решение суда о принудительном изъятии недвижимого имущества подлежит исполнению после его вступления в законную силу в установленном законодательством РФ порядке».11. Ввести пункт, запрещающий возведение на изъятых земельных участках иных Объектов, не предусмотренных Перечнем, утвержденным Правительством РФ, в том числе заключение с частными лицами гражданско-правовых договоров, направленных на получение выгоды частными лицами от строительства на изъятых земельных участков Объектов, не предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством РФ.12. Права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, иные не предусмотренные законодательством права на землю могут быть в любое время переоформлены на право собственности. Следовательно, указанные права на землю должны оцениваться не как долгосрочная аренда на 49 лет, что предусмотрено законопроектом, а как право собственности.13. Исходя из многочисленных заверений ответственных лиц города Москвы в том, что данный закон направлен исключительно против латифундистов (крупных землевладельцев), предлагаем законодательно закрепить защиту прав мелких собственников земельных участков и недвижимости. Например, установить предельный размер земельных участков, на которые данный закон не распространится. Во избежание дробления крупных участков, все подобные сделки должны проводиться по согласованию с ответственными госорганами. Либо рассмотреть возможность исключить применение данного закона к физическим лицам, оценив количество латифундистов – физических лиц.
После принятия закона в третьем чтении (22 марта), остается только писать обращения в Совет Федерации и Путину. Просьба ко всем неравнодушным - пишите! Пусть почувствуют "сопротивление снизу", может, не будут слишком наглеть.Вступайте в группы - https://vk.com/club50577465, там же есть ссылка на facebook - в случае обострения ситуации проще будет объединиться. За нас бьется Голосова Людмила (Профсоюз садоводов России) http://xn--80aeagboma0cadbbbdqlhcka4cwp.xn--p1ai/ . Есть тема на форуме http://www.snos.info/forum/2-458-1. Нужно объединяться, делиться информацией, организовывать активный протест, если к кому-то придет беда. Нельзя в такой ситуации оставаться одним. 62 депутата проголосовали против принятия закона (СР и 18 человек из КПРФ). Мы можем обращаться к ним за помощью, к Хованской Галине Петровне в первую очередь. У нас есть возможность подавать в суд как на правомерность внесения каких-либо "Объектов" в не-к-ночи-будь-упомянутый перечень, так и на само размещение данных "Объектов", на правомерность изъятия. Только объединившись мы сможем грамотно сопротивляться, и появится шанс, что нас оставят в покое и не станут изымать наши дома.Если закон не распространится на всю Россию, у нас есть надежда пережить 6,5 лет его действия без потерь. Но очень многое зависит от нас самих. Не оставайтесь в стороне!